конспекты, упражнения и диктант по теме "Правописание числительных"
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме

Конспект по правописанию числительных (Сборник упражнений для поступающих в ВУЗы. Под ред. Д.Э. Розенталя).

Упражнения для дополнительных занятий (по теме "Правописание числительных) (Сборник упражнений для поступающих в ВУЗы. Под ред. Д.Э. Розенталя).

Диктант (правописание числительных) (Сборник упражнений для поступающих в ВУЗы. Под ред. Д.Э. Розенталя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chislitelnyh.docx14.75 КБ
Файл uprazhnenie_chislitelnye.docx12.06 КБ
Файл diktant.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. 1. С л о ж н ы е количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся с л и т н о : семнадцать, шестьдесят, семьсот.

2. С о с т а в н ы е количественные числительные пишутся р а з д е л ь н о ; в них выделяется столько слов, сколько в числе имеется значащих цифр (не считая нулей), но с добавлением слов тысяча, миллион и т. п., при этом учитывается слитное написание сложных числительных: 32 — тридцать два; 405 — четыреста пять; ЗОЮ — три тысячи де-

сять.

3. Д р о б н ы е числительные (также и смешанные числа) пишутся р а з д е л ь н о : 3/5 — три пятых; 24/7- — две целых и четыре седьмых.

II. 1. Сложные и составные п о р я д к о в ы е числительные пишутся так же, как и соответствующие количественные числительные: семнадцатый, семьдесят девятый, триста двадцать седьмой.

2. Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся с л и т н о : тридцатипятитысячный, двухсотдвадцатипятимиллионный, двадцатиодномил- лиардный. Однако практически обычно используется цифровое обозначение с дефисным написанием: 35-тысячный и т. п., особенно при наличии сочетания с половиной: 7- -тысячный (вместо семи с половиной тысячный). Слово двухсполовинный и т. п. пишется с л и т н о .

III. У числительных пять — девятнадцать, а также двадцать и тридцать буква ь пишется на конце, а у числительных пятьдесят — восемьдесят и пятьсот — девятьсот — в середине слова (меж-

ду двумя основами).

121. Напишите числа и цифровые обозначения прописью.

1.8; 11; 17; 34; 68; 79; 327; 888; 1050; 100007; 14-й; 34-й; 79-го; 327-му; 400-й; 668-м;

в 1050-м; 23-тысячный; 200-миллионный.

122. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В соседней школе имеются три параллельных сед..мых класса. 2. Каждого ученика снабдили четыр..мя тетрадями. 3. Клуб филателистов ведёт переписку с вос..м..юдесят.. вос..м..ю странами. 4. В личной библиотеке инженера имеется не то трист.. , не то четырест.. книг по различным вопросам техники. 5. Олимпиада по истории проводится для учащихся оди..адцатых классов. 6. В большинстве стран мира принята десятеричная система исчисления.

123. Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале баскетбольных соревнований команда-победительница выиграла со счётом 78 : 67.

124. Образуйте от данных количественных числительных порядковые и запишите их.

17; 90; 100; 200; 2000; 25 тысяч; 425 тысяч;

375 миллионов; 21 миллиард.

125. Образуйте отданных сочетаний сложные прилагательные и запишите их.

20 граммов; 1- килограмма; 3 часа; 4 километра; 8 литров; 11 метров; 21 минута; 38 дней; 2500



Предварительный просмотр:

Выберите одну из заключенных в скобки форм. 1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами. 3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток). 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов). 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца. 9. Жители отметили (восемьсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего города. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки). 11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов ).

Выберите одну из заключенных в скобки форм. 1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами. 3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток). 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов). 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца. 9. Жители отметили (восемьсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего города. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки). 11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов ).

Выберите одну из заключенных в скобки форм. 1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами. 3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток). 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов). 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца. 9. Жители отметили (восемьсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего города. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки). 11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов ).



Предварительный просмотр:

Диктант

На границе двух современных государств: Египта и

Судана — более трёх тысячелетий назад был высечен

в скалах храм фараона Рамзеса Второго. Высота храма —

тридцать три метра, ширина — восемьдесят восемь и глу-

бина — шестьдесят три метра. Четыре двадцатиметро-

вые фигуры восседают у входа в храм. О размерах этих

скульптур можно судить по тому, что длина носа скульп-

туры равна девяноста восьми сантиметрам, уха — ста

шести, а глаза — восьмидесяти четырём сантиметрам.

Общий вес величественного сооружения составляет трис-

та тысяч тонн.

В одна тысяча девятьсот семидесятом году было завер-

шено строительство Асуанской плотины. В результате

возникло огромное водохранилище, которое затопило бы

храм, если бы не был предложен и осуществлён неслы-

ханный по технической смелости проект его сохранения.

Трёхсоттысячетонный монумент было решено под-

нять и установить на площадке, возвышающейся над

уровнем водохранилища — Асуанского моря. Скалы,

примыкающие к храму, нужно было подрезать, а осво-

бождённый от каменной оболочки и опоясанный могу-

чим бетонным обручем храм Рамзеса — поднять на шее*

тидесятидвухметровую высоту. Так же и на ту же высоту

нужно было поднять и небольшой храм, воздвигнутый

в память супруги Рамзеса.

Официальное открытие Асуанской плотины состо-

ялось в январе одна тысяча девятьсот семьдесят первого

года. Её высота составила триста шестьдесят четыре мет-

ра, а объём — сорок четыре миллиона триста тысяч ку-

бических метров.


§ 68. Употребление форм числительных

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляются: 1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»), трое котят;

2) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении 'люди'): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;

3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов;

4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.

2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями.

3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом [например, нельзя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. используют разные формы косвенных падежей (кроме ви-нительного).

4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах, в полутораста книгах.

5. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя, выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.

6. При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента.

7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот» . Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.

8. При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.

9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме родительного падежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключение: сто и девяносто всегда сохраняют начальную форму (столетие, столетия', девяностометровый, девяностометровому).

10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши, тридцать четыре дома.

11. С предлогом по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги, по триста рублей; остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу, по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект обобщающего урока по теме "Имя числительное" в 6 классе.

Задания  для повторения и закрепления знаний об имени числительном в игровой форме....

Конспект и презентация к уроку "Имя числительное"

систематизация и обобщение знаний, умений  и навыков, полученных при изучении темы « Имя числительное»; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению,  получе...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Диктант по теме "Числительное" (6 кл)

Диктант с грамматическим заданием....

Диктант по теме: "Числительное".

Диктант по теме: "Числительное". Контрольная работа по теме: "Числительное" для детей с ОВЗ, 6 класс....