Элективного курса "Пишем сочинение"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю    в течение года.

Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью как залога успешной будущности, карьеры подростка.
                  2. Формирование общекультурной базы личности, воспитание
                   чувства самоуважения, собственного достоинства путем создания собственных творческих текстов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
-    владение литературной речью;
-    логика;
-    связной речи;
-    умение аргументировать свою мысль, а значит,
умение убеждать;
-    умение подать свою мысль с нужной автору стороны;
-    умение строить высказывания в нужном стиле;
-    точность в выборе слова, следовательно, точность в выражении своей мысли, внимание к нюансам высказывания;
-    умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его;
-    практическая грамотность;
-    знание литературного материала.
 Для формирования умений и навыков, перечисленных выше, учащиеся используют следующие виды деятельности: написание эссе, сообщения, первичный анализ текста, редактирование собственных работ, работа с орфографическим, толковым, этимологическим, орфоэпическим и т.п. словарями, устное сочинение и т.д.
  По окончанию курса предполагается тестирование (КИМы к ЕГЭ).
          В течение курса проводятся 2-3 работы (тест, диктант, сочинение), диагностирующие приобретенные знания  и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_pishem_sochinenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Правдинская средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района Московской области»

Примерная учебная программа элективного курса по русскому языку

"Пишем сочинение"

(обучение связной речи)

Автор- составитель

Клебанова Н.Н

учитель высшей категории

9 класс           Примерное тематическое  планирование  

спецкурса по русскому языку

№ п/п

Тема занятия

Примечание

  1. Вводное тестирование
  2. Как сделать свою речь связной.

             Тема-рема. Вопрос-прогноз.

  1. Организация чтения классической литературы.

               Где взять "свои мысли"?

 4.         Понятие «сочинение». Правильный черновик.

               Устное сочинение.

5.         Повторим орфографию.

             Правописание безударных гласных в   корнях, корни с

             чередованием. Согласные в корнях. Орфографический минимум.    

  1.        О движении авторской мысли в тексте.

           Абзац. План.

  1.        Выбор темы. Широкие и узкие темы.
  2.        Как работать с текстом. Цитирование.
  3.        Орфографические нормы.

            Правописание о – е  после шипящих, ы – и после ц          

10         Правописание приставок. Правописание наречий,            

           союзов, предлогов.

11,12,13  Совершенствуем свою речь.

              Орфоэпические нормы (основные)                                          

14,15      Морфологические нормы.

16,17,18  Понятие точности речи. Лексика русского языка.              

                Лексические ошибки, связанные с :

  1. непониманием значения слова
  2. с употреблением омонимов, паронимов,

     синонимов.

  1. лексической сочетаемостью слов
  2. употреблением фразеологизмов

19,20   Синтаксические нормы                                                       

  1. Тестирование.            
  2. О стилях речи. Социальные варианты русского    

языка. Научный  стиль.

  1. Официально-деловой стиль.
  2. Газетно-публицистический стиль.

25,26  Язык художественной литературы. Изобразительно-

            выразительные средства языка.

27,28  Сочинения различных жанров:

29,30    -  сочинение – рассуждение;

  1.     -   сравнительная характеристика;
  1. анализ эпизода;
  2. анализ поэтического текста;
  3. рецензия;
  4.  отзыв;                
  5. этюд;
  6. дневниковая страница.

32,33   Работа над практической грамотностью.                        

  1. -  правописание  н-нн в суффиксах

-   правописание окончаний  глаголов, существительных.

  1. правописание не и ни
  2. не с разными частями речи.
  3. образование причастий.

35          Тестирование. 

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к элективному курсу по русскому языку

"Пишем сочинение"

(обучение связной речи)

     Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю    в течение года.

Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью как залога успешной будущности, карьеры подростка.

                    2. Формирование общекультурной базы личности, воспитание

                   чувства самоуважения, собственного достоинства путем создания собственных творческих текстов.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  1. владение литературной речью;
  2. логика;
  3. связной речи;
  4. умение аргументировать свою мысль, а значит,

умение убеждать;

  1. умение подать свою мысль с нужной автору стороны;
  2. умение строить высказывания в нужном стиле;
  3. точность в выборе слова, следовательно, точность в выражении своей мысли, внимание к нюансам высказывания;
  4. умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его;
  5. практическая грамотность;
  6. знание литературного материала.

 Для формирования умений и навыков, перечисленных выше, учащиеся             используют следующие виды деятельности: написание эссе,  сообщения, первичный анализ текста, редактирование собственных работ, работа с орфографическим, толковым, этимологическим, орфоэпическим и т.п. словарями, устное сочинение и т.д.

  По окончанию курса предполагается тестирование (КИМы к ЕГЭ).

          В течение курса проводятся 2-3 работы (тест, диктант, сочинение), диагностирующие приобретенные   знания  и умения.

Литература:

- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.

         Секреты стилистики – 3е изд.- М: Айрис-Пресс, 2003

- Мещерякова М.И

         Сочинение секреты успеха – М: Айрис-Пресс,2003

- Розенталь Д.Э.

  Сборник упражнений по русскому языку –

  М: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004

- Русская литературная критика XIX век. "Хрестоматия

         литературно-критических материалов: Учеб.пособие

         (сост. О.О. Милованова:- Саратов: лицей, 2003г

- Алексеева Т.В.

          Сочинение: теория и практика. Спецкурс в старших классах-

          СПб; Паритет, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Сочинение – жанр литературного творчества»

Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью....

программа элективного курса "Сочинение на отлично"

С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от...

Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".

Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит   анализу  текста, его интерпретации  и созданию авторского текста  на основе  данного. Он предназначен для обу...