Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Имя числительное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Лебедева Елена Викторовна

Материал урока представлен в технологической карте, через технологию критического мышления с элементами здоровьесберегающих технологий проводится урок объяснение нового материала по теме "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_chislitelnoe.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи»

      ( Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

  • Цели урока: 
  • Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи. Выработать умение находить числительные в тексте.

Развивающие:  умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

  • Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения), воспитывать грамотное отношение к своему здоровью.

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Приемы ТРКМЧП: «верные и неверные утверждения», «денотатный граф», синквейн.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Этап урока-

Стадия

Задачи  этапа

Содержание  этапа, используемый  прием

1  стадия

Вызов

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Актуализация

Определение темы и целей урока

  1. Работа над новым материалом

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к  получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас пройдет открытый урок. Эпиграфом к уроку я выбрала  слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны  грамотно и бережно  относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой. Запишите число и классная работа. Оставьте место для темы урока.

А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.

- Запишите  пословицы, объясните орфограммы. Объясните в группе смысл каждой из них и на класс представьте своё понимание.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

4) Здоровье – первое богатство.

( ребята объясняют значение пословиц)(7 мин)

Ещё раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь, первое)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

  • - Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи;
  • Покажете свое умение систематизировать информацию и представлять ее в графическом виде.
  • А  я постараюсь воспитать у вас грамотное отношение к своему здоровью.

- Запишите в тетрадях  тему урока «Имя числительное как часть речи»

1.Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

Учитель: А теперь прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат листы самооценки в виде таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. …числительные имеют общие признаки с существительными;

7. …они имеют общие признаки с прилагательными;

8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9. …числительное не может состоять из 3 слов;

10. …слово «полтора» - это числительное.

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

2  стадия

Осмысление  содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

Физкультминутка

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных  целей обучения

1.Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.

Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.

1.Работа в группах.

Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Пример листа взаимооценки (3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

Пример денотатного графа по теме «Имя числительное»

Описание содержания денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.

Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.( 8 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть! (2 мин)

А) «Цифры говорят» (разграничение количественных и порядковых числительных)

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет - правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание.

 Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными. 

- А как вы считаете, что важно для поддержания здорового образа жизни?

- Выпишите встретившиеся числительные в два столбика ( количественные и порядковые)

1 вариант 2 вариант

количественные (сколько?) порядковые (какой?)

сто третий

двадцать второй

двадцать

десять первую

пятьдесят (3 мин)

Б) Исследование в парах по рядам

- Проведём небольшое исследование

- У каждой группы есть  листочки с однокоренными словами, надо определить часть речи, найти среди слов числительные.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Два      Три             Пять         Шесть

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник,  двоится, двухэтажный.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.

Шесть- шестерка, шестерня, шестиместный, вшестером, ушестерить, шестиглавый.

- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

- В этом мы сейчас потренируемся. (3мин)

В) Заполнение таблицы

- Составьте  таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четвероклассник, четырёхлетнее, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.

- Проверим выполненную работу. (сверяют)

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четыре

четвёртый

Четвероклассник

четверня

Четырёхлетнее

четвероногий

четырежды (3мин)

Стадия

Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения

1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Теперь сравните ваши утверждения с образцом на слайде и поставьте себе оценку за проведенную работу и полученные знания. Сдайте мне листочки.

8. Творческая работа «Секреты здоровья»

- Весь урок мы с вами говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.

- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.

1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.

Проверка:

1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.

Первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.

Итоги урока:

Мы открыли пять секретов,

Как здоровье сохранить.

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить.

А чтобы заботиться о здоровье вы начали уже сейчас, получайте в подарок эти замечательные фрукты – кладезь витаминов.

Спасибо за урок!

Домашнее задание выучить правило, упр     и выписать 5 пословиц с числительными на тему «Здоровье».  Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....