Однородные члены предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Сергеенко Елена Геннадьевна

  План урока и презентация к этому уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку.

Тема урока: обобщение и систематизация изученного об однородных членах

Автор: учитель  литературы МОУ СОШ № 11  Сергеенко Е.Г.

Класс: 8

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая. Данный урок можно использовать как зачётный урок по теме: «Однородные члены предложения».

Методы проведения урока: проектный, проблемно – поисковый

Уровень деятельности учащихся: исследовательский, частично-творческий.

Тип урока: урок обобщения

Время проведения: 45 минут.

Цель урока:

1) систематизировать знания учащихся по теме «Однородные члены предложения»,

2) развитие ключевых компетенций учащихся, применять полученные знания в повседневной жизни:

Информационных - развитие способностей учащихся к анализу и синтезу

                                  изучаемого материала;

Коммуникативных – умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения;

Организационных – умение организовать своё рабочее место и свою работу на

                                  уроке.

Оборудование и материалы для урока: мультимедийный компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация для сопровождения урока, рабочая тетрадь.

Учебно-методическое обеспечение: учебник теория «Русский язык 7-9»,  под редакцией В.В.Бабайцевой

 Структура презентации:

n/n

Структурные элементы

Временная

№ слайда

1

Организационный момент

1 минута

2

Тема урока, форма работы, актуальность

3 минуты

3

Проверка дом.задания, защита презентаций

20минут

4

Подведение итога исследования

10 минут

№ 7,11,18

№ 8,12,19

5

Самостоятельная работа в тетради с печатной основой

6 минут

7

Проверка самостоятельной работы

3 минуты

6

Задание на дом

1 минута

7

Подведение итога уроку

1 минута

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ

План урока

n/n

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и объявляет цель урока и план.

Обсуждение

1 минута

2

Мотивация

Учитель мотивирует учащихся для обобщения знаний по данной теме

Учащиеся воспринимают цель урока

3 минуты

3

Практическая работа (защита проектов)

Учитель ставит перед учащимися задачу.

Учащиеся выдвигают своих представителей для выступления, защищают проекты

20 минут

4

Подведение итога исследования

Учитель предлагает обобщить учащимся свои исследования.

Демонстрирует на слайдах задания .

Учащиеся выдвигают своих представителей для выступления.

Учащиеся оппоненты подводят общий итог исследованиям.

10 минут

5

Самостоятельная работа по тетради с печатной основой

Учитель сообщает задание по тетради,

предполагая, что учащиеся применят результаты своих исследований при выполнении задания по тетради

Работают в тетрадях, выполняя задания по уровням

6 минут

7

Проверка выполнения задания

Учитель выборочно проверяет работы

Учащиеся  задают вопросы.

3 минуты

8

Задание на дом

Написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, используя материал урока

Учащиеся записывают задания в дневники.

1 минута


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные члены предложения Отвечают на один и тот же вопрос Связаны с одним и тем же словом Образуют сочинительное словосочетание Соединяются интонацией и сочинительными союзами Пример: Люди работали спокойно и молчаливо

Слайд 2

Запятая ставится между однородными членами: Он коллекционировал не марки, а открытки 1) Перед противительными союзами, например:

Слайд 3

2) Перед повторяющимися союзами, например: Он коллекционировал и марки , и открытки.

Слайд 4

Перед второй частью двойных союзов, например: Он коллекционировал как марки , так и открытки

Слайд 5

Запятая НЕ ставится 1) между однородными членами, соединенными ОДИНОЧНЫМ , соединительным или разделительным союзом, например: Он коллекционировал марки И открытки.

Слайд 6

Запятая НЕ ставится 2) во фразеологических оборотах, например: Ни то ни се И так и сяк Ни рыба ни мясо

Слайд 7

Дополнительный материал Задание № 1. Прокомментируйте отсутствие знаков препинания Я им и живу и дышу. Он человек честный и прямой и довольно умный

Слайд 8

Ответы Нет запятой при повторяющемся «И»: между двумя однородными, если они образуют тесное смысловое единство и при них нет зависимых слов. Если два однородных и союз «И» между ними, образуют тесно связанную группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом.

Слайд 9

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

Слайд 10

Так же в книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно , например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после таких слов ставится двоеточие , а перед ними запятая , например: Для выработки навыков правильного письма необходимы три условия , а именно : знание правил, внимание и умение пользоваться правилами.

Слайд 11

Дополнительный материал задание № 2. Прокомментируйте знаки препинания Многое он испытал: нужду, голод, страх, но не сломался. Разные цветы- желтые, синие, белые, красные- покрыли всю равнину.

Слайд 12

Ответы Тире может опускаться, если в этом же месте требуется поставить запятую. Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон, если имеет характер уточнения, пояснения.

Слайд 13

Однородные определения Равноправны между собой Объединены интонацией перечисления Характеризуют предмет по одному признаку Красные, синие и желтые цветы

Слайд 14

Однородные определения Может быть градация признака страшная, ужасная , кошмарная Могут называть разные признаки, имеющие общий смысл длинные прямые волосы

Слайд 15

Однородные определения В ряду определений есть эпитет его длинное, лошадиное лицо Второе определение поясняет первое другой, кожаный портфель

Слайд 16

Неоднородные определения Неравноправны Нет интонации перечисления длинный товарный поезд

Слайд 17

Неоднородные определения Называют разные признаки, не связанные общим смыслом Обычно выражены качественным и относительным прилагательными ржавый железный гвоздь

Слайд 18

Дополнительный материал задание № 3 Прокомментируйте отсутствие и наличие знаков препинания другой, кожаный портфель другой кожаный портфель

Слайд 19

Ответы Другой, кожаный портфель (прежний портфель был не кожаным) Другой кожаный портфель (прежний тоже был кожаным )

Слайд 20

Роль однородных членов предложения Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему? Они позволяют подробно, детально описать внешность человека, его внутреннее состояние.

Слайд 21

Например: Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.

Слайд 22

Бессоюзие Стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов ). (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.)

Слайд 23

Например: ...вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Слайд 24

Многосоюзие ( Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.) – Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (Как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами ОЧП. Создается картина равномерного движения )

Слайд 25

Например: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Короленко ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....