Правописание гласных в суффиксах глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_urok_v_ped._mire.zip21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 37»

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

   подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильева Наталья Викторовна

г. Кемерово

2011

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).

Цели урока: познакомить обучающихся со способом действия при выборе   гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно  выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Тип урока:  комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)

Методы: коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные,  практические.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.

-Что обозначает глагол?

( Глагол обозначает действие предмета или процесс).

-На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос : что делать? что сделать?)

-Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид, переходность).

-Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными  признаками  являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

-В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

1.Синтаксический разбор.

 Негромким шепотом перекликнулись между собой  столетние сосны.

          2.Разбор слов по составу.  Негромким, столетние, перекликнулись.

          3.Р.Н.О. (работа над ошибками).  Вставить и объяснить   пропу-

            щенные орфограммы.   Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас-     ст…лил, прик…саться , приг…рет , выб…рать ,прим…рить ( друзей).

          4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

 Вопрос  ученику:

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом  –л-  глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

     Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд), сильные (3 ряд).

  1ряд: читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.

  2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

-ова-/-ева-       или       -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

-ова-/-ева- , если

глагол  в 1-м лице единственного

числа настоящего времени  заканчивается на

-ую,-юю.

советовал - советую

танцевал - танцую.

-ыва- /-ива -,если

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

заканчивается на

-ываю, - иваю.

рассматривал - рассматриваю

подписывал - подписываю.

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-докладываю.

  3 ряд: Самостоятельно  читают  и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект  пишет весь класс.

Конспект примерно такого вида:

Если:                                                                              То:

в настоящем времени                               в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.)                                                  в прошедшем времени

оканчивается                                             имеет суффиксы

  1. -ую (- юю)                                           - ова - ( -ева-)

советую                                                советовать

      2.-ываю (-иваю)                                    - ыва - (-ива-)

           опаздываю                                           опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд - связный ответ с примерами

2 ряд - образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

 Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю , что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

  1. Поставьте глаголы в форму 1-го лица  единственного числа, обозначьте суффиксы.

NB! Учтите, что суффикс -ва-  всегда ударный, а суффикс  -ыва-  (-ива-) всегда безударный

  заигр…вать -                        ослаб…вать-

запазд…вать -                        приб…вать-

оправд…вать -                       вскрик…вать-

обмен…вать -                        повел…вать-

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать,  исповед…вать, команд…вать,  намер…ваться ,  обур…вать, потч…вать, заноч…вать, раскорч…вать.

  1. Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам , затем образуйте от них форму  1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.

Марш -             цитата-

салют -             зима-

модель -            риск-

телеграф -         совет-

премия -           аплодисменты-

адрес -             группа-

след -              чувства-

маска-

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1.  -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

     -Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в          суффиксе глаголов?

    -Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

-На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

  1. §90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.
  2. По группам:

1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с деформированным текстом из сборника.

          Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.

 

Список использованной литературы.

1.Козулина М. В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. -Саратов: Лицей,2004.

2.Книгина М. П. Тесты по русскому языку.6-й класс-Саратов: «Лицей» 2001.

3. Леденева В. В.Русский язык: Тесты. 5-7 классы. / Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

4.Малюшина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.6-й класс. -М.: ТЦ .Сфера. 2006-96с.

5.Макарова Б. А. Абсолютная грамотность за 30 дней.-М.:АСТ:Астрель,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в суффиксах глаголов ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА

Конспект урока в 6 классе.Тема: «Правописание гласных в суффиксах глаголов».Выполнила:Каштанова Н. А.,учитель русского языка и литературыПояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен дл...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Презентация в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данная презентация служит дополнительным источником информации темы урока....

Правописание гласных в суффиксах глагола -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

Правописание  гласных в суффиксах глагола-ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)...

Урок русского языка в 6 классе "Правописание гласных в суффиксах глаголов"

Данный урок русского языка в 6 классе "Правописание гласных в суффиксах глаголов" был представлен на районном семинаре "Смысловое чтение"...

Рабочий лист к уроку русского языка в 6 классе "Правописание гласных в суффиксах глаголов".

Рабочий лист (маршрутный лист) урока с критериями оценивания....

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....