Урок русского языка в 6 классе "Способность озарять слова"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе. Посвящен изучению роли имен прилагательных в речи и в художественном тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема:  «Способность «озарять» слова».

(Употребление имен прилагательных в речи.)

Вид урока: комбинированный, урок формирования ключевых компетентностей

                     (коммуникативной, информационной, социально-личностной)

Цели урока: 1) формировать коммуникативную компетентность учащихся (грамотно выражать свои мысли, анализировать текст, отдельные языковые явления);

2) формировать информационную компетентность (уметь работать с различными видами словарей, отбирать материал из разных источников, проводить наблюдение за объектом);

3) формировать социально-личностную компетентность (работать в группе, выслушивать и объективно оценивать другого, вырабатывать общее решение, быть корректным к  мнению других);

4) воспитывать культуру речи учащихся с помощью образцов языка художественной литературы;

5) воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование урока:

                        1. словари: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – 1997,

                           Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М, 2006.

                           Этимологический словарь русского языка для школьников/сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2007;

                       2. раздаточный материал (тексты, карточки с заданиями);

                       3. иллюстрации осени;

                       4. музыкальная запись (П.И.Чайковский. Октябрь. Осенняя

                        песенка)

                       5. «шляпки», вырезанные из картона, для рефлексии.

Оформление доски:

1. иллюстрации осени;

2. словарь понятий и имен.

словарь понятий и имен

лексическое значение

синонимы                                                                Л.К.Татьяничева

толковый словарь                                                   А.А.Блок

словарь синонимов                                                                

этимологический словарь                                     И.А.Бунин

этимология                                                             К.Г. Паустовский

эпитеты                                                                   В.П. Боткин

индивидуально-авторский эпитет  

Ход урока

Ι. 1.1. Приветствие «Подарки». (Тренинговое упражнение, создающее позитивный настрой на предстоящее активное взаимодействие с другими участниками урока, доброго отношения к ним).

Задание: подарить другому его лучшие качества.

Инструкция: подарите соседу по парте его лучшие качества.

Образец (дает учитель): Ульяна, прими в подарок доброту.

1.2. Доброта, смелость, заботливость... – дорогие подарки.

Нас с вами сейчас будет интересовать слово «дорогой»,  а значит, о чем мы будем говорить? (Учащимся предлагается пофантазировать относительно темы урока)

Запись числа, вида работы, темы. Целеполагание (учащимся предлагается определить для себя задачи урока и продолжить предложение: Хочу знать...)

ΙΙ. Решение учебной задачи.

2.1. Ученик читает наизусть стихотворение Л.К.Татьяничевой «Прекраснейшее слово» (тексты стихотворения находятся на столах у каждой группы)

Прекраснейшее слово-                                          

«Дорогой».

Как много чувств

Оно одно вмещает

И радостью нам душу

Освещает,

Соперничая с радугой-дугой.  

Но вот

Его глубинное значенье,

Как слякотью окно,

Затемнено.

Есть люди,

Кем приемлется оно

Как штамп,

Как ходовое обращенье.

Оно у них

Всечасно под рукой,

Нейтральное,

Как отсыревший порох.

Они любого -

Дорог он, не дорог –

Привычно называют

«Дорогой».

Слова...

Как мало бережем мы их,

Их точный смысл,

Окраску,

Динамичность.

Иные их стремятся обезличить,

Как властелины

Подданных своих.

Но слово –

Не сгибается дугой.

Оно – кристалл,

Что огранен веками.

...Любовно я высвечиваю

Грани

Прекраснейшего слова:

«Дорогой».

   - Что для вас значит слово «дорогой»?

Для справок: Глубокоуважаемый, милый, любезный и т.д.

  Дорогой – 1. стоящий больших денег, имеющий высокую цену;

                     2. близкий сердцу, вызывающий чувство глубокой привязанности,  

 любви, нежности; милый, драгоценный, ненаглядный (разговорное и народнопоэтическое), желанный, бесценный, любезный  (устаревшее);

3. перен. стоящий больших усилий, жертв.

- Какова основная мысль стихотворения? В каких словах она выражена наиболее точно, ярко? Выпишите эти строки.

2.2  - Сейчас вам    предстоит выступить в роли исследователей-лексикографов. Исследовать вы будете слова с помощью толкового словаря, который находится у вас на столах.

Задание: как вы понимаете слова и выражения, запишите их значение в тетрадь. Подумайте, почему употребляет эти слова автор?

 1 группа: глубинное значенье

 2 группа: ходовое обращенье

 3 группа: динамичность, штамп

 4 группа: обезличить, нейтральное

(Глубинное значенье – перен. истинное значенье

Ходовое обращенье – находящееся в ходу, в употреблении

Динамичность – движение, действие, развитие

Штамп – перен. готовый образец, трафарет, которому слепо следуют

Обезличить – лишить своих отличительных черт, самостоятельности

Нейтральное – перен. лишенное окраски, утерявшее свое истинное значенье)

 2.3.   – Какие чувства вызывает у вас слово «дорогой»?

Задание по группам: выберите из игровой карты для лото «Синонимы» синонимы к слову «дорогой», учитывая значение слова в предложенных для каждой группы словосочетаниях.

1 группа: дорогой автомобиль (дорогостоящий, ценный)

2 группа: дорогой человек (любезный, милый, любимый, желанный, дражайший)

3 группа: дорогая вещь (высокая по качеству, ценная, дорогостоящая)

4 группа: дорогие камни (драгоценные, отличающиеся красотой, редкие)

дорогостоящий

высокий по качеству

любезный

драгоценный

милый

редкий

желанный

дражайший

(устаревшее)

ценный

отличающийся

красотой

бесценный

любимый

- Придумайте и запишите несколько предложений с обращениями, используя данное слово или его синонимы (Вспомнить пунктограмму « Знаки препинания при обращении»),  решая лингвистические задачи по речевому этикету:

1 группа: Составить утешительную записку для ослика Иа, который потерял хвост.

2 группа: Составить утешительную записку для Кота Леопольда, который очень расстроился после очередного нашествия мышей.

3 группа: Составить утешительную записку для Винни-Пуха, который объелся в гостях у Кролика и  застрял в норе.

4 группа: Составьте утешительную записку для родителей, которые очень расстроились после того, как Дядя Федор уехал с котом в Простоквашино.

ΙΙΙ. Экспериментируем.

3.1. Минутка музыкальной психотерапии.

Установка: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. (Звучит музыка). Представьте себе, что к вам пришла Осень. Она идет по кабинету и  ласково касается вас. Руки у нее теплые, мягкие и ласковые, вам приятно ее прикосновение. Каждому она дарит маленький подарок. (Музыка затихает, наступает пауза). А теперь медленно откроем глаза, посмотрим вперед, вправо, влево, вверх. Что подарила каждому из вас Осень? (Выслушиваются ответы нескольких учащихся).

3.2. На дворе октябрь. И сейчас я предлагаю вам послушать этимологическую справку об этом месяце (рассказывает подготовленный ученик).

На Руси октябрь имел свое имя, и не одно. Чаще всего его называли листопадом и листобоем. В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда «грязник». Глядя на обеденный стол, давали и другие прозвища: хлебник, кисельник. Слыл этот месяц тихим, семейным временем для домашних дел и свадеб. Поэтому чаще всего именовали его свадебником: «Месяц ненастья – начало семейного счастья».

- К какому словарю можно обратиться при необходимости получить справку из истории слова? (к этимологическому)

3.3. – Вспомните осень в лесу. Позднюю, уже холодную, но не хмурую. Подумайте и расскажите, как выглядят:

1 группа: тропинки

2 группа: деревья

3 группа: трава

4 группа: небо

- Какие ассоциации вызывает у вас  небо осенью? Какими словами вы бы описали его?

- Выразительно прочитайте в группах отрывок из стихотворения А.А.Блока.

Осень поздняя. Небо...

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Бездыханный покой очарован,

Несказанная боль улеглась,

И над миром холодом скован,

Пролился звонко-синий час.

- С каким настроением читали?

Задание по группам:

1 группа: Попробуйте восстановить пропущенное слово. Обоснуйте свой выбор.

2 группа: Поработать с отрывком из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.

И.А.Бунин

Антоновские яблоки

   С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низками тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался тих и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.

Небо: между хмурыми низкими тучами, над тяжелыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, хребты снеговых гор-облаков.

3 группа: Поработать с отрывком из текста К.Г.Паустовского.

Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.

 Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

  «Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

    Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти наполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

(К.Г.Паустовский)

Небо: в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти наполняли все пространство между рекой и небосводом.

4 группа: Поработать с отрывком из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.

..А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Небо: черное небо, чертят огнистыми полосками звезды, темно-синяя глубина, переполненная созвездиями.

3.4. – Возвращаемся к заданию первой группы. Поэт выбирает эпитет «открытое». Как вы думаете, почему?

- Что видится вам за словом «открытое»? Только ли небо оно описывает? Какие зрительные образы рождает оно в вашем воображении?

- Определите способ образования выделенных в стихотворении слов:

Несказанный: приставочно-суффиксальный (не + сказа(ть)  + нн (ый)

Бездыханный: приставочно-суффиксальный (без + дыхан(ие) + н (ый)

- Какой дополнительный смысл вносят приставки в текст стихотворения?

- Как вы понимаете индивидуально-авторский эпитет «звонко-синий»?(Эпитет – слово греческого происхождения, означает «приложение», имеет значение «образное определение». Один из типов эпитетов – индивидуально-авторский, в основе которого лежит неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы)

- Раскройте значение слова «очарован» (поддался чарующей силе, неотразимой прелести)

-Давайте вернемся к теме нашего урока. Что же это за способность «озарять слова»? (Важнейшей функцией прилагательных является определение предметов, выделение их среди других таких же предметов. В художественной литературе они имеют дополнительное значение – «озарять предметы», по меткому выражению критика 19 века В.П.Боткина).

ΙV. Рефлексия.

4.1. Каждая группа подводит «шляпочный» итог.

1 группа: белая шляпка – Что было?

2 группа: красная шляпка – Эмоции.

3 группа: желтая шляпка – Позитив.

4 группа: черная шляпка – Негатив.

Учитель: зеленая шляпка – Ростки.

4.2 Оценки в группах.

- Вернитесь к задачам, которые ставил каждый из вас для себя в начале урока. Оцените по десятибалльной шкале, насколько вам удалось их решить.

- Заполните оценочный лист.

Группа №

ФИ ученика

Оценка группы

Самооценка

4.3. Письменный ответ на любой из предложенных вопросов каждым участником группы:

Самое интересное было...

Я бы мог, но не спросили...

Мне понравилось...

Если бы я был учителем...

V. Домашнее задание: За окном осень. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. Каждый осенний лист – шедевр. И дома я вам предлагаю описать осенний лист, бережно выбирая слова. Желаю вам помнить, что слово – кристалл, что огранен веками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."

Представлен урок нового поколения. Урок-исследование....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...