Конспект и презентация к уроку "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Колоколова Татьяна Александровна

систематизация и обобщение знаний, умений  и навыков, полученных при изучении темы « Имя числительное»; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению,  полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок путешествие. Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Цели урока:

  • Образовательные – систематизация и обобщение знаний, умений  и навыков, полученных при изучении темы « Имя числительное»; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению,  полученных знаний.
  • Развивающие – развитие памяти, внимания , быстроты реакции, культуры речи; формирования чувства ответственности за свой выбор и результаты своего труда; овладения приемами учебной деятельности.
  • Воспитательные – воспитать любовь к родному языку, привить интерес к его познанию; воспитать эстетическое отношение к слову; формировать самодеятельность  мышления, творческих способностей.

Тип урока – повторение изученного по теме « Имя числительное».

Вид урока – урок – путешествие.

Средства обучения – наглядные пособия (картинки по теме урока), раздаточный материал ( карточки с картинками для записи ответа, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для дифференцированного контроля знаний, карточки для творческого задания), вопросы для викторины, для оценки деятельности учащихся и деятельности учителя.

Методы обучения – слово учителя, беседа, грамматико-орфографические упражнения, демонстрация, преобразование языкового материала, составление связного текста.

Оформление доски – запись числа, темы урока и эпиграфа к уроку, картинки.

Эпиграф: Как обойтись бы без числа

                   Наука точная могла?

                   Расчет во всяком деле нужен.

                   Ты и с числительным будь дружен.

                                     

До начала урока предложить детям заполнить таблицу готовности к уроку по пятибалльной шкале.  Например:

Ф.И.

5 баллов

4 балла

3 балла

1.Житкова Наташа            

2.Кшуманева Ирина

3.Фадеев Миша

4.Хайсанова Настя

5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать;

4 балла – я готов к работе;

3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всё удаётся, я устою на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь (баллов «2» и «1» нет).

Анализ учебной готовности позволит представить достаточно полное отношение учеников к предмету, уровень их готовности, необходимые меры для улучшения ситуации.

Ход урока

  1. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

        

  1. Работа по теме урока. Записи в тетради числа, темы урока.

Слово учителя.  Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков путешествовали по городу «Имя числительное». Многое увидели, многое узнали, многому научились. И вот пришло время нам с вами подвести итоги нашего путешествия. Посмотрите: перед вами первый гостеприимный дом. Зайдем в него.  Здесь живут величественные числительные количественные. Помните их? (СЛАЙД 1)

Картинка 2 из 96000http://im7-tub.yandex.net/i?id=17653456-59-72         Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0090386.wmf

Давайте проведем небольшую викторину (у каждого учащегося на парте лежат карточки, на которых записаны цифры от 1 до 10; они поднимают ту из них, где, по их мнению, правильный ответ).

Викторина

  1. Это числительное спряталось в глаголе «досеять» (Десять)
  2. Эти числительные различаются одной буквой. (Девять – Десять).
  3. Это числительное легко получить из «удава». (Два).
  4. В этом числительном только глухие согласные. (Шесть)
  5. Это числительное, легко спутать с глаголом. (Три).
  6. Это числительное, есть в глаголе «месить». (Семь).
  7. Посмотрите вы на шерсть, там числительное есть. (Шесть).
  8. Этому числительному можно «доверять». (Девять).
  9. Из какого числительного можно выбить дно. (Один).

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Но они, количественные числительные, вас всё равно так просто не отпустят. Они хотят кое о чём спросить.

Упражнение №1.

Вопрос 1. Какое время показывают эти часы?

Вопрос 2. Сколько месяцев с начала года прошло?

Вопрос 3. Сколько дней с начала года прошло?

(Дети отвечают: одиннадцать часов, один месяц, тридцать три дня.)

 (СЛАЙД 2)

                 http://im0-tub.yandex.net/i?id=103942386-05-72http://im4-tub.yandex.net/i?id=53083187-24-72

- Молодцы! А теперь давайте вспомним вместе с вами, как склоняются количественные числительные. Для этого выполним следующие задания.

Упражнение №2. Разноуровневые задания.

Пояснение. При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

  • Каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
  • Ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3» он может рассчитывать только на «3»;
  • Если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа должна, оценена «2» (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
  • Нельзя допускать списывание, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
  • Задания разного уровня лучше всего пометить разными значками (это лучше, чем, если на карточке будет написано: уровень «3»);
  • Учащимся, не освоившим даже уровень «3», нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило.

Уровень («3»).

Просклоняйте числительное              

И.п._____________________        Д.п.        В.п.

Р.п._____________________

Д.п._____________________                                      

В.п._____________________        Р.п.        Т.п.

Т.п._____________________

П.п._____________________  

        И.п.        П.п.

Уровень («5»).

Просклоняйте числительное восемьсот.

И.п._____________________

Р.п._____________________

Д.п._____________________

В.п._____________________

Т.п._____________________

П.п._____________________

- Для того чтобы вы не забыли дружную семью количественных числительных, они дарят вам свою визитную карточку. Напишите на ней их имена.

Упражнение №3.

        Количественные числительные

        ______________________________

        ______________________________

        ______________________________

Ответ: Сорок, сто, пятнадцать,

Тридцать три и двадцать,

Восемь, пять, пятьсот,

Семнадцать,  восемьсот.

- Мы попрощались с количественными числительными.                (СЛАЙД 3)

Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0090386.wmf      Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0297551.wmf

        

Наш путь лежит дальше. Вот уютный домик порядковых числительных. Вопросы их уже готовы. За дело принимайтесь снова.

Упражнение №4.                                                               (СЛАЙД 4)

http://im8-tub.yandex.net/i?id=310840859-02-72      http://im4-tub.yandex.net/i?id=53083187-24-72

Вопрос 1. Который час?

Вопрос 2. Какой сейчас месяц?

Вопрос 3. Который день с начала года?

(Дети отвечают: одиннадцатый, второй, тридцать четвертый.)

- Молодцы! А теперь выполним следующее задание…

Упражнение №5.

Задание. Найдите ошибки в написании числительных.

Пример

Отметьте предложения с ошибками

  1. Шестьдесят шестой день нашего пребывания на острове прошёл спокойно

  1. Двухтысячный посетитель выставки получил подарок.

  1. Двадцать третье февраля – праздничный день.

  1. Стомиллионный город похож на таинственный остров в огнях.

  1. Двухмиллиардный житель планеты очень счастлив.

 ( Ответ: 1, 3.)

- Для того чтобы вы не забыли дружную семью порядковых числительных, они дарят вам свою визитную карточку. Напишите на них их имена.

        Порядковые числительные

        _______________________

        _______________________

        _______________________

        

Ответ: второй, десятый и двадцатый,

Восьмой, и первый, и тридцатый,

Семнадцатый, седьмой, девятый,

И третий, и сто сорок пятый.

- Мы продолжаем наш путь по городу. И вот домик собирательных числительных. (СЛАЙД 5)

http://im8-tub.yandex.net/i?id=26659104-13-72     Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0090386.wmf

           

Они предлагают поиграть в игру «Помоги фотографу». Однажды приехал в город фотограф. Обрадованные жители поспешили сняться на память. Но вот беда: фотограф запутался в огромном количестве фотографий и не знает, все ли они принадлежат собирательным числительным. Ведь не хотелось бы, чтобы они подумали, что он не знает русского языка. Помогите фотографу. Подпишите снимки и разыщите лишние.   (СЛАЙД 6)

        

        

        

Ответ: 1.  Три цветка. 2. Двое львят. 3. Три собаки. 4. Двое зайчат. 5.две черепахи. 6. Двое очков.

Упражнение №8.

Задание. Исправьте грамматические ошибки.

  1. Двое белок собирали шишки.

( Подсказка: собирательные числительные не употребляются существительными женского рода! )

Ответ: Две белки собирали шишки.

  1. Обоими лапами медведь ловил рыбу.

( Подсказка: числительное «обоими» употребляется только с существительными мужского и женского рода!)

Ответ: Обеими лапами медведь ловил рыбу.

  1. В течение трех суток верблюжонок ничего не ел.

( Подсказка: собирательные числительные употребляются с существительными, не имеющими единственного числа, только в И.п. и В.п. В прочих падежах обычно употребляются количественные числительные.)

Ответ: В течение трёх суток верблюжонок ничего не ел.

- Для того чтобы вы не забыли дружную семью собирательных числительных они дарят вам свою визитную карточку. Напишите на ней их имена.

Упражнение №9.

Собирательные числительные.

        ________________________________

        ________________________________

        ________________________________

Ответ: Двое и трое утят,

Четверо, пятеро котят,

Шестеро, семеро саней,

Восьмеро, девятеро друзей,

Десятеро смелых ребят,

Числительные знать хотят.

- Ребята, мы завершаем наше путешествие посещением домика дробных числительных.   (СЛАЙД 7)

  http://im6-tub.yandex.net/i?id=350960938-26-72Q:\140066.rus\MEDIA\CAGCAT10\j0090386.wmf


   

Дробные числительные тоже хотят устроить испытание. И их вопросы далеко не просты.      

Упражнение №10.     (СЛАЙД 8)

                                                         http://im3-tub.yandex.net/i?id=2302547-48-72http://im2-tub.yandex.net/i?id=291050230-19-72

Вопрос 1. Который час?

Вопрос 2. Какая часть флага имеет красный цвет?

Вопрос 3. Какую часть сыра отрезали?

(Дети отвечают: одна четверть первого, одна третья, одну четвертую).

- Числительные могут выполнять в предложении самые разнообразные синтаксические роли. Как актеры в театре, они очень легко меняют маски. Попробуйте найти их в предложениях.

Упражнение №11.

Задание. Подчеркните числительные. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Одна вторая две третьих восемь пятнадцатых – это дробные числительные.
  2. У меня нет ни четырёх пятых, ни трёх четвертых, ни двух третьих нужной суммы.

- Для того чтобы вы не забыли дружную семью дробных числительных они дарят вам свою визитную карточку. Напишите на ней их имена.

         Упражнение №12.

        ________________________________

        ________________________________

        ________________________________

        ________________________________

        ________________________________

Ответ: одна вторая, две шестых,

семь сотых, три сорок восьмых,

шесть тридцать пятых, пять седьмых,

девять десятых, две вторых.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Обобщая всё изученное, обобщая всё сказанное, выполним с вами последние задание.

Упражнение №13.

Задание. Придумайте текст по картинке, используя по возможности все разряды числительных, и запишите его в своих тетрадях.  (СЛАЙД 9)

C:\Users\ПК\Desktop\Новая папка\2011-05-23 урокк\урокк 001.jpg   

Подведение итогов урока.

      В конце урока , важно не только повторять пройденный материал, но и осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему.

      Поэтому детям предлагается ответить в конце урока в письменном виде на вопросы, записанные на листочках (напротив каждого вопроса нужно написать «да» или «нет»):

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумел показать свои знания?

В целях экономии времени можно поступить и иначе. Учитель выдаёт ученикам карточки трёх цветов:

  •  Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.
  • Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
  • Карточка зеленого цвета обозначает: «Пользы то урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов».

В конце урока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, которой соответствует его оценке урока (фамилия на карточке не указывается).

        На других листочках детям предлагается оценить учителя. Для этого они письменно отвечают на следующие вопросы ( с указанием своей фамилии или без):

  •  Поставьте мне оценку как педагогу по  5-ти бальной шкале.
  • Укажите мне мои ошибки и недостатки.
  • Подскажите мне, что я должен сделать, чтобы вам было приятнее и легче учиться.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания раздаются индивидуальные карточки для дифференцированного контроля знаний

Пояснение. При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем необходимо опираться на следующее:

  • Общий уровень обученности ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
  • Индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным, историческим наукам и т.д.);
  • Неспособность ученика усваивать предмет по трем или иным причинам (кроме отставания в умственном развитии);
  • Интерес учащегося к предмету.

Карточка А.

  1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Зна…те ли вы, что 70-80-е гг.:

…около (60) стад…онов (1200) (спортивно) г…мнастических залов (30)  ба(с,сс)ейнов (1700) вол…йбо(л,лл)ьных и баск…тбо(л,лл)ьных  пл…щадок еж…дневного пр…н…мали сотни тысяч(?) москвичей;

      в ст…лице еж…годно проходило (800-900) соревнований по (48) видам спорта.

  1. Напишите небольшой текст (шесть – восемь предложений), в котором постарайтесь объяснить, почему вы занимаетесь или не  занимаетесь спортом.

Карточка В.

  1. Прочитайте текст. Напишите его изложение, включив ваше отношение к информации. Все указанные цифры употребите вне скобок и запишите словами.

Знаете ли вы,

…на каком языке говорит больше всего людей?

Оказывается, наречие мандарин китайского языка – самый используемый язык в мире. На нём общаются более885 миллионов человек. Испанский занимает второе место (332 млн.), английский – третье (322 млн.), а язык бенгали – четвертое (189млн.). русский в этом на 7-м месте (170млн.).

  1. Выберите из текста одно трёхзначное число и просклоняйте его.
  2. Напишите рассуждение (шесть – восемь предложений) о том, почему важно и полезно изучать иностранные языки.

Карточка С.

  1. Вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки. Цифры запишите словами.

268 девушками из 172 стран мира уже присланы заявки на участие в международном конкурсе «Ми (с,сс) Изящ…ство». 268 с… перницами пр….дстоит пройти отборочные туры. Кто же из 268 окаж…тся самой об….ятельной и пр…влекательной – то есть той единстве(н,нн)ой, кого ув…нчают короной?

  1. Напишите шутливое объявление о конкурсе красоты среди учениц вашей школы. Включите в него числительные. Запишите числа словами.
  2. Определите падежные формы числительных в объявлении.

Список использованной литературы:

  1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах.  Москва, АСТ, 1996.

  1. Полежаева Е.А. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. Ростов – на – Дону, Феникс, 2003.

  1. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного  контроля знаний по русскому языку. 6 класс. Москва, Материк Альфа, 2002.

  1. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок путешествие Имя числительное

Слайд 2

1

Слайд 3

2

Слайд 4

3

Слайд 5

4

Слайд 6

5

Слайд 7

6

Слайд 8

7 одна вторая

Слайд 9

8

Слайд 10

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Порядковые числительные"

Урок  с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока по теме "Имя числительное", 6 класс

Данный урок является уроком обобщающего повторения по теме. Иллюстрантивный материал опирается на историю родной школы....

Конспект урока русского языка "Имя числительное. Обобщение"

Урок подготовлен по технологии естественного обучения Суртаевой...

конспект урока по теме "Имя числительное"

Разработка урока по сингапурской методике с использованием групповой работы.  Тема урока "Имя числительное" ...

Конспект урока по теме "Имя числительное"

Данный урок является вводным в разделе, посвященном имени числительному....

Конспект урока русского языка: «Собирательные числительные».

Цели: Обучающая цель:- сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительно...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...