Использование слов в переносном значении как средства художественной выразительности. Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Синчина Ольга Владимировна

Данный урок был представлен на 5 Конкурс профессионального мастерства на сайт "Мой университет".  Занятие  можно провести в 5 классе  после изучения темы "Прямое и переносное значение слова" (по программе Баранова, Шанского).  Используя слово "кружево" для различных видов работы, можно очень просто объяснить механизм переноса значения слова, что представляет большую сложность для понимания пятиклассников. К данному уроку есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_sincina_ov_konspekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 5 класс.  Учитель Синчина О.В.


Уроки развития речи в 5 классе (2 часа)

Тема

Использование слов в переносном значении как средства художественной выразительности

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с использованием слов в переносном значении как одним из средств художественной изобразительности;
  2. Заложить умения и навыки анализа художественного текста;
  3. Отработать умения расстановки знаков препинания при прямой речи; повторить правописание слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми и не проверяемыми ударением.
  4. Продолжить работу над раскрытием механизма переноса; научить разграничивать прямые и переносные значения многозначного слова;

Развивающие:

  1. Заложив лингвистические основы употребления метафоры (одного из способов переноса), вызвать у учащихся потребность употреблять слова в переносном значении в целях наибольшей выразительности устной и письменной речи.
  2. Развить любознательность и познавательный интерес учащихся к истории родного края;
  3. Развить устную и письменную речь как средство практического общения.

Воспитывающие:

  1. Чувство патриотизма и гордости за свою страну через использование литературного и художественного материала русских писателей и художников;
  2. Эстетическое воспитание (картины русских художников).

Средства обучения:

- компьютерная презентация;

- орфографический и толковый словари;

- книга Валерия Пинчука «Кружевница»;

Эпиграф (на доске):

     Кружево превращается в произведение искусства тогда, когда вбирает в себя суть человеческой души, ее лучшие, самые возвышенные устремления.

Или:

О горечи и страдании, о любви или озорстве и балагурстве – всё вплетается незримой нитью в кружево и навеки становится неразлучной с ним, врачует душу того, кто вглядывается в узор, кто пытается разгадать  его неумолчную красоту…

Ход урока

1.Словарно – орфографическая работа

Для работы взято слово КРУЖЕВО. (Слайд № 2)

Ребята нашли его в орфографическом словаре, вгляделись во вторую гласную букву, проговорили по слогам, записали, поставив ударение, выделили орфограмму.

В толковом словаре выясняем лексическое значение слова.

Кружево – узорная плетеная сетчатая ткань для отделки белья, одежды. (слайд № 3)

Подобрали родственные слова, расположили их по порядку (объяснили, почему, например, кружевной должно предшествовать слову кружевница), разобрали по составу (слайд № 4).

На доске и в тетрадях появляется запись:

Кружево

Кружевце

Кружевной

Кружевница

Далее учитель предлагает подумать:

-  Почему кружево именно так называется?

Учитель, чтобы ребята догадались о происхождении слова, показывает наглядное пособие – фотографию с кружевным полотном или демонстрирует настоящее кружевное изделие. (слайды № 5 – 9). 

  Учащиеся сами дают этимологическую справку:

- По-видимому, потому, что кружево, когда плетется,

составляется из кругов.

Действительно, исторически были однокоренными слова круглый, кружить, кружево (слайд № 10)

2. Для закрепления правописания слова проводится упражнение типа осложненного списывания

Заготовлен текст

Он открывается только тогда, когда на вопрос учителя:

-  Где, в каких местах нашей страны плетут кружева?

Предполагаемый ответ  учащихся (были уже показаны слайды с названиями):

 - Вологда, Рязань, Елец.

Далее учитель рассказывает о том, что и Тульская сторона славится своими кружевницами. Для наглядности показывается книга Валерия Пинчука «Кружевница» (о белевских кружевах) (слайд № 11).

Ученик читает отрывок из этой книги.

«Запомни, доченька, - сказала Любаве старушка, - каждый узор – это радость и боль человеческая, его улыбка, смех и слезы. Верно сказали твои родители: плети, как сможешь. Сумели они тебя воспитать добрым человеком и теперь спокойны за тебя. И еще запомни: на злых людях кружева не держатся – узелки тотчас развязываются, узоры разваливаются, нитки спутываются. Но что бы ни случилось, доводи дело начатое до конца, не пугайся трудностей»  (слайд 12).

На слайдах – репродукции картин русских и зарубежных художников (слайды 13 – 15). Комментарий учителя.

Открывается запись  (слайд 16)

                Столько круж..ва здесь спл..ли,

                Что обтянеш(?) вокруг з..мли,

                Опояшешь весь шар з..мной…

                Славен промысел круж..вной!

Проверка (комментарии учащихся) (слайд 17)

3. Разбор предложения

Ученик работает у доски. Синтаксический разбор предложения.

Издавна славятся удивительные плетения тульских кружевниц.

4. Затем учащиеся составляют словосочетания, опираясь на изображения, предложенные учителем.

(слайд 18)                Кружевной воротничок

Кружевная манжета

Кружевное жабо

Значение слова ЖАБО выясняем в толковом словаре.

Жабо – пышная отделка у воротника из кружев или легкой ткани.

5. До сих пор слова кружево (узорная ткань), кружевной (сделанный из кружева), кружевница (мастерица по плетению кружев) употреблялись в прямом значении. Как доказать?

(слайды 19 – 21)

Воротничок из кружев

Манжета из кружев

Жабо из кружев

Учитель:

- А теперь вспомните, кроме прямого значения, у слова есть и переносное значение. Когда и почему происходит перенос?

- По сходству или через одушевление. Перенос по сходству называется метафорой. (слайд 22)

(физкультминутка)

6. Работа с отрывком из стихотворения А. Прокофьева

(Слайд 23)

                        Я иду, а ветер кружится,

                        Пролетает тут и там

                        И, сорвав с березки кружевце,

                        Бросил к розовым цветам.

Что видится за словом КРУЖЕВЦЕ?

Кружевцем названа листва березки,  это закруженные ветром резные листочки на молодой ветке (поэтому кружевце) (слайды 24, 25)  

- Почему автор употребляет слово в переносном значении? Что изменилось бы, если автор указал напрямую, что ветер сорвал с березки листья?

7. Работа с отрывком из стихотворения В. Ходулина «Избы»

(Слайды 26, 27)

                        С каким стараньем, выдумкой, любовью

                        От крыши до крылечного столба

                        Украшены деревни в Подмосковье,

                        Как кружево узорная резьба.

Здесь очень ярко показан механизм переноса значения. Прежде чем употребить слово в переносном значении, человек совершает необходимую при этом мысленную операцию. Какую?

Сравнивает. Значит, в основе переноса лежит сходство.

Слайд 28

Резьба как кружево

Листва как кружево

8. Закрепление понятий прямого и переносного значений.

Необходимо продолжить ряд словосочетаний так, чтобы они оказались однотипными:

Кружева платья (кофточки, сарафана, платочка и др.)

Кружева вазы (тарелки, наличника и др.)

9. Комментированное письмо

Записываем предложения, комментируем знаки препинания, указываем слова, употребленные в переносном значении,  и доказываем, почему произошел перенос.

Золотистые от зноя встали острова, легкой пеной кружевною плещется Нева.

Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.

Выделяем словосочетания:

                        Пена кружевная  (пена как кружево)

                        Тень кружевная  (тень как кружево)

9. Работа с текстом, где переносный смысл приобретает слово КРУЖЕВНИЦА. Для работы взят отрывок из стихотворения В. Бокова «Зимняя картина».

Задача: восстановить пропущенные знаки препинания.

Зима – кружевница! – заметил народ.

Дай ей приземлиться – работу найдет.

Зима – мастерица, - я должен сказать.

Она не боится ни шить, ни вязать.

 (слайды 29, 30)

Проверка, комментарий.

Учитель:

- На каком принципе в данном отрывке произошел перенос значения? Для чего автор употребляет этот художественный  прием?

Так для чего же писатели и поэты употребляют слова в переносном значении?

Ученики отмечают, что слово в переносном значении не столько называет предмет, сколько оценивает его.

А кроме оценки, важны образность, картинность выражения, его эмоциональность.

10. Самостоятельная работа

На слайдах стихотворение Т. Глинки и ряд подобранных фотографий.

- Зачем писатели и поэты употребляют слова в переносном значении?

Т. Глинка.

                        А березы все в инее –

                        Вологодское кружево.

                        А морозы – то синие,

                        А морозы – то дружные

                        Подкрахмалили кружево …

                        Да, издревле бродили

                        Кружевницы по просекам,

                        Их узорам учили

                        Наши зимы да осени.

В оставшееся время учащиеся создают собственные миниатюры на тему «Зима – кружевница». 

Работы учеников – миниатюры на тему «Зима-кружевница».

Утром было так хорошо, и, казалось,  солнце светит ярче прежнего, потому что случилось необычное: ночью выпал снег, ударил мороз. Деревья окутались инеем, как маленькими зеркальными иголочками, колкими, но пушистыми.

 (Гулиева Эмилия, 5 класс)

Еще вчера ревела метель, вздымая снег до небес. А утром все стало тихо. Я посмотрел в окно: на деревьях лежали снежные шапки. Вышел на улицу. Снег весело хрустел под моими ногами. Было свежо, морозно. Приятно дышать новым зимним воздухом.

 (Устинов Иван, 5 класс)

Еще вчера выпал и долго лежал первый снег. Снежинки летели, словно пушинки. Снег падал, и  все становилось серебряным. Вчера было так прекрасно, что можно было забыть обо всем.

 Но наутро снег растаял, и серебро исчезло. Но я верю, что однажды, в одно морозное утро, снег останется прикрывать землю до весны.

(Лазутин Андрей, 5 класс)

Использованная литература:

Учебная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория.- М.:  Просвещение, 1992г.
  2. Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001
  3. Дудников А. В. Русский язык. Раздел: Лексика и фразеология.-М.: Просвещение, 1974 г
  4. Зенков Г.С, Сапожникова И.А. Введение в языкознание. -  Бишкек, 1998,
  5. Литневская E. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Часть 3. Лексикология и лексикография.  Copyright © 2000-2002 БСМП “ЭЛЕКС-Альфа”
  6.  Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С - Петербург
  7. Новиков Л. А. Искусство слова. 2-е издание. – М.: Педагогика, 1991г
  8. Реформатский А.А.  Введение в языковедение. –М:, 1996
  9. Савко И. Э. Весь школьный курс русского языка. – Минск, Современный литератор,  1999г.
  10.  Серебряннико М. А. Общее языкознание.. -  1970
  11.  Словарь по литературоведению, И.А. Николаев (http://nature.web.ru/litera/)
  12. Толковый словарь Ефремовой  (http://www.efremova.info/
  13. Учебно-методическое пособие по курсу «Введение в языкознание», И.В. Ерофеева, Д.Р. Копосов.
  14. Чешко Л. А. Русский язык. Для подготовительных отделений вузов.- М.:  Высшая школа, 1990г

Художественная литература:

  1. Боков В. Избранная лирика. – М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. Глинка Т. Зарубки на притолоке: стихи. – М.: Советский писатель, 1981.
  3. Пинчук В. Кружевница. Сказка. – Тула, 1989.
  4. Прокофьев А. Стихотворения, - М. 1947.
  5. Ходулин В. Рыжая метель. Стихи. – Тула, 1967.

 

Методы и приемы развития интеллекта учащихся

 эвристическая беседа

 проблемное изложение учителя

 исследовательская работа

 рассказ

 объяснение

 схемы

 опорные таблицы

 заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу

 сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.

 диалоговое общение

 моделирование

 защита своего мнения

 формулирование вопросов

 рецензирование

 задания-максимумы

 метод свободного выбора

 ученики в роли учителя

 обучение действием

 обсуждение в группах

 ролевая игра

 дискуссия

семинар

 ученик как исследователь

 дебаты

 мозговой штурм

 межпредметные сравнения

 проблемные ситуации, вопросы

 практическая работа

 эксперимент

 опыты

 системно-структурный анализ

 проекты

 презентации

.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Урок словесности для 5 класса на тему "Слова-средства художественной выразительности"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Слова - средства художественной выразительности". Урок построен в соответствии с ФГОС ООО, с использованием технологии ин...

Презентация к уроку в 5 классе по русскому языку "Когда слово имеет переносное значение"

Данная презентация поможет ученику самостоятельно усвоить тему урока дистанционно, также использовать эту прещентацию можно на уроке при изучении темы....

ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...