Заонежская вышивка (урок-повторение темы "Причастие")
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Материал даёт возможность повторить глагольную форму причастие ,орфограммы в окончаниях, знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; поговорить о красоте родного края- Заонежья, заонежской вышивке , продолжить обучение выразительному чтению, работе с разными словарями. К уроку предлагается презентация "Заонежская вышивка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaonezhskaya_vyshivka.doc31 КБ
Office presentation icon zaonezhskaya_vyshivka.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

 Полюби этот край былинный…

Много на Севере истинной красоты. Но есть красота исключительная - увидишь, хочется воскликнуть: остановись, мгновенье!

Станислав Панкратов

Цель: повторить глагольную форму причастие ,орфограммы в окончаниях, знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; поговорить о красоте родного края- Заонежья , продолжить обучение выразительному чтению, работе с разными словарями.

Оборудование: выставка книг А. Авдышева, книг о заонежской вышивке, презентация «Заонежская вышивка», выставка современных изделий вышивки.

Сообщение темы и целей урока.

Ход урока.

Прочитайте и запишите высказывание (эпиграф).

Что такое истинная красота? Подберите синонимы к слову ИСТИННЫЙ (подлинный, настоящий…)

Какие ее мгновения вы хотели бы остановить?

Былинный край, край белых ночей - это Заонежье. О нем, его красоте стихи карельского поэта Алексея Авдышева.

Легко проснуться на заре,

А озеро- все в серебре!

Волна колышет сонно лодки,

Цвета зари - чисты и кротки.

И облачный сияющ ярус,

Крылом – на горизонте парус.

И даль зовуща, как тогда,

В далекой юности года!

Анализ текста:

- О чем этот текст?

-Что видите и слышите?

-Чем достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй картину?

-Собирание орфограмм в окончаниях.

-Есть ли в тексте причастия? Определите их морфологические признаки.

Работа с текстом стихотворения «Заонежье»:

Я снова вглядываюсь в лица,

Ищу ответов у судьбы.

И заставляют сердце биться

Резная красота избы,

Забытые у съезда дровни,

Топор, блеснувший на заре,

Заросший мхом шатер часовни

На дальней Нарьиной горе.

 

Словарная работа: толкование выделенных слов.

-Что заставляет сердце биться? Почему?

-Выписать причастные обороты вместе с определяемыми словами .Вспомнить правило о постановке запятой в предложении с причастным оборотом.

Красота природы Заонежья – истинная. Исключительная красота былинного края нашла свое отражение и  в заонежской вышивке.

«Женской живописью», «узорочным шитьем» называют вышивку. В конце19- начале20 в. Каждая женщина в Заонежье умела вышивать. В каждом доме на лавках стояли пяла ( пялы, пяльцы). В избах можно было увидеть домотканые полотенца, рубахи, подзоры простыней, мастерски вышитые крестьянками. Использовали «досюльный шов», тамбурный, крест.

В узорочном шитье отражалась красота природы, окружающая действительность; здесь можно было найти человеческие фигуры, сказочных барсов, птиц, коней, оленей, геометрический орнамент. Эти образы были отголосками древних представлений о жизни, символами счастья, радости, жизни.

Работа с текстом:

Заонежские вышивки с хитрыми красными и белыми узорами, выполненные досюльным швом или тамбуром,- куски прекрасной поэмы о мечте, о солнце, о счастье.

Степенно шествуют грациозные птицы с гордо поднятыми головками.Не просто птицы- вестницы солнца, знаки добра и благополучия.

А вот и само светило, окруженное переплетением былинок. Солнце- символ пробуждения, оживляющий жаркими лучами мать- природу.

Мать-сыра земля…Ее образ воссоздан в вышитых по полотну женских фигурках с опущенными вниз руками, просящими дождя.

Поэтичность и красота этих образов по-прежнему продолжают привлекать вышивальщиц Заонежья.

Задания:

-Выразительное чтение текста.

-Толкование непонятных слов.

-Поиск причастий, выполнение разных видов разбора( морфемный, морфологический, орфографический).

-Написание сочинений-миниатюр по темам:

«Край былинный»

Заонежье -  это…

Северные узоры.

«Красным по холсту, белым по кумачу»

Итог урока: В чем исключительная красота Заонежья?

Чтение сочинений-миниатюр.

 

Использованная литература:

Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск, 1977.

Северные узоры. Народная вышивка Карелии .Петрозаводск, 1989.

Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». Петрозаводск, 2004.

Фролова Е. Чистый источник. М.Молодая гвардия,1990.с.89-99.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заонежская вышивка Красным по холсту,белым по кумачу

Слайд 2

Остановись, мгновение!

Слайд 3

Мелодия для глаз, ума и чувства Искусство вышивания имеет многовековую традицию(12-14в.) В то время, когда не существовало письменности, орнамент служил средством закрепления и передачи потомкам представлений о геометрических фигурах, о верхе и низе, давал понятие о земле, воде, солнце. «Это –связная речь, последовательная мелодия ,имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства.»(В. Стасов)

Слайд 4

Вышивка- «женская живопись» Мастерицы Заонежья тонко улавливали особенности природы и отражали их в своем искусстве: на белом или красном фоне появлялись ломкие стебли, резкие изгибы, белоснежные узоры.

Слайд 5

Любимые швы Шов «досюльный » знали все, когда стежки ложатся одинаково как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Больше всего любили вышивать тамбуром : с помощью деревянной ручки с крючком(тамбурки) на лицевой стороне появлялась цепочка из мелких петель, а с изнаночной- сплошная строчка. Умели вышивать и крестом .

Слайд 6

«Учи дочку вышивать,вышивать» В конце 19-нач.20 в.каждая женщина умела вышивать, поэтому в избах на лавках стояли ПЯЛЫ (пяла, пяльцы)-рамы для вышивания, для впяленья ткани. Почти в каждом доме можно было увидеть домотканые полотенца, рубахи, подзоры простыней, скатерти, мастерски вышитые крестьянками.

Слайд 7

«Узорочное» шитье Вышивка- удивительный мир сказочно-мифологических образов,состоящий из людей, животных,птиц,деревьев Мать-сыра земля :женская фигура с ромбовидной головой и опущенными вниз или вздетыми кверху руками Солнце,земля,вода :в виде овала или розетки-символ пробуждения Птицы-павы, олени, кони- знаки добра, счастья, благополучия Любимый мотив- древо жизни , второй- фантастический цветок.

Слайд 8

Северные узоры

Слайд 9

Немного истории В 1907 г. в селе Шуньга был основан пункт помощи ручному труду(30 вышивальщиц). К 1912( до1925г.) он объединял300 работниц.Изделия продавались в Калифорнию, Францию, Англию. В 1928г. пункт возродился в дер. Хашезеро под названием «Заонежская вышивка».Потом-это фабрика в с. Шуньга с филиалом в г.Медвежьегорске. Сегодня предприятие «Карельские узоры»в Медвежьегорске(директор Н.Алехина)выпускает изделия с тамбурной, строчевой и гладьевой вышивкой вручную при помощи машин,используя заонежские узоры.

Слайд 10

Литература Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск,1977. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». Петрозаводск,2004. Фролова Е. Чистый источник.М.Молодая гвардия,1990.

Слайд 11

Об авторе Дмитриева Ирина Павловна- учитель русского языка и литературы МОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ

Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...