Урок -игра в 6 классе на тему:"Имя числительное".
занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_zhurnal_2.docx70.96 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЯЗЫК

6 КЛАСС

Мелкумянц К.А.,

Учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

 МОУ Савельевская СОШ

ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Урок-путешествие по городу Солнечногорску (дидактическая игра.)

 

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя числительное»;
  2. проверить сформированность умений и навыков учащихся в склонении числительных,
  3. в употреблении их с другими частями речи;
  4. привить любовь и интерес к родному городу.

Оборудование:

  1. песня «С чего начинается Родина?»;
  2. маршрутные листы с видами достопримечательных мест;
  3. путевые дневники путешественников;
  4. электронная презентация урока, подготовленная в программе «Power Point»;
  5. листы учета со списками групп.

ХОД  УРОКА.

 I.  Оргмомент.

Дети заходят и рассаживаются под песню о Родине («С чего начинается Родина»)?

II.   Вступительное слово учителя.

Урок я хочу начать такими словами: Родина!... Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове. Для каждого человека это слово содержит что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Любовь к Родине нам прививают с детства родители, учителя…

Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и делах.

Наша Родина – это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Но у каждого из нас есть свой родной уголок, своя маленькая родина.

А как говорят поэты? Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения нашей землячки Е.Липатовой:

Солнечногорск , мой край родной,

С твоими темными лесами

И ненаглядными полями

Растешь и хорошеешь с каждым днем.

           Класс поделен на 4 экскурсионные группы, за каждой группой закреплен инструктор, который ведет учет работы группы ( специальный лист учета).

         Сегодня у нас необычный урок. Мы уже не раз путешествовали в реальности, бывали в разных местах Солнечногорска. А сегодня совершим путешествие по достопримечательным местам нашего города, не покидая стен школы, узнаем много интересного, может быть, и нового о городе, в котором живем. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении – это имя числительное.

        В путешествие мы отправимся на  воображаемом автобусе, а вместо тетрадей у нас путевые листы экскурсанта, в которых вы будете записывать впечатления от экскурсии.

Солнечногорск. (Сообщение о городе).

Солнечногорск  находится в 50 км от Москвы по Ленинградскому шоссе, является одним из красивейших городов Подмосковья.

Расположился он на берегу озера Сенеж. Поселение, на месте которого образовался город,

было основано в начале 18 века и называлось Гомзино. Вскоре село получило новое имя – Солнечная гора. Энергетика названия положительно сказалась на развитии поселения; село

преображается в поселок Солнечногорский , а еще через 10 лет становится городом.

Сегодня население города составляет около 60 тысяч человек.

Неподалеку от города находятся церковь Рождества Богородицы (Поярково, 17 век) и усадьба-музей А. Блока (Шахматово, 1984 г.)

Фронтальный  опрос.

А) Ученик читает сообщение о городе, учитель обращает внимание на числительные в тексте.

1.  Вспомните и расскажите все об имени числительном как о части речи.

2.  Какие бывают числительные по значению и составу?

3.  Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Задание .  Из текста выписать словосочетания «сущ. + числит.», занести в нужные графы таблицы ,записав каждое числительное прописью.

4.  Как склоняются порядковые числительные? Просклонять числительные(устно).

Б)  Пришло время первой остановки у мемориала «Огонь Вечной Славы».(Сообщение)

Это священное место в Солнечногорске: здесь покоятся останки тех, кто отдал жизнь за Родину.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов нарушила мирный труд людей. На солнечногорскую землю она пришла в конце ноября 1941 года. Действуя смело и решительно, наши воины освобождали от врага дом за домом, улицу за улицей. И только 12 декабря 1941 года Солнечногорск, самый молодой в то время город Подмосковья, был полностью очищен от захватчиков. На его улицах осталось 20 подбитых танков, 18 вражеских орудий, 25  машин и бронетранспортеров. С солнечногорской земли войска Красной Армии начали отсчитывать первые победные километры до Берлина. Более 12 тысяч воинов наших земляков награждены боевыми орденами и медалями. В центре Солнечногорска в братской могиле покоится прах сотен советских воинов, павших в боях за город.

         Всего на территории района 38 братских захоронений.

Задание.  Выписать предложения, указанные учителем ,подчеркнуть числительные как члены предложения. С одним из них произвести морфологический разбор.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 км/ч. На трассе автобус идет со скоростью 70 и даже 80 км./ч.

  1. Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

( Склонение числительных от 50-80 )

  1. Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900? Просклоняйте письменно. (Работа по группам).

1-ая – 70;

2-ая – 800;

3-ая – 300;

4-ая – 900.

В) И вновь остановка!

Озеро Сенеж.

На берегу живописного озера Сенеж расположен город Солнечногорск. Площадь озера – 7 км2, максимальная длина – 5 км, ширина – около 4 км. Наибольшая глубина – 6 м (средняя- 2-3 м).

Озеро фактически является водохранилищем, образованным в ходе строительства канала между реками  Сестра и Истра, начатым в 1826 году. Работы продолжались  около 25 лет, в ходе были построены 3 каменных шлюза, канал, длиной 8,5 км и плот. От озера получила название железнодорожная платформа Сенеж .Популярное место отдыха , рыбалки. В прошлом веке на озере ловили до 4 тысяч пудов рыбы в год. Поражает разнообразие рыбной фауны Сенежа: здесь водится плотва, карась, лещ, карп, ерш ,щука судак и окунь.

      В честь озера в 1964 году названа одна из улиц Москвы.

- Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

- В чем особенность склонения количественных числительных?

- Как склоняются дробные числительные?

Просклоняйте по одному числительному, сделайте запись в путевом дневнике.

Г) В любом путешествии ,экскурсии есть «веселые привалы». Настало время и нам немного отдохнуть.

«Веселый привал»

1 .«Кто больше?»

Кто больше назовет пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные.

2.Прочитайте зашифрованные слова:

Смор1а, по2л, элек3к, ви3на, 100рона, 100янка, пи100лет.

3.Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три? (Используйте собирательные числительные).

Запишите эти числительные в нужную графу. Расскажите, что вы знаете о собирательных числительных.

- Конечно, за столь короткое время трудно рассказать все о нашем городе. Подобные экскурсии будут продолжаться ,так как  мы должны знать свой край, свой город.

На этом наше путешествие закончено. Сдайте ваши путевые листы иструкторам. Окончательный результат вашей работы вы узнаете на следующем уроке.

III. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя числительное.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

Урок- игра 8 класс на тему "Дадим отпор наркотикам"

Мероприятие проводится в 8 классе при изучении темы "Здоровый образ жизни"...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Имя числительное"

Материал урока представлен в технологической карте, через технологию критического мышления с элементами здоровьесберегающих технологий проводится урок объяснение нового материала по теме "Имя числител...

Мы - за активные формы обучения! Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи".

Русский язык - итоговый урок в 6А классе по теме "Имя числительное" - методические приемы "Реставратор" и "Ульи"....

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Имя числительное как часть речи".

Материал рассчитан на дистанционный формат урока. Время занятия - 20 минут + 20 минут самостоятельная работа учащихся....