Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Русский язык 6 класс.Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.

Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное».

Цель: обобщить и привести в систему полученные знания по теме «Имя прилагательное», их навыки и умения, продолжить развивать устную и письменную речь учащихся.

Задачи:

  1. обеспечить в ходе урока повторение изученного материала;
  2. продолжить формирование навыков и умений по разбору предложений;
  3. продолжить формирование навыков планирования ответа и сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать;
  4. развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
  5. развивать самостоятельность учащихся;
  6. воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: опорные схемы, таблицы, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

Ход урока.

I. Работа с текстом.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся  легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

( И. С. Соколов-Микитов. )

— Прочитайте и озаглавьте текст.

— А какое время года сейчас?

— Из данного текста назовите все имена прилагательные.

— Что называется именем прилагательным?

— Какую форму могут иметь имена прилагательные? ( Полную и Краткую.)

— Назвать разряды прилагательных.

— Выписать из текста имена прилагательные по разрядам.

II. Синтаксический разбор предложения.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес!

III. Проверка домашнего задания.

1 ряд.

2 ряд.

3 ряд.

Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

Отрывки из стихотворений с именами прилагательными.

Загадки с именами прилагательными.

IV. Работа с перфокартами.

— Как определить окончание у прилагательного?

В студен□ зимн□ пору, в дремуч□ лесу, при хорош□ погоде, январск□ вечером, при легк□ свеж□ ветерке, при вечерн□ заре, утренн□ заморозки, заяч□ следом, серебрян□ зимы.

V. Эстафета

— Какие суффиксы прилагательных пишутся с -Н-, с -НН-?

— Сколько Н пишется в кратких прилагательных?

— Как отличить прилагательные с суффиксом -К- от прилагательных с суффиксом -СК-?

1 в.

2 в.

3 в.

4 в.

5 в.

6 в.

-Н-

-ИН-

-АН-, -ЯН-

-ЕНН-, -ОНН-

-К-

-СК-

VI. Работа с сигнальными карточками.

— Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих пишется О, а когда Е?

Пунцовая заря, грошовая вещь, кучевые облака, хорошего друга, образцовая гостиница, дворцовая площадь, сторожевая башня, грушевая вода, свежей зеленью, ключевая вода, большой человек, в чужой стороне.

VII. Графический диктант.

 — Рассказать о правописании НЕ с прилагательными

  1. Все сгущается сумрак в холодном, неуклюжем вагоне.                                        +
  2. Гроза была недолгая, и снова опять засияло солнышко.                                +
  3. Может быть фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая.                                 –
  4. Дорога привела нас к невысокому обрыву.                                                +
  5. Падали листья, но они были не золотые, а сероватые, с лиловыми прожилками.         –
  6. Далеко не веселая песня слышалась вдали.                                                 –
  7. Небо, ельник и песок – невеселая дорога.                                                 +
  8. Стой, ямщик! Жара несносная, дальше ехать не могу.                                        +
  9. Еще утром это была незнакома, чужая станция.                                                +
  10. Васютка уже видел, что это не обыкновенный пароход, а двухпалубный пассажирский теплоход.                                                                        –

VIII. Домашнее задание.

Контрольные вопросы на стр. 140 – 141, упр. 338.

IX. Итог.

  1. Правописание какой части речи мы сегодня повторяли на уроке?
  2. Слово учителя:

— Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, – в художественной литературе прилагательные получают дополнительные  значения – «озарять предметы», по меткому выражению критика XIX века Боткина В. П.

— Как называются эти прилагательные?

— Запись на доске.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая известный нам предмет.

X. Составление небольших рассказов по картине И. И. Шишкина «Зима», используя красочные прилагательные.

А теперь составим и запишем небольшие рассказы по картине И. И. Шишкина «Зима».

— Мальчиком И. И. Шишкин целыми днями бродил по лесу. Деревья стали его друзьями. Он полюбил и понял природу. Она сделалась навсегда героем его картин.

— Запишите свои рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Урок в 5 классе по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное""

Задачи урока:Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеж...

Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

конспект урока на тему : «Повторение по теме «Имя прилагательное»

конспект урока на тему : «Повторение по теме «Имя прилагательное»...

Обобщение и повторение по теме "Имя прилагательное" за 5 класс

Разработка урока в соответствии с ФГОС ООО (применение системно-деятельностного подхода в обучении)...