ДОКЛАД Вострикова Л.М.
статья по русскому языку по теме

Вострикова Людмила Михайловна

Выступление на тему:

 

Как научить думать и говорить связно на уроках русского языка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить думать и говорить связно на уроках русского языка?

        

СЛАЙД № 2

Современному обществу нужны думающие и грамотные специалисты. Подготовку специалистов осуществляет образование. Поэтому главной задачей современной школы является не только приобретение знаний, умений и навыков, но и формирование интеллектуальной, учебной и социальной компетентностей – в этом особенность современного качества образования.

Данной проблеме в процессе обучения отводится важное место. Для её решения необходимо, чтобы ученики не только получали знания, но  могли рассуждать, решать проблемные ситуации с опорой на имеющиеся знания. Чтобы не просто запоминали изученное, а думали, анализировали, обобщали, устанавливали причинно-следственные связи.

СЛАЙД №3   Поэтому большинство заданий на уроках должно иметь не репродуктивный характер, а поисковый, творческий, заставляющий учащихся размышлять, связно, обоснованно, аргументировано выражать свои мысли, что и позволяет достичь нового уровня в качестве образования.

СЛАЙД №4   Существенную помощь в этом оказывает методика обучения средствами субъективизации. Её автор Г.А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ.

СЛАЙД №5    Главной целью данной методики является взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. 

СЛАЙД №6  Можно выделить следующие этапы урока.

  1. Мобилизующий этап
  2. Формулирование темы и цели  урока
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Итог урока

СЛАЙД №7 Обычно урок, проводимый по данной методике, начинается с мобилизующего этапа. На его основе осуществляется аккумулирование имеющихся у детей знаний и опыта для решения новой проблемы. Предлагаемое задание настраивает учащихся на аналитическую деятельность, в ходе которой они приходят к противоречию между уже имеющимися знаниями и новым знанием.

Свои аргументированные рассуждения они оформляют как связный текст монологического характера.

СЛАЙД №8

Далее, обобщая свои «старые» знания и новую, «открытую», проблему, ученики формулируют тему урока в виде текста-рассуждения. 

СЛАЙД №9

Д: - Терпеливый, артистичный, ленивый, агрессивный –

это  прилагательные,  характеризующие   личность человека.

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11

Также учащиеся определяют дидактическую цель данного урока.

Для этого сопоставляют тему урока с предложенной учителем опорной записью.

СЛАЙД №12

 Основу опорной записи составляют ключевые слова и схемы некоторых языковых понятий, синтезирование которых обеспечивает формулирование учащимися цели урока связным текстом.

СЛАЙД №13



Работа над словарными словами  имеет целью сначала представление нового словарного слова учащимися  через решение логико-лингвистической задачи. Свои решения ученики выстраивают в виде связного текста, в конце которого называется выявленное ими словарное слово.

  1. После этого выявляется лексическое значение слова

через родо-видовое понятие, где дети доказательно обосновывают существенные признаки предмета, обозначенного данным словом.

  1. Затем учитель предлагает этимологическую справку по слову. Далее детьми осваивается орфография слова, т. е. ставится ударение, выясняется безударный гласный, который запоминается.
  2. Если в слове имеется ещё и другая орфограмма, то она также проговаривается. Затем слово вводится в активный словарь детей через выполнение различных логико-синтаксических заданий, активизирующих речемыслительную деятельность детей.

СЛАЙД №14 

В работе над новым материалом ученики совместно с педагогом анализируют изучаемую проблему на конкретном лингвистическом материале. Ведётся конструктивный диалог, в ходе которого поэтапно детьми формулируются части правила или понятия, или алгоритма действий. Свою точку зрения учащиеся доказывают развёрнутым ответом-текстом.

В завершении дети сами делают вывод: формулируют правило или понятие, или алгоритм, которые затем сравниваются с правилом или определением понятия, или алгоритмом действий учебника.

СЛАЙД №15

При закреплении материала выполняются задания, направленные на развитие не менее четырёх психических качеств:  памяти, внимания, мышления  и речи. Дети устанавливают причинно-следственные связи, анализируют и синтезируют, обобщают, решая орфографические, фонетические, морфологические и синтаксические задачи.

Уровень сложности задач постепенно возрастает как на одном уроке, так и от урока к уроку. Обязательна работа с текстом, который не даётся в готовом варианте.

СЛАЙД №16,17

Ученикам предъявляется «заготовка», которую необходимо преобразовать определённым образом на основе анализа текста и дополнительного материала к нему:

таблиц, схем, формул  так,

 чтобы получился текст. Текст обязательно носит нравственно-познавательный характер, который привлекает внимание детей своим содержанием. К каждому тексту после его составления предлагаются три-четыре дополнительных задания по разным разделам русского языка.

Задания требуют концентрации внимания и способствуют углублению имеющихся знаний обучающихся.

Задания составлены с возрастающим уровнем сложности, что поддерживает интенсивность и активность интеллектуальной деятельности детей. В работе используется приём антиципации, который позволяет ученикам самим сформулировать задание на предложенном материале и спрогнозировать его результат.


СЛАЙД №18 В итоге работы учащиеся повторяют правило по памяти со своими примерами, которые ещё не звучали на уроке.

Ученики учатся доказывать свою позицию, анализируя материал и ответы товарищей.

Результатом работы по данной методике считаю повышение заинтересованности моих учеников в знании родного языка: дети с желанием выполняют различные аналитико-синтетические задания и сами, пользуясь приёмом антиципации, их составляют и решают, критически подходя к ответам товарищей.

 
СЛАЙД №19


Обучающиеся в моём классе внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и углубляет интеллектуальный уровень. Большинство детей без затруднений формулируют тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, лично-ориентированном уровне усваивать новый программный материал.

Мне самой интересно думать над решением предложенных автором методики логико-лингвистических задач, а также их составлять, открывать что-то ранее незамеченное. Данная методика как хорошая гимнастика ума не даёт мне стоять на одном месте, а заставляет постоянно самосовершенствоваться, углублять и обновлять свои имеющиеся знания. Стараюсь и своих учеников научить этому же, чем их приближаю к уровню современного качества образования.


           Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Понятие «субъективизация» непосредственно связано с термином «субъект», его важнейший смысл — активное начало в человеке.

Основными средствами субъективизации являются:

-  систематическое    использование антиципации почти на всех структурных этапах урока;

—        целенаправленное развитие логического мышления учащихся;                        

—        повышение   речевой   активности школьников

.Ребенку предоставляется право быть субъектом учебного процесса.

Урок с применением методики обучения средствами субъективизации развивается по определённым правилам

Правило 1. Требует от учителя  предварительно

 продуманных, чётко сформулированных вопросов и заданий, а от учащихся доказательных, развёрнутых ответов.

 

Правило 2. На любом этапе урока не следует

 давать учащимся готовую информацию.

Правило 3. Необходимо предоставить учащимся право  первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, тему и цель урока и т.д. В этом

 и заключается специфика каждого вида работы.

Правило 4. Не указанные школьниками действия восстанавливаются с помощью наводящих вопросов учителя.

Антиципация -

опережающее    отражение  окружающей  действительности (предвиденье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Л.Толстой в поэзии Федора Вострикова"

Методическая разработка была подготовлена на областной конкурс "Лев Толстой  - философ и просветитель". В ней содержится материал о  жизни и деятельности Л.Толтого в Алексеевском крае (Повол...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Стоп! Снято!» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014

В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение начинающими журналистами газетного ремесла в ходе творческой деятельности. Программа ориентирована ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа креатива» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014

Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы. Школьные традиции являются тем звеном, которое объ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «БонЖур» (для учащихся 11-13 лет)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые...