Урок- игра по сказке В.И.Даля «У тебя у самого свой ум»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Хамидуллина Светлана Викторовна

урок по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_5_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 5 классе

 Сказка В.И.Даля

 «У тебя у самого свой ум»

Цели урока:

1.Закрепить понятие литературной сказки, ее отличие от фольклорной.

2.Выявить своеобразие литературной сказки В.Даля

3.Развить творческие способности детей, написав сказку как Даль.

Понятия и термины урока: литературная сказка, пословицы и поговорки, толковый словарь, фразеологизмы, постоянные эпитеты.

Оборудование: портрет В.Даля, литературная стенгазета о Дале, «Толковый словарь живого великорусского языка», раздаточный материал.

Класс работает по группам (4 группы)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя Сегодня мы продолжим разговор о сказке, прочитаем еще одну интересную сказку и даже сами попробуем сочинить…

Но сначала вспомним еще раз, чем отличается литературная сказка от фольклорной. У вас на столах есть художественные особенности этих сказок, вам нужно правильно распределить их на две группы.

     

Группа, которая первая выполняет первой задание выходит к доске и на доске на магниты эти понятия повесить.

 2.Беседа:

       - Зачем народ создавал сказки, что он хотел передать другим поколениям?

      - Какие главные качества ценил народ?

      - А что хочет сказать автор, если пишет сказку? (Что его волнует)

      - В ком он воплощает свою мысль? (В разных героях)

     - В литературной сказке обязательно герои-люди? (Нет, как хочет автор)

    - - А фольклорные сказки могут быть без людей?

     - Как они называются?

    - А кто сочиняет литературные сказки? (Пушкин, Ершов, Жуковский)

   - Вы назвали имена писателей, поэтов, сказочников… А кто был по профессии Гауф? (Теолог). А еще был замечательный человек, французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери, который сочинил сказку «Маленький принц».

3. Слово учителя.

      Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным человеком, который тоже сочинял сказки, хотя у него было много других профессий.

Но сначала я расскажу вам историю, которая произошла более 180 лет назад.

Представьте себе морозный мартовский день. Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, скользят сани. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот молоденький, совсем мальчик, но в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая с иголочки форма греет плохо. Мичман жмется от холода, поднял воротник, спрятал руки в рукава. Ямщик тычет кнутоыищем в небо, басит, утешая:

- Замолаживает…

- То есть как «замолаживает»? – смотрит недоуменно мичман.

- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

  Мичман вытаскивает из глубоко кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к несчастью».

    Это морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь.

   Отныне он колесил по России, менял профессии: морской офицер, военный хирург, чиновник особых поручений при губернаторе. Но главное дело его жизни было – собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

    Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль. Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он шутил: словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет – растолковывает.

5. Работа по словарю.

Посмотрите, у вас на столах в каждой группе лежит по одному тому этого словаря. 4 группа нам найдет определение слова «сказка» в 4 томе. (читают вслух). Вы заметили, что заметки в словаре – это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаем, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, на каких телегах ездили, как поле пахали, как хлеб убирали, как рыбу ловили, как детей учили.

40 лет работал Даль над созданием своего словаря. А еще в это время он собирал пословицы и поговорки (3-х томное издание) и обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил А.С.Пушкин.

Перед тем, как мы с вами прочтем сказку Даля «У тебя у самого свой ум», давайте подслушаем, о чем говорят Автор и Старуха-сказка.

 6. Инсценировка разговора Старухи-сказки и автора

7.Чтение сказки Даля учителем. В это время ученики записывают по группам, незнакомые слова, которые надо коллективно  объяснить:

      1 гр – глаголы

      2гр – существ., прилаг.

      3 гр – эпитеты

      4 гр – фразеологизмы    Запись слов на доске заранее.

8.Анализ текста.

- Это какая сказка: литературная или фольклорная?

- Почему литературная?

- Появляется ли в сказке повествователь? Как? (особое начало, детали, авторская оценка, особые формы слов, авторское прямое обращение к читателю с выводом –заключением)

- Зачем Даль от животных в конце сказки перешел к людям –читателям?

- Какой смысл имеет сказка для людей? (она поучает)

- Где это поучение? (в конце)

Такое поучение в литературной сказке, которое прямо высказано автором, называется моралью.

- Какую же мораль выводим мы из этой сказки?

9. Работа с пословицами. Какие пословицы вы нашли об уме? (Каждая группа вывешивает свои пословицы по одной). На доске написаны пословицы:

Где ум, там и толк.

Брат он мой, а ум у него свой.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Вырасти вырос, а ума не вынес.

Всем своего ума не вложишь.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Дурака учить- только портить.

10.Проба пера.(сочиняем сказку).

    А теперь нам предстоит интересное дело. Будем сочинять сказку коллективно.

   Берем одно название «Дурака учить -только портить».

- Мы должны постоянно помнить, что наша сказка литературная, все время давать повествователю (то есть нам) проявить себя. Как начнем сказку?

- Давайте я вам помогу – всегда трудно начинать. Начнем так: «Я у Даля как-то пословицу прочитал: «Дурака учить – только портить». И вправду так! Слушайте, что я вам расскажу.»

   (повествователь выступил со своим «я», он использует пословицу, высказывает свое суждение)

- О ком будет наша сказка, о каком персонаже? (о дураке)

- Как вы думаете, кого нам лучше сделать героем – человека или какое-нибудь животное?

- Кто же из животных самый дурной? (баран)

- Вот баран и будет нашим героем. Он что-то должен задумать, какую-то нелепицу, и по глупости начать это дело.

- Кто дальше должен вступить в сказку? Кто-то умный, который подскажет, как правильно надо сделать)

- Баран прислушается к совету? (да, он должен поучиться, но опять сделает все по-дурному)

- Вот и определили замысел. Теперь и сказку писать пора.

11. Чтение сказок (отметить хорошие и неудачные)

12. Д/з: каждому карточку с пословицей – сочинить сказку по пословице.

В области умений  (навыков):уч-ся учатся активно слушать текст, делать выписки, высказывать свое мнение, активно слушать других учеников, оценивать правильность их ответов, работать как коллективно, так и в малых группах, готовить творческое задание на основе литературного образца, выразительно читать.

В области ценностей: ученики находят нравственный смысл, мораль сказки, приводят аналогичные примеры из жизни и задумываются над ними, дают им оценку.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

Обобщающее повторение в 6 классе. Урок-игра: «Волшебная сказка.»

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратив процесс обучения в процес активной поисковой деятельности, закрепить опорные знания получ...

Урок-игра по сказке Н.Носова"Приключения Незнайки и его друзей"

Этот материал предназначен для учащихся 5 класса и может быть использован и для урока внеклассного чтения, и во внеклассной работе....

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

Урок-игра "Поле чудес" по сказкам А. С. Пушкина. 5 класс....

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...