Открытый урок по теме "Лексика" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока .

 Обобщение и систематизация пройденного материала по теме "Лексика" в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МОУ Васильевская основная общеобразовательная школа

Конспект открытого урока по  русскому языку в 6 классе на тему «Обобщение и систематизация  изученного по теме «Лексика»

«Путешествие в страну «Лексика»

6 класс

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  1. Повторить и обобщить тему «Лексика»;
  2. Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  3. Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  1. Повышать творческую активность учащихся;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, чуткости и внимательности к слову.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к родному языку;
  2. Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

Форма урока:

Урок-путешествие

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийная аппаратура
  3. Презентация  Power Point
  4. Карта заданий
  5. Путевой лист

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Оргмомент.

1мин.

  1. Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач.

2 мин.

  1. Путешествие по Острову Лексика (систематизация и обобщение изученного)
  1. Терминологический причал.

5 мин.

  1. Пролив Словарных слов.

3 мин.

  1. Вулкан Словари.

2 мин.

  1. Музей древнерусского быта.

5 мин.

  1. Гора Профессионализмов.

2мин.

  1. Долина Диалектизмов.

7мин.

  1. Физкультминутка.
  2. Дискотека.

2мин.

2мин.

  1. Кафе «Визави»

5мин.

  1. Пролив Антонимов и Синонимов».

3 мин.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

3 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Ребята, я хотела бы, чтобы вы подняли сигнальную карточку «мордашку», которая соответствует вашему настроению на уроке.

-Давайте улыбнемся и настроимся на урок.

Начинаем урок.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

2.        Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач. Слайд 1

- Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие на остров Лексика.

- Итак, открывайте свои путевые листы (Приложение 2), тетради, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях). (анимация по щелчку).

- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем , что нам необходимо повторить сегодня на уроке. Перед вами карта. Обратите внимание , с этим милым человечком мы сначала посетим Терминологический причал, побываем в Проливе Словарных слов, поднимемся на вулкан Словарей, посетим музей Древнего быта, поднимемся на гору Профессионализмов, побываем в долине Диалектизмов, отдохнем на дискотеке, перекусим в кафе «Визави», посетим бухту Антонимов и Синонимов. В конце подведем итоги нашего урока.

- перед вами маршрутные листы, в которые вы будете заносить результаты ваших работ.

- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Маршрутный лист учени__    6 класса   ___________________________

Цель путешествия: повторение изученного по теме: «Лексика »

Остановка

Оценка

Терминологический причал

Пролив Словарных слов

Вулкан Словари

Музей Древнего быта

Гора Профессионализмов

Долина Диалектизмов

Дискотека

Кафе «Визави»

Бухта Антонимов и Синонимов

3.Путешествие по Острову Лексика.

  1. Терминологический причал (повторение терминологии).

- Мы находимся на причале, готовые сойти на берег. Но путь на остров Лексика открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей нашей страны. Это термины, и потому причал носит название – Терминологический. Сейчас мы проверим, насколько хорошо мы запомнили новые для вас слова.

        Терминологический диктант.

Задание: у каждого из вас есть карта заданий (Приложение 1). Откройте ее и выполните задание №1. Под цифрами 1, 2 и т.д. даны лексические значения слов. Запишите  в путевой лист только слова. Не забудьте, что наш причал – Терминологический.

Вопросы:

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

4. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

5.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

6. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

7. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

8. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

  1. Пролив Словарных слов.

Словарный диктант у нас будет необычный. Я вам буду говорить лексическое значение слова, а ваша задача – записать правильно  само понятие. Помните,  ответом будет являться какое- либо словарное слово. (Слайд № )

  1. Кондитерское изделие, приготовленное из семян какао с сахаром и пряностями – конфеты, плитки….
  2. Рядовой военнослужащий сухопутных войск; вообще военный, воин.
  3. Очень большой по размерам, по величине.
  4. Цвет фиалки или сирени, светло-фиолетовый.
  5. Искусство писать четким, красивым почерком, ровным почерком.
  6. Цитрусовое дерево с круглыми оранжевыми плодами в толстой кожуре.
  7. Небольшое сельское поселение.
  8. Водный раствор красящего вещества, употребляемый для письма (синие…, красные…, черные…).
  9. ЭВМ. Является транскрипцией слова сomputer,  что в переводе означает вычислитель.
  1. Вулкан Словари.

- Поднимаемся на вулкан Словари.

Задание: Вам нужно отгадать, о каком словаре идет речь.

  1. Музей Древнерусского быта.

 -Мы путешествуем дальше и  попадаем в город. Местная достопримечательность – музей древнерусского быта.

Выполним задание.

Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.

  1.  Гора Профессионализмов. (Работа в группах)

- Мы с вами поднимаемся на гору Профессионализмов.

- Какие слова мы называем профессионализмами.

- Здесь тоже нас ждет задание:

- название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат

кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор

романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья

скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель

нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование

Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы

Долина диалектизмов (работа в группах).

- А наше путешествие продолжается.  Мы находимся в прекрасной горной долине. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору :

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

- Прихвати, дроля. Да еще в сенях молока кринку.  Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

- Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они употребляют слова, которые встречаются только в той или иной местности).

- Как называются такие слова? (Диалектные).

•        Задание: выпишите диалектные слова (максимально – 5 слов, замените их общеупотребительными).

(задание повышенной трудности  выполнятся  в группах)

•        Проверка

Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.

Мялица - мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы.

Баять - говорить

Бердо - принадлежность ткацкого стана.

Дроля – дорогой, милый.

Мост - пол, сени.

Кринка - молочный горшок, узковатый и высокий.

Пряженец - лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.

Каравайцы - пшеничные блины.

Полудневать - обедать

        Оценка задания: 1 балл за каждое  слово.

  1. На дискотеке .

- Наконец, долгожданная остановка. Все молодые люди спешат на вечеринки, отдавая преимущество дискотекам.

•        Задание: заменить в диалоге жаргонизмы общеупотребительными словами-синонимами.

  1. В кафе «Визави»

- Вы, наверное устали и проголодались? . Я приглашаю вас в небольшое, но уютное кафе.

- А кто, ребята, знает, что такое визави?  (Визави́ (фр. vis-a-vis — «друг против друга») — напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив.)

- Как мы называем слова, пришедшие из других языков? (заимствованные).

-  Усаживайтесь удобнее. А вот и меню

Задание: Прочитайте названия блюд. Сделайте заказ, в который войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? Определите, из какого языка пришло к нам название того или иного блюда.

Меню кафе «Визави»

 Салаты

Салат (итал.) с авокадо (португ.)

Теплый салат из филе кролика

Салат из осетрины

Салат из языка с грибами

Супы

Борщ красный с фасолью (гречес.)

Суп куриный с гренками

Окрошка с квасом

Гарниры

Гречка с луком и грибами

Пюре картофельное

Рис (гречес.) отварной

Картофель фри (француз.)

Десерты

Ассорти  из ягод

Мороженое с сиропом (француз)

Торт (итальянс.) с лесными ягодами

Яблоки в карамели (француз.)

Карпаччо из манго

Фламбе из лесных ягод

Напитки

Кофе (гол, араб) со сливками

Коктейль (англ.)  ягодный

Чай ( тюркс, китайск) черный

Квас русский

Сок яблочный

 

- Все ли слова вам знакомы? Как, находясь в кафе, не попасть в глупую ситуацию при выборе блюд? Есть ли у вас вопросы?

Фламбе - термин французской кулинарии, блюдо поливают алкоголем, а затем поджигают. Цель – придать блюду аромат, показать шоу.

Термин «карпаччо» употребляется применительно практически к любому тонко нарезанному продукту питания, включая мясо, рыбу, морепродукты, грибы, фрукты, овощи и многое другое.

Аж,пю, бю,кю,ню, шт, хт,тч, дж

•        Проверка

•        Взаимопроверка. Оценка.

  1. Бухта Антонимов и Синонимов

-Последняя остановка. Выполним задание: подберите к словосочетаниям синонимы и антонимы.

Подведение итогов.

3. Рефлексия.

 Итак, все в сборе. Сейчас мы с вами будем подводить итоги нашего дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.

- Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

- Что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным?

2. Оценка.

- Сосчитайте  свои баллы в путевых листах, запишите итоговое количество.

- Оцените свою работу на уроке.

«5»-      «4»-    «3»-

- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.

- Значит, наше путешествие в страну «Лексика» оказалось ненапрасным.

3. Домашнее задание.

Использованная литература:

1.        Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2.        Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.,1959.

3.        Введенская Л.А. и др. Русское слово. - М., 1978

4.        Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

5.        Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. - М., 1988

6.        Успенский Л.В. Слово о словах. - М., 1982