"Умейте властвовать собой" Подготовка к сочинению - рассуждению о самоуправлении личности.
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Белова Ирина Евгеньевна

Класс – 10-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую  тему о себе.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал по  общей теме.

Тема лингвистическая – создание текста-рассуждения.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – технические (компьютер); дидактический материал – словарь по темам сочинения, небольшая выставка книг по теме «Самоуправление личности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon didaktika.doc67.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ТЕМА: «УМЕЙТЕ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ….»

/подготовка к сочинению-рассуждению о самоуправлении личности/

Класс – 10-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую  тему о себе.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал по  общей теме.

Тема лингвистическая – создание текста-рассуждения.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – технические (компьютер); дидактический материал – словарь по темам сочинения, небольшая выставка книг по теме «Самоуправление личности».

Цели урока.

1. Познавательные:

а) повторить изученное о строении текста;

б) познакомить с особенностями построения текста на публицистическую тему о самоуправлении своей личности, жанра рассуждения о себе.

2. Практические:

а) закрепить умение строить текс по разным признакам;

б) сформировать умение создавать текст-рассуждение в публицистическом стиле о себе.

3. Общепредметные:

а) воспитать:

  1. интерес к предмету в ходе освоения лигвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему «Самовоспитание личности»;
  2. языковую личность учащегося;
  3. способность вырабатывать определённый взгляд на темы, рассмотренные на уроке;

б) развивать память, логическое мышление, речь, способности;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Оформление доски.

Высказывания:

  1. Что в наших силах совершить, то в наших силах и не совершать (Аристотель).
  2. Быть самим собой – единственное средство иметь успех (Стендаль).
  3. Личность – это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь(Леонтьев).
  4. Повелевать собой – величайшая власть (Сенека).

ХОД УРОКА:

1. Краткое сообщение целей урока.

2. Вопрос к классу:

-Нужно ли стремиться управлять собой? Нужно ли овладевать умением самоуправления?

3. Слово учителя о том, что такое самоуправление личности, о новой ступени в развитии школьников.

А) Так как самоуправление личности – это процесс психологический, то и ответ на вопрос: «Что такое самоуправление?» дают психологи.

Процессы достижения согласия с самим собой и окружающей средой, в основе которых – организация личностью своих физических и психологических сил согласно поставленным целям, и называется саморегуляцией или самоуправлением.

Задание классу:

- Запишите в тетрадь слова САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОУПРАВЛЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ. Это слова – синонимы.

- Выделите ключевые слова, составляющие основу определения самоуправления.

- Запишите в тетрадь данное определение в виде схемы.

Б) Вопрос к классу:

- Когда возможно управлять собой?

Процесс саморегуляции возможен тогда, когда человек знает себя, свои положительные и отрицательные стороны и постоянно находится в процессе самопознания.  

Осознание себя в  юношеском возрасте – это «оформление»  сознании молодого человека трёх Я: своего «физического я», «психологического я», «социального я».

«Физическое я»

Меняется  физический облик. Узнавание своего нового физического облика доставляет много радостных и тревожных переживаний. Радостных – от осознания своего повзросления. Тревожных – от реальных и мнимых недостатков своей внешности. Роль внешности важна ещё и потому, что от неё в юношеском возрасте во многом зависит успех или неудача во взаимоотношениях со сверстниками, и особенно противоположного пола.

В одной из своих книг психолог Юрий Орлов описывает случай из своей юности. Влюбившись в одну девочку из класса, он услышал от неё, что красивый. Юноша долго рассматривал в зеркало своё отражение и пытался увидеть на своём лице, на котором красовался нос картошкой, которое всё было усыпано веснушками, хоть какие-то следы этой самой красоты. «Но, несмотря на это, -  продолжает автор, - я был счастлив. Я, наверное, красив особой мужской красотой, которую смогла усмотреть во мне милая Лида. Моя уверенность не была поколебима даже тогда, когда мне стало известно, одиннадцатиклассник, который был неравнодушен к Лиде, сказал, узнав о нашей любви: «Что она в нём могла найти? Ведь у него на лице явно проступают черты вырождения. В нём (значит, в моём лице), если вглядеться хорошенько, проступают черты умного шимпанзе» В тот же день я долго и вдумчиво вглядывался в зеркало и пришёл к выводу, что если человек произошёл от обезьяны, то я произошёл от красивой и умной обезьяны. Это изучение самого себя не поколебало моей уверенности, поддержанной Лидой».

Что это за «особая мужская красота»? Наверное, Лидочка имела в виду  красоту внутреннего мира.

«Психологическое я»

  Юноши и девушки по-новому  смотрят на себя, открывая свой внутренний мир. Открытие своего внутреннего мира психологи считают ценнейшим приобретением этого возраста. Велик  интерес учащихся  к собственной внутренней жизни, к качествам своей личности, своим способностям, потому что они  утверждают себя, осознавая себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность.  

  Поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

   

Оформление  «социального я» связано с

 - выбором будущей профессии;

 - определением своего места в мире тех людей, с которыми  взаимодействует, встречаются, дружат, которых любят, ненавидят.

     

- Сделайте вывод по данному определению. Опираясь на ключевые слова, составьте сложноподчинительное предложение с придаточным предложением условия, употребив глаголы первого лица.

/Если….., то…. .  Если….,….. . Если я организую себя согласно поставленным целям, то достигну согласия с самим собой. /

 

Д)  Вопрос к классу:

- Как уравновесить себя, научиться не поддаваться чрезмерным эмоциям, не выбиваться из колеи, обрести власть над своим Я, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным?

        Методы самоуправления                                                Воля                                      

                                                                    Самообладание

                                                             Самоприказ

                                                 Самоубеждение

                                 Самовнушение

                        Самоирония

       Самоподкрепление

 Анализ

                                               

         

Пояснить:                                                                                                                                  

- Сила воли

Представляет собою культуру и умение мышления, способность управлять своим умственным миром.

- Самообладание

Это и есть «власть над собой», выдержка.

- Самоприказ

Обеспечивает решительность действий

«Я сейчас встану и сразу начну делать уроки», и надо сразу же встать и начать делать уроки.

- Самоубеждение

Это личностные установки, совершаемые, чтобы логически обосновать рациональность или пользу той или иной позиции. Эзоп советовал: «Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей».

- Самовнушение

Управление на уровне воображения. Внушить самому себе можно ощущение, желание, образ, мысль, состояние и т.д.

- Самоирония

Помогает человеку не зацикливаться на проблемах, с юмором относиться к неудачам, избавиться от самодовольства и т.д.

-Самоподкрепление

Опирается на внутреннюю установку положительного отношения к себе.

Типичное самоподкрепление – дать себе отдых  после хорошо выполненной работы. Мы часто пренебрегаем самоподкреплением: не расслабляемся несколько дней, переходим от задачи к задаче, не отблагодарённые даже собой. Накапливается усталость, мы становимся раздражительными.

Здоровые способы самоподкрепления: прогулка, беседа с другом, чтение любимой книги и т.д.

Нездоровые способы: алкоголь, сигарета, сидение допоздна у телевизора.

- Анализ

Самоисповедь. Проанализировать – постараться исправить.

Помните, что всякое изменение, всякий шаг в развитии вашей личности происходит путём вашего выбора или сознательного решения, т.е. управляется вами, регулируется вами изнутри.

2. Представление тем для сочинения.

  1. А) Я умею контролировать себя.  Б) Умею ли я контролировать себя? В) Как я контролирую себя?  
  2. А) Я умею управлять своим поведением. Б) Умею ли я управлять своим поведением?  В) Как я управляю своим поведением?
  3. А) Я умею бороться с соблазнами.  Б) Умею ли я бороться с соблазнами? В) Как я борюсь с соблазнами?
  4. А) Я умею преодолевать страх.  Б) Умею ли я преодолевать страх? В) Как я преодолеваю страх?
  5. А) Я умею уходить от конфликтов.  Б) Умею ли я уходить от конфликтов? В) Как я ухожу от конфликтов?
  6. Я в режиме психологического автопилота.

Ход этапа урока:

  1. Учитель представляет темы сочинения, кратко комментирует их.
  2. Учащиеся выбирают темы.
  3. Каждому ученику раздаёт дидактический материал, который поможет ему в осмыслении выбранной темы.
  4. Обсуждение вопросов  в диалогах с отдельными учениками.

3. Повторение изученного по развитию речи.

  1.  Тип сочинения – рассуждение.

             Вспомните построение сочинения такого типа?

  1. Стиль -  публицистический.

Каковы особенности этого стиля?

3.   Выбор жанра сочинения: портретный очерк, заметка, страничка дневника, самоисповедь.

4. Проверка домашнего задания.

В работе над языковыми средствами используется текст – образец – страницы дневника Печорина (повесть «Княжна Мери»). Ребята приводят примеры метафор, эпитетов, сравнений, вопросительных , восклицательных предложений, сложных синтаксических конструкций и т.д.

Анализ текста должен показать учащимся, что подбор языковых средств полностью подчинён одной задаче – раскрыть внутренний мир героя, показать противоречивость его натуры, способность управлять собой во всех жизненных ситуациях.

5. Чтение текстов – образцов (отрывки из сочинений сверстников).

            6. Задание учащимся.

                Пользуясь дидактическим материалом, составьте словарный диктант опорных слов, словосочетаний к выбранной теме сочинения.

4. Подведение итогов по уроку.

Заповедь. Р.Киплинг.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятения всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись прощая
Великодушней и мудрей других.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владение,
Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

5. Работа учащихся над сочинением.

       



Предварительный просмотр:

Я = В УПРАВЛЕНИИ ЭМОЦИЯМИ

СТРАХ.

Страх – эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на внешние сигналы, предвещающие реальную или воображаемую опасность.

СТРАХ     боли

                  болезни

                  потери любви

                  перед людским судом

                  смерти / Смерть не впереди нас, а позади нас (Сенека)./

                   /добавьте цепочку своими страхами/

ЭМОЦИЯ СТРАХА  уничтожает инициативу

                                    подрывает уверенность                           отрицательная сторона 

                                    сковывает мысли, воображение

СТРАХ  своеобразная защитная реакция

               предупреждает об опасности                                           положительная сторона

               придаёт иногда необычные силу, скорость, ловкость

ПРИЧИНЫ СТРАХА  неизвестность

                                       отсутствие знания о людях, ситуациях, последствиях

                                       заведомо известная опасность отрицательных последствий

                                       /добавьте цепочку своими наблюдениями/

СТРЕСС – нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма ответить на экстремальные действия.

ДИСТРЕСС – сильный стресс, связанный с неприятными переживаниями.

Я = В УПРАВЛЕНИИ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ /поведение в широком смысле/ - активное взаимодействие человека с окружающим миром, приводящее к его целесообразному изменению и преобразованию.

ПОВЕДЕНИЕ /в узком смысле/ - часть деятельности, которая может оцениваться с качественных позиций /моральных, правовых, политических и других/.

ОБЪЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ:

  1. Взаимодействие с окружающими, с социумом
  2. Общение с друзьями, в компании, с девушкой, с юношей
  3. Поведение на уроках, в труде (дисциплина)
  4. Отношение с учителями
  5. Конфликтные ситуации
  6. Отношение к соблазнам
  7. Плохие и вредные привычки
  8. Поведение в экстремальных ситуациях

ОБОБЩЁННЫЕ УМЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ:

  1. Умение управлять своими желаниями, интересами, потребностями.
  2. Умение отличать главное от второстепенного.
  3. Внутреннее спокойствие – ясность ума и чёткость принципов поведения – есть психологический «иммунитет» от ситуационных «помех».
  4. Эмоциональная устойчивость, опирающаяся на высшие общечеловеческие эмоционально-ценностные установки /практически невозможно научиться управлять поведением, не научившись сознательно регулировать свои эмоции/.
  5. Чувство меры воздействия на события.
  6. Оценка, опирающаяся на опыт жизни: или человек способен изменить ход событий своим вмешательством, или события сильнее человека.
  7. Умение подходить к проблеме с различных точек зрения, учитывать мнение других.
  8. Готовность к любым неожиданным событиям.
  9. Реализм, восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой хотелось бы человеку видеть.
  10. Умение выходить за рамки конкретной проблемы, находить новые мотивы жизнедеятельности в ситуациях «борьбы мотивов».
  11. Дальновидность. Способность понимать логику окружающих событий, видеть перспективу их развития предохраняет человека от ситуативного подхода к решению социальных проблем.

Мы все сотворены,

                                           чтоб каждый мог

Всё осмотреть, пред тем

                                                      как сделать шаг.

                                                                                                       Р.Гамзатов

Я = УМЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САМОРЕГУЛЯЦИИ.

САМООБЛАДАНИЕ –качество личности, проявляющееся в способности к активной саморегуляции в напряжённых, опасных, дезорганизующих её деятельность обстоятельствах.

САМОИСПОВЕДЬ /самоотчёт/ - анализ собственной психологической деятельности в определённых обстоятельствах или за определённый период.

САМОУБЕЖДЕНИЕ – сознательное воздействие на собственные взгляды, установки, мнения с помощью логических обоснований целесообразности какого –либо другого тезиса, положения, поступка.

САМОИРОНИЯ – самокритика в виде самопохвалы со знаком минус.

САМОПРИКАЗ – осознанное и сформулированное в языковой форме волевое усилие.

САМОВНУШЕНИЕ – процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадает.

САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ – мысленные и физические действия, помогающие в ситуациях крайней усталости, напряжённости, неразрешимости задач.

Кто знает лучший

                                   способ укращенья,

Пускай откроет

                                               всем на поученье.

                                                                                                            У.Шекспир

                                                     Я = В РЕЖИМЕ АВТОПИЛОТА.

  1. УХОД ОТ ПРОБЛЕМ /бегство/
  2. ВЫТЕСНЕНИЕ ИЗ СОЗНАНИЯ
  3. ПРОЕКЦИЯ /перенос на других/
  4. ПРОЯВЛЕНИЕ /вымещение/
  5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ /удобное объяснение/

БЕГСТВО – уход из ситуации (и психологической, и физической).

ВЫТЕСНЕНИЕ – устранение из сознания и перевод в сферу бессознательного      неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний.

ПРОЕКЦИЯ – перенесение человеком собственных проблем на внешние объекты и других людей.

ПРОЯВЛЕНИЕ – внезапный, неадекватный данной ситуации беспричинный сильный выплеск (иногда незначительная причина /ирония, намёк, просто случайное слово, действие со стороны окружающих/ вызывает неожиданно бурные эмоции /слёзы, гнев, активные поступки/).

РАЦИОНАЛИЗМ – сокрытие личности от своего сознания истинных мотивов, причин своих поступков для обеспечения состояния психологического комфорта и целости своего «Я».

Вот как описал И.А.Крылов действие механизма рационализации в басне «Лиса и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ.

Конфликт – это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны.

ПРОБЛЕМА / КОНФЛИКТ

/последовательность шагов урегулирования конфликтов/

  1. Поиск основного противоречия.

/Что произошло? В чём проблема? Холодный анализ фактов ---- к глубинным причинам конфликта, к основному противоречию./

  1. Охлаждение чувств.

/Какие чувства вы испытываете к оппоненту? Честно ответить себе, что в ваших действиях было обидного для вас и вашего оппонента./

  1. Объективная /трезвая/ оценка сил.

/Ответь себе на вопрос: «Что делать?»/

  1. Выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации:

/ конкурентная борьба до победы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём; приспособление (уступки) – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. /

  1. Подготовка к переговорам.

  1. Переговорный этап.

  1. Разрешение конфликта.

  1. Не иметь врага – не в нашей власти, но не ненавидеть его мы властны.
  2. Уступает тот, кто умнее.
  3. Худой мир лучше доброй ссоры.
  4. Для каждого вредны две вещи: молчать, когда время говорить, и говорить, когда время молчать (К.Тепнервайн).

     

УМЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ  СЕБЯ.

Контроль – манипулирование, способность преобразовывать и изменять посредством систематического применения соответствующих подкреплений и наказаний.

                                     /БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ/

ПОВЕДЕНИЕ /в узком смысле/ - часть деятельности, которая может оцениваться с качественных позиций /моральных, правовых, политических и других/.

ОБЪЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ:

  1. Взаимодействие с окружающими, с социумом
  2. Общение с друзьями, в компании, с девушкой, с юношей
  3. Поведение на уроках, в труде (дисциплина)
  4. Отношение с учителями
  5. Конфликтные ситуации
  6. Отношение к соблазнам
  7. Плохие и вредные привычки
  8. Поведение в экстремальных ситуациях

КОНФЛИКТ – это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны.

ЭМОЦИИ – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных проблем.

Эмоциональные реакции, состояния:

  1. Аффекты – сильные, но относительно кратковременные эмоциональные переживания /гнев, агрессия – эмоциональная реакция, выражающаяся в поведении, которое наносит вред другим людям/.
  2. Страх – эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на внешние сигналы, предвещающие реальную или воображаемую опасность.

  1. СТРЕСС – нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма ответить на экстремальные действия.

  1. ДИСТРЕСС – сильный стресс, связанный с неприятными переживаниями.

 

  1. СТРАСТЬ –  влечение, пристрастие, при котором человек теряет власть над собой.
  2. ОБИДА – эмоция, связанная с обманутой претензией человека.
  3. ЗАВИСТЬ – чувство досады, вызванное успехами других людей.

ПОСТУПОК – сознательно совершённое человеком и управляемое волей действие, исходящее из определённых убеждений.

ОБЩЕНИЕ – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

РЕЧЬ – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

УМЕНИЕ БОРОТЬСЯ С СОБЛАЗНАМИ.

Синонимы: соблазниться (чем)- поддаваться какому-либо соблазну, быть не в силах      

                                                        устоять против чего – либо;

                     прельститься (чем)

                     польститься (на что)

 Несов.: соблазняться, прельщаться, льститься (устар.).

СЛОВАРЬ: зависимость, любопытство, желание, протестная реакция, комфорт, желание почувствовать себя «крутым» , т.д. / продолжи словарный ряд/

Ответь на вопросы:

  1. Какими соблазнами полна твоя жизнь?
  2. Велика ли твоя зависимость от соблазнов?
  3. Почему так притягательны для тебя  те или иные соблазны?
  4. Как ты управляешь собой, преодолевая тягу к тому или иному соблазну?

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Умейте властвовать собой…» /подготовка к сочинению – рассуждению о самоуправлении личности/

Слайд 2

Процессы достижения согласия с самим собой и окружающей средой, в основе которых – организация личностью своих физических и психологических сил согласно поставленным целям , и называется саморегуляцией или самоуправлением.

Слайд 3

Сознательно работая над саморегуляцией, вы можете научиться Влиять на себя Регулировать свои отношения с окружающим миром, людьми Уменьшать тревожность Снимать стрессовые состояния Верить в свои возможности

Слайд 4

Вы можете управлять Поведением / самовыражение / Формированием в себе желаемых качеств личности, черт характера / самовоспитание / Формированием интеллектуальных, творческих, трудовых способностей / самообразование / Реакциями на обстоятельства жизни и условия среды / саморегуляция /

Слайд 5

Методы саморегуляции Сила воли Самообладание Самоприказ Самоубеждение Самовнушение Самоирония Самоподкрепление Анализ

Слайд 6

Темы сочинения 1. А) Я умею управлять своим поведением. Б) Умею ли я управлять своим поведением? В) Как я управляю своим поведением? 2. А) Я умею бороться с соблазнами. Б) Умею ли я управлять своими соблазнами? В) Как я борюсь с соблазнами? 3. А) Я умею преодолевать страх. Б) Умею ли я преодолевать страх? В) Как я преодолеваю страх? 4. А) Я умею уходить от конфликтов. Б) Умею ли я уходить от конфликтов? В) Как я ухожу от конфликтов? 5. А) Я умею контролировать Б) Умею ли я контролировать себя? В) Как я контролирую себя? 6. Я в режиме автопилота.

Слайд 7

Я умею контролировать себя управлять поведением бороться с соблазнами уходить от конфликтов преодолевать страх

Слайд 8

Умею ли я контролировать себя управлять поведением бороться с соблазнами преодолевать страх уходить от конфликтов

Слайд 9

Как я управляю поведением борюсь с соблазнами преодолеваю страх ухожу от конфликтов контролирую себя

Слайд 10

Я в режиме автопилота.

Слайд 11

Этапы речевой деятельности Ориентировка /на тему и основную мысль сочинения/ Планирование Реализация /написание работы/ Контроль /проверка написанного/

Слайд 12

Повелевать собой – величайшая власть. Сенека.

Слайд 13

Что в наших силах совершить, то в наших силах и не совершать. Аристотель.

Слайд 14

Быть самим собой – единственное средство иметь успех. Стендаль.

Слайд 15

Личность – это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Леонтьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...