Конспект урока русского языка "Имя числительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна

Урок подготовлен по технологии естественного обучения Суртаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii_estestvennogo_obucheniya.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Обобщение  знаний  по  теме   « Имя числительное»

Технология: Естественного обучения

Класс 6б    Учитель Панкова О. И.  Дата 4 марта 2013г

Тип урока: Обобщающий урок

Цель  урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Имя числительное”

 Задачи :

Образовательная    Обобщить знания учащихся об именах числительных, их строении,  правописании и употреблении.

Развивающая    Развивать умение учащихся работать в парах, в бригадах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.

Воспитывающая   Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.  

Ход  урока

Учиться и, когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Конфуций

1.Организационный момент

Первый этап – учащиеся  работают в парах по карточкам с одинаковым содержанием, нацеленным на закрепление понятийной части темы.

Второй этап – учащиеся работают в группах по 4 человека, карточки содержат 4 варианта заданий.   Учащиеся должны ответить на вопросы четырех   карточек ,  внести результаты в лист учета и перейти на контроль к учителю.    

Третий этап – учащиеся, успешно прошедшие контроль,  переходят к выполнению индивидуальных заданий по   карточкам. После выполнения заданий по каждой микротеме,  учащиеся сдают свои работы учителю на контроль.

2.Информационный ввод

- Сегодня у нас итоговый урок по теме: «Имя числительное». Прочитайте эпиграф к уроку: афоризм мудреца Древнего Китая Конфуция и на основании прочитанного скажите: чем мы будем заняты сегодня на уроке, завершающем изучение темы «Имя числительное»?

- Правильно, мы будем «прикладывать усвоенное к делу» - будем на деле применять знания, полученные при изучении темы «Имя числительное». А когда у человека дело спорится лучше? Когда он один или с друзьями? Вспомните пословицы на эту тему. ( Один за всех и все за одного. Одна голова хорошо , а две лучше.

- Поэтому сегодня мы будем работать в группах и постараемся, как сказал мудрец, на деле применить полученные ранее знания по теме «Имя числительное»

Алгоритм работы учащихся

  1. Получив карточку №1, прочтите ее и вспомните определение понятий. Те из них, которые вызывают затруднение, проработайте, используя записи в справочнике, тетради или учебник. Работая в паре, проверьте усвоенные понятия.
  2. Закончив работу с карточкой №1, решите, пойдёте ли вы на собеседование к учителю или приступите к выполнению заданий по карточкам №2.
  3. Займите место для работы в группе ( 4 человека ), ознакомьтесь с карточками №2 и выберите задание, с которого вы предполагаете начать работу .
  4. После проработки всех заданий карточки №2 дайте сигнал учителю, что готовы приступить к следующему заданию.
  5. Заполните первую часть листа самоконтроля (по карточке №2)
  6. Переходите к индивидуальной  работе по карточке №3. Вы можете пользоваться справочником, содержащим информацию по всей теме.
  7. Ответы на вопросы карточек №3 оформляются на отдельном листе, который сдается учителю
  8. Заполните первую часть листа самоконтроля (по карточке №3 и итогу крока)
  9. Успешно выполнившие задания по карточкам №3 допускаются к итоговой контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.

Карточка №1

ФИ учеников____________________________________________________________________

Цель: на понятийном уровне повторить основные вопросы по теме  «Имя числительное»

Учащиеся  работают в парах по карточкам с одинаковым содержанием, нацеленным на закрепление теоретической части темы.  Каждая пара учащихся заполняет карточку.

При необходимости,  можно советоваться, помогать друг другу, пользоваться учебником (стр. 197 – 215) и справочником (стр 30-32)

Числительное- член предложения, который отвечает на вопросы………………………………

Количественные числительные обозначают…………….… ………………

Количественные числительные делятся на ……………...., …………..…., …………..….

Привести по одному примеру………………………………………..

                                                  ……………………………………….

                                                  ……………………………………….

Порядковые числительные указывают на ……………..………………

Количественные числительные изменяются по………………………………

Порядковые числительные изменяются по………….…, ………..……, …………..…

По своему строению числительные делятся на …….……., …….………, ……….…..

Привести по одному примеру………………………………………..

                                                  ……………………………………….

                                                  ……………………………………….

После проработки в парах карточки №1, часть учащихся дают знак учителю и выходят на собеседование.

Остальные учащиеся приступают к работе в группах по 4 человека по карточкам №2

Карточка №2

Цель: на основе естественного общения учащиеся отработать практические знания, умения и навыки, советуясь и помогая друг другу.

При необходимости,  можно советоваться, помогать друг другу, пользоваться учебником (стр. 197 – 215) и справочником (стр 30-32)

Первое задание: запишите имена числительные в таблицу: пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, три.

Простые

Сложные

Составные

Второе задание: перепишите данные словосочетания, раскрывая скобки.

(Три)миллионное население……………………………………………………

(пятьдесят)летний юбилей………………………………………………….

(сто)метровый заплыв………………………………………………………

(шестьсот)четыре……………………………………….

 (восемь)десят………………………………….,(сорок)два……………………………………..

Третье задание: данные словосочетания распределите на группы

Количественные

Собирательные

Порядковые

Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три поросёнка, третий лишний, на четыре стороны, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова.

Четвертое задание  «Четвертый лишний». Зачеркните «лишнее» числительное, запишите почему оно «лишнее»

Шестидесятый, пятисотый, седьмой, восьмидесятый.

Двадцать один, семнадцать, двести сорок, тридцать три.

Пятое задание. Проверьте ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него. Употребите эти числительные с существительными.

700________________________________________________________________

800________________________________________________________________

200_________________________________________________________________

11_________________________________________________________________

16__________________________________________________________________

900________________________________________________________________

19_________________________________________________________________

90__________________________________________________________________

17___________________________________________________________________

Шестое задание.  Правильно прочитайте записанные  числительные и выберите и запишите нужную форму для относящихся к ним существительных. Выделенное словосочетание запишите словами, определите падеж.

Зарегистрировали
271 (делегат)__________________________________________________________;

Не оказалось
490 (книга)________________________________________________________________;

Расстояние между Магаданом и Усть-Нерой составляет около
989 (километр)______________________________________________________________________________

Седьмое задание (устно) Прочитайте  и вычислите (по цепочке) используя, где возможно, различные варианты. Например: К иксу прибавить двадцать пять - получится пятьдесят.
С иксом сложить двадцать пять - получится пятьдесят.
Сумма икса и двадцати пяти равна пятидесяти.

Будьте внимательны, четко проговаривайте числительные, исправляйте друг друга.

Х + 25 = 50; Х = ……..
Х + 30 = 70; Х  =……..
Р - 18 = 20; Р = ………
175x60= ………..
443 + 135 = ………..
333 + 117 =………..
897 – 311 = …………
1 4/6 + 3/6 =………….
8 3/4 - 5 ¼= …………..
В 186 6 содержится ………… раз.
500 : на 10 и + к 193  = …..…
в 15 000 г содержится  ……… кг
265 780 больше 89 347 на ………
49 756 меньше 50 401 на…………

Восьмое задание

-Прочитайте предложение, замените,  где возможно собирательное числительное количественным. Объясните,  и почему иногда замена невозможна.

Трое мальчиков отделились от группы. ________________________________________________

Зачем тебе четверо  ножниц?________________________________________________________

Девятое задание.  Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок, запишите выделенные словосочетания в исправленном виде.

1) Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. _______________
2)
Четверо студенток получают повышенную стипендию. _______________________________
3) Договор подписан
обоими сторонами. _____________________________________________
4) У меня есть
двое попугаев. ______________________________________________________
5) Мы ехали
пятеро дней. _________________________________________________________
6)
Обоим спортсменкам не повезло в финале._________________________________________
7)
Нас семь в одной квартире - вот так и живем. _____________________________________
8) Пришлось довольствоваться
тысячей рублей. _______________________________________
9)
И левый, и правый глаз стали плохо видеть. ________________________________________

Десятое задание Решите ребусы, запишите слова.

100л _______________________ 100лб _________________________

100ляр _________________________ 100н _________________________

Попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении. Предложение запишите.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку. (пре2рительно) (вы3) клеенку.

____________________________________________________________________________________________

После выполнения всех заданий карточки №2, заполните лист самоконтроля.

Лист самоконтроля

Задания карточки №2

Я легко  и правильно выполнил бы задание, даже если бы работал один

(+)

Мне было сложно, я бы допустил ошибку, если бы работал один

(+)

Я совсем ничего не понял в задании

(+)

Одноклассники мне

помогали (+), мешали (-)

Я сам оценил бы свои знания на оценку

1, 2, 3, 4, 5

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10 задание

Задание карточки №3

Я легко  и правильно выполнил задание

(+)

Я сомневаюсь в правильности выполнения задания

(+)

Скорее всего, я допустил ошибку

(+)

Думаю, что за это задание я получу

1, 2, 3, 4, 5

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10 задание

После урока могу сказать

Мне было легко и интересно (+)

Мне было тяжело и скучно (+)

Самое сложное на уроке было (написать)

Самое интересное на уроке было (написать)

Я хотел бы, чтобы такие уроки проводились еще, потому что

Я бы не хотел больше таких уроков, потому что

Карточка №3 (зачетная работа) ФИ _____________________________

I. Какой грамматический признак определён неверно?

     1.Столетие — имя существительное.

                 2.Пятеро — собирательное числительное.

     3.Трём — количественное числительное.

     4.Двухместный — порядковое числительное.

II. Выбрать полный ответ: «Числительные бывают…»

     1.Количественные, дробные, порядковые.

     2.Количественные, собирательные, порядковые.

     3.Количественные, порядковые.

     4.Количественные, порядковые, простые.

III. В каком сочетании нет грамматической ошибки?

    1. К восемь целых две пятых прибавить шесть.

    2. Трое подружек.

   3. С двухстами книгами.

   4. Четверо медвежат.

IV. Записать числительные словами.

  1.   854 сложить с 234

___________________________________________________________________________

  1.   К 342 прибавить 672

___________________________________________________________________

  1. Из 943 вычесть 325

___________________________________________________________________

            4.  От 878 отнять 567

___________________________________________________________________

V. Образовать от количественных числительных порядковые, поставив их в Р.п.

1.    15 ____________________________________________________________

2.    58 ____________________________________________________________

3.   582 ___________________________________________________________

    VI. Вставить в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.

1.В …………… случаях ответ неверный.

2.По ……..….. сторонам дороги тянулись кусты.

3.Склоны ……..…… оврагов размыты дождями.

4.На ………..….. стенах висели стенды.

   VII. Записать предложения, употребив в нужном падеже числительное в скобках.

1.Работа сделана (1,5)…………………………… месяца раньше срока.

2.В (полтораста) …………………………………. метров от дома начинался лес.

3.Мама купила около (1,5)  ………………………………………….килограмма сыра.

4.В книге было не более (полтораста) …………………………………… страниц.

   VIII. Исправить ошибки в употреблении числительных. Исправленное предложение записать. В (древне)греческом языке словом СТ..ДИОН чаще всего н..зывали меру дли(н/нн)ы, р..вную шестиста греческим фунтам, иначе сто двадцать пять ш..гов. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Вспомнить и записать три фразеологизма, в состав которых входят числительные.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 X. Назвать три литературных произведения, в названиях которых содержатся числительные. Обязательно указать автора.

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

После выполнения заданий карточки №3 продолжить заполнение карточки самоконтроля

Д/З Повторить тему с учетом листа самоконтроля, подготовиться к контрольной работе




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме Имя числительное

Данная разработка предназначена для учащихся  6 класса.ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и обобщить изученный материал по имени числительному....

Конспект урока русского языка в 6 классе и презентация по теме "Имя числительное.Обобщение"

Эта работа представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе и презентацию по теме "Имя числительное.Обобщение"....

План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс

Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....