Подготовка к сочинению-описанию 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ольга Сергеевна Пузикова

Данный урок является уроком развития речи. В наглядной красочной форме представленный здесь материал позволяет учащимся подготовиться к описанию домашнего животного (а в принципе любого животного). Ученики работают с лексическим полем слов, составляют мини-тексты, разграничивая тексты-описания, повествования и рассуждения, находят необходимые средства выразительности, чтобы полученное сочинение выгодно отличалось от остальных, прорабатывают изученные орфограммы и пунктограммы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvernutyy_plan-konspekt_uroka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного»

Предмет

Русский язык

Класс

5-ый

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Пузикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы 1-ой квалификационной категории

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский федеральный округ

Республика/край

Республика Татарстан

Город/поселение

Село Новошешминск

Методическая информация

Тип урока

Урок развития речи

Цели урока

  1. Прививать умение описывать животное;
  2. Развивать речь, память, воображение;
  3. Воспитывать любовь к животным.

Задачи урока

  1. Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе урока

  1. Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  2. Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  3. Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  4. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  5. Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.

Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Для мотивации учащихся используются слайды презентации, через которые в игровой форме подаются загадки о животных.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент. Добрый день, ребята! Рада видеть вас на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. (слайд)

2.Цели и задачи урока. Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного.

3.АОЗ. Загадки о животных. (слайды) (показать повадки, изобразить). В какой сказке действуют все эти животные? («Теремок», слайд)

А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из стихотворения. (импровизированная сценка с игрушкой-кошкой)

Загрустил котёнок мой.

Я спросил: «Ну что с тобой?»

Он молчит, сидя в коробке.

Я сказал: «Какой ты робкий!

Ты, наверное, не спал?»

А котёнок вдруг ответил:

«Ты б не лез ко мне, Петрушка,

Я тебе ведь не игрушка!»

По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь. (О кошке) (слайд)

Перед вами, ребята, два текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и докажите, почему вы так считаете. А в этом вам поможет таблица. (Таблица «Стили речи») (слайд)

Текст № 1.

КОШКО ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

Текст № 2.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).

Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ.

(А давайте посмотрим, ребята, что делает этот пушистый комок?)

Обратимся к учебнику.

Упражнение 587, текст № 2.

Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ.

Слова какой части речи помогли нам сделать описание кошки ярким и живым? (прилагательные)

Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные.

4.Весёлая физкультминутка.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.)

2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками).

3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки).

(слайд)

5.Продолжение работы по теме урока.

Чтобы сочинение получилось живым, давайте, ребята, заполним таблицу, которая лежит у вас на столе. (Что именно мы можем описать у кошки?)

Заполнение опорной таблицы

Лапы

Хвост

Шерсть

Характер

Окрас (цвет)

Глаза

Усы

Мордочка

Ушки

(слайд)

Ребята, давайте вместе опишем кошку и проведем заодно орфографическую минутку.

Ч…рный (цвет)

Б…льшие (глаза)

Дли…ые (усы)

Барх…тные (лапки)

Вн…мательный (взгляд)

Мя…кий (характер)

Пуш…стая (шерсть)

В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание?

(слайд)

План:

1.О каком животном я буду писать? (название)

2.Как животное появилось у нас в доме?

3.Описание животного (какое оно?)

4.Моё отношение к питомцу.

6.Итоги урока. Оценка работы учащихся.

Внимание на экран! (видеоролик «Такие разные кошки»)

7.Домашнее задание. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы.

Проверка и оценивание ЗУНКов

В течение всего хода урока

Рефлексия деятельности на уроке

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Домашнее задание

Создать по плану сочинение-описание любого животного или птицы

Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Т.А. Ладыженская. Учебник «Русский язык. 5 класс»

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Сам факт проведения урока в кабинете информатики либо с применением отдельного компьютера интригует детей, создаёт стихию заинтересованности, появляется неосознанная формальная мотивация. Ученикам интересно с помощью компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания. Ребёнок чувствует потребность в знаниях, появляется интерес к предмету. В этом проекте используются звуковые возможности компьютера – мультимедиа технологии, которые способствуют созданию на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Учитель вместе с детьми может использовать проект на последующих уроках, на этапе актуализации знаний.

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения

Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...