Конспект урока по теме "Употребление слов в переносном значении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Фролова Людмила Леонидовна

Конспект урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_slov_v_perenosnom_znachenii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Употребление слов в переносном значении».

Задачи: 1. Обогащение словарного запаса учащихся.

                  2. Формировать умение:

                    - определять лексическое значение слов и     фразеологизмов;  

                    - определять, в каком значении употреблены слова и  фразеологизмы  в контексте.

                  3. Интегрированный подход в обучении.

   Цели: 1. Различать прямое и переносное значение слова;

                 2. Употреблять в речи слова в переносном значении;

                 3. Обратиться к анализу художественного текста.

Ход урока.

На доске: И. Э. Грабарь « Февральская лазурь».

Звучит музыка: П.И. Чайковский «Времена года».

Ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Три ученика читают отрывки из своих сочинений о зиме.

Перед вами картина «Февральская лазурь».

- Какой это жанр живописи? (пейзаж)

Прозвучал отрывок из стихотворения, отрывки из сочинений учащихся, музыкальное произведение.

- Какова основная тема всего услышанного и увиденного? (зима)  

- Что такое тема? (это то, о чём говорится в тексте)

- А какова основная мысль? (авторы любуются зимними пейзажами)

- Что такое основная мысль? (отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого)

- В каком значении употреблены выражения: снег блестит, речка блестит, снег лежит великолепными коврами? (переносном)

Учитель называет тему урока, задачи и цели.      

У доски работают три ученика: 1. фонетический разбор – ель.

2. орфоэпический разбор – лежит, коврами, блестит.

3. транскрипция – чернеет.

В это время учитель работает с классом со словом блестит.

- Каково лексическое значение слова? (сверкает)

- А как мы можем объяснить лексическое значение слова?

1. в толковом словаре (читаем значение)

2. подбор синонимов (светится, сверкает, переливается)

3. подбор однокоренных слов (излучает блеск)

4. рисунок (на доске – картина )

- Сколько значений имеет слово? (два)

- Значит какое оно? (многозначное)

Проверяем выполненные учащимися задания на доске, задаём им вопросы:

- Что такое фонетика?

- Что такое орфоэпия?

Повторяем правильное произношение, ударение в словах: (слова на доске)

Кварталы, принял, щавель, диалог, значимый, конечно, скучно, создала, красивее, звонит, торты, баловать, кафе, начать.

- В каком словаре мы можем узнать правильное произношение слов, его автор? (орфоэпический, Р.И. Аванесов)

- А в каком словаре – лексическое значение слова, его автор? (толковый, Ожегов, Даль)

- Каково лексическое значение слова иней?

Ученик читает значение слова из словаря.

Ученица читает под музыку стихотворение И.А. Бунина «Иней»:

                         Леса в жемчужном инее. Морозно.

Поёт из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом тёмная судьба.

Молчит и внемлет белая долина.

И всё победней, ярче и пышней

Горит, дрожит и блещет хвост павлина,

Стоцветными алмазами над ней.

Выступление ученицы. Несколько слов об авторе:

       Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Детство прошло в Орловской губернии. Первые стихотворные опыты были в Елецкой гимназии. В 1901 году выходит сборник стихов «Листопад». Бунин удостоен Пушкинской премии. Вторую Пушкинскую премию получил за книгу «Стихотворения». В 1936 году присуждена Нобелевская премия за рассказы.

      Творчество Бунина было посвящено России, хотя в 1920 году он эмигрировал во Францию. Его детство и юность были связаны с деревней, поэтому в его творчестве навсегда осталась любовь к природе, России, человеку.  

Начинаем разговор о переносном значении слов и обращаемся к анализу стихотворения. Текст перед вами.

- Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан Иваном Буниным. Что вы изобразите на картине? (словесное рисование: леса в инее, переливается всеми цветами, белая долина – снег искрится.)

- Стихотворение называется «Иней». Какими словами это явление природы передаётся в стихотворении? (жемчужный иней, белая долина, горит, блещет).

- А теперь представьте себя композитором. Какие звуки природы вы бы передали, слушая стихотворение? (звенящий гул, звуки весёлые, грозные, жалобные, но и тишина, морозно, гул стоит, гудят провода.)

- Какие гласные звуки повторяются в первых строках? Как называется такой приём звукописи? (о, ассонанс)

- Что передаётся с помощью повторяющегося звука о? (эхо)

- Какие согласные звуки повторяются в последних двух строках? Какой это приём звукописи? (р, л, аллитерация)

- Что передаётся с помощью этих звуков? (гул)

Называем используемые в стихотворении художественные средства.

     Эпитеты. Что это такое? (ответ учащихся)

Учащиеся называют эпитеты: жемчужный иней, тёмная судьба.

     Метафоры. Что это такое? (ответ учащихся)

Учащиеся называют метафоры: горит хвост павлина, блещет.

    Олицетворение. Что это такое? (ответ учащихся)

Учащиеся называют олицетворения: поёт судьба, молчит и внемлет долина.

- Какова тема этого стихотворения? (иней)

- А более широкая тема? (зима)

     Русской зиме посвящал свои картины Константин Фёдорович Юон.

Несколько слов о художнике (выступление ученика):

       Константин Фёдорович Юон родился в Москве, с 8 лет пристрастился к рисованию и живописи. Учился в Московском училище живописи. Успех пришёл к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Истинным призванием его была пейзажная живопись. Особое влияние на Юона оказал Исаак  Левитан. Всё творчество художника посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

       Природа в произведениях художника не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, Нои составляют с ним единое целое. Лучше всего художнику удавались пейзажи, зимние. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие берёзки, запорошенные инеем, крестьянские избушки. В картинах Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

      Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег. Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачёво под Москвой, где у художника был дом и где он работал 50 лет. («Конец зимы. Полдень»; «Русская зима. Лигачёво.»; «Раскрытое окно. Лигачёво.»)

       Картины Константина Фёдоровича Юона находятся в Третьяковской галерее.

- Как называют  художников, изображающих природу? (пейзажист)

Рассматриваем картину К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёва».

   Мы услышали, как поэты используют слова в переносном значении, а сейчас проверим ваше умение использовать такие слова: составьте предложения по картине.

   Зачитываем составленные предложения.

- Сравните настроение, которое передаёт эта картина с тем, что описано в стихотворении Бунина.

- Работа с текстом.

Чтение, запись в тетрадь, объяснение орфограмм.

К.Ф. Юон

Картина «Русская зима. Лигачёво»

    Живописец  любуется ч…рующей  красотой  п…крытых  инеем д…рев…ев, з…снеженными  и  сверкающими на со…нце  пригорками, пушистым снегом, густым покровом, одевшим землю. Лёгкая морозная дымка окутывает все предметы. Задорные мальчишки радуют (?)ся  снежному ра…долью.

- Назовите из текста эпитеты, метафоры, олицетворения. (ответы учащихся)

- Что придают описанию природы используемые художественные средства? (яркость, выразительность, живость)

- Работа с текстами по рядам. Каждый ряд работает с одним текстом, называя художественные средства.

  1. Как солнце зимнее прекрасно,

  Когда, бродя меж серых туч,

                                  На белые снега напрасно

                                  Оно кидает слабый луч!

                              2. Горные вершины

                                  Спят во тьме ночной;

                                  Тихие долины

                                  Полны свежей мглой…

                               3.Спеша на север издалёка,

                                  Из тёплых и чужих сторон,

                                  К тебе, Казбек, о стаж востока,

                                  Принёс я, странник, свой поклон.

- На партах стихотворение С. Маршака «Вьюга». Какие синонимы использует поэт к названию стихотворения?

Вьюга снежная, пурга,

                                         Напряди нам пряжи,

                                    Взбей пушистые снега

                                    Словно пух лебяжий.

                                    Вы, проворные ткачи –

                                  Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

                                        Для косматых елей.

- Слово учителя.

Русский язык богат образными выражениями, употребляемыми в переносном значении. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами. Такие сочетания можно заменить одним словом.

      Как снег на голову – неожиданно.

Продолжаем разговор о переносном значении слов в составе фразеологических оборотов.

Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»

1.Показ рисунков. Учащиеся называют фразеологизм и его значение.

Сесть в калошу – опозориться

Вылететь в трубу – остаться ни с чем

Волосы дыбом – страх, ужас, испуг

Заметать следы – ничего не оставлять после себя

Заткнуть за пояс – прибрать к рукам

2.Учитель называет фразеологизмы, а учащиеся их значения.

Развесить уши –

Висеть на телефоне –

Водить за нос –

Считать ворон –

Сматывать удочки –

Гладить по головке –

     Возникновение многих фразеологизмов связано с образованием и расширением переносных значений в словах и сочетаниях слов.

- Сравните свободные словосочетания, в которых слова использованы в прямом значении, и соответствующие фразеологизмы, составив предложения:

Сидеть сложа руки, прикусить язык, кормить завтраками.

- Подводим итог.

- Слова в каком значении мы часто используем в речи?

- Чем пользуются для передачи выразительности поэты и писатели?

- Как называются яркие, образные устойчивые сочетания?

                                                                 (ответы учащихся)

- Оценки учащимся за урок.

Домашнее задание: На выбор: 1. Описание картины К. Юона

                                                    2.Рассказ с использованием фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование слов в переносном значении как средства художественной выразительности. Урок в 5 классе

Данный урок был представлен на 5 Конкурс профессионального мастерства на сайт "Мой университет".  Занятие  можно провести в 5 классе  после изучения темы "Прямое и переносное значение с...

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".

Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова"....

Презентация к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова"

Элемент урока в виде презентации по теме "Прямое и переносное значение слова" для 5 класса...

Презентация к уроку в 5 классе по русскому языку "Когда слово имеет переносное значение"

Данная презентация поможет ученику самостоятельно усвоить тему урока дистанционно, также использовать эту прещентацию можно на уроке при изучении темы....