Статья "Изучение фразеологизмов как один из способов развития речи обучающихся"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Проблеме развития речи учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции развития речи школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи школьников.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития речи детей школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.

Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий.

  

На уроках русского языка соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.

С целью активизации речевого  словаря школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

Наличие фразеологических оборотов в речи является показателем высокого уровня развития. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_frazelogizmov.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение фразеологизмов как один из способов развития речи обучающихся.

Учитель русского языка и литературы

 Бондаренко Анастасия Владимировна

Проблеме развития речи учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции развития речи школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи школьников.

Проблемы развития речи привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речи у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития речи детей школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий. Этимологическое рассмотрение фразеологизмов, нахождение истинного источника каждого образа поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться учащимся при дальнейшем обучении.

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по развитию речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня развития речи детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.

На уроках русского языка соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.

Одним из необходимых условий обеспечения процесса обучения развития речи, является наличие, как методической литературы, так и использование разных видов словарей, в которых представлен лексический пласт со всей лингвистически существенной и методически важной информацией о словах и выражениях. Использование таких словарей на занятиях по развитию речи даёт возможность получить разнообразную информацию о той или иной фразеологической единице, открывает возможности для разноаспектного методического применения словаря, но, не претендуя на роль учебника.

Без глубинного понимания значения выражений, лексических богатств языка, стилистики практически невозможно осмыслить содержание учебных текстов по различным областям знаний, а также тексты художественной литературы.

На уроках по развитию речи при работе с фразеологизмами можно использовать  следующие упражнения:

1. Вставь недостающее слово и объясни фразеологизм.

Пишет как ... лапой. Делить шкуру неубитого .... На сердце ... скребут.   ... носа не подточит.

2. Определи с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1) Топорная работа;
без сучка, без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)

2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)

3) доводить до белого каления;
между молотом и наковальней. (Кузнец.)

4) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
попасть как кур в ощип. (Повар.)

5) ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах. (Железнодорожник.)

6) позолотить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание. (Доктор.)

3. «Доскажи словечко». 

1.Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой _______________

 

2.Мы исходили городок

Буквально вдоль и _________

И так устали мы в дороге,

Что еле________________

 

3.Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, _____________

Ребята слушать их не станут;

От этой песни ______________

 

4.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь _________________

4.  Подбери слова-синонимы к фразеологизмам.

бить баклуши (бездельничать);
сломя голову (быстро);
в час по чайной ложке (очень медленно);
водить за нос (обманывать);
себе на уме (хитрый).

5.  Подбери к данным фразеологизмам фразеологические синонимы.

бить баклуши (валять дурака, гонять собак);
в чем душа держится (краше в гроб кладут).

6. Отгадай загадки и запишите ответ.

  1. Его вешают, приходя в уныние.
  2. Его задирают, зазнаваясь.    
  3. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. _______________

  1. Не цветы, а вянут.
  2. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.
  3. Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные ______________

  1. Он в голове у легкомысленного,  несерьезного человека
  2. его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;
  3. на него бросают слова и деньги те,  кто их не ценит. ______________________

  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  2. Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  3. Её «просит» рваная обувь.
  4. Она в голове у путаников____________________

  1. Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
  2. Её набирают в рот, когда молчат.
  3. Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
  4. В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими. ___________

  1. Его проглатывают, упорно не желая говорить.
  2. Он хорошо подвешен у человека,  который говорит легко и бойко.
  3. За него тянут или дергают,  заставляя высказаться.
  4. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ______________________

С целью активизации речевого  словаря школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

Удачно подобранные виды упражнений с фразеологизмами вносят в учебный процесс разнообразие и занимательность, повышают интерес учащихся к изучению русского языка.

Наличие фразеологических оборотов в речи является показателем высокого уровня развития. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся

В рамках реализации  воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и  по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и  воз...