Урок по лексике
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Суперсон Марина Алексеевна

Повторение изученного в разделах  «Лексика» и «Фразеология» (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_leksike.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пос. Советский с углублённым изучением отдельных предметов

Повторение изученного в разделах  «Лексика» и «Фразеология» (6 класс).

Урок разработала:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная  

школа №1 с углублённым изучением

отдельных предметов»

Суперсон Марина Алексеевна  

п.Советский

2010г.

Тема урока: Повторение изученного в разделах «Лексика» и «Фразеология»

(6 класс).

 Цели: 1. систематизировать знания по лексике и фразеологии;

 2. проверить степень усвоения материала;

3. расширять словарный запас обучающихся.

 Оборудование: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, «Школьный словарь иностранных слов» В.В.Одинцова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова и А.В.Жукова, дидактический материал.

                                                          Ход урока.

I.  Фронтальный опрос.

1. Какие слова называются диалектизмами?

2. Какие слова называются профессионализмами?

3. Какие слова называются исконно русскими, а какие – заимствованными?

4. Чем объяснить ,что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?

5. Чем архаизмы отличаются от историзмов?

6. Какую роль в речи выполняют эмоционально окрашенные слова?

7. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?

8. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

9. Какие словари русского языка вам известны?

10. К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

II. Записать предложения, указать изученные лексические явления (материал распечатан).

1. На звонок из двери показался заспанный лакей и проводил своего барина в комнату.

2. Сестра купила себе на платье 5 аршин ситца.

3. На конку у Васи не было денег, и он ходил на завод пешком.

4. Море успокоилось, и начались соревнования аквалангистов.

III. В данных предложениях замените выделенные словосочетания заимствованным словом (материал распечатан).

1.  Дождь прошёл по широкой улице, обсаженной по обеим сторонам деревьями.  (авеню)

2. Опустите, пожалуйста, оконные шторы из узких деревянных пластинок на шнурах.  (жалюзи)

3. Больше всех в цирке мне понравился артист, который ловко подбрасывал и ловил на ходу несколько предметов.  (жонглёр)

∙ Из какого языка заимствованы данные слова?

IV. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

∙ кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

∙  чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

∙  человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

∙ о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком- то отношении? (В подмётки не годится.)

V. Добавьте во фразеологические обороты недостающие слова – названия животных (материал распечатан).

1. Пишет как … лапой.

2. Делить шкуру неубитого … .

3. На сердце … скребут.

4. … носа не подточит.

5. Брать … за рога.

6. Дуется как … на крупу.

VI. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела.

1. Голова (человек с головой, потерять голову, вскружить голову, морочить голову);

2. Глаза (пускать пыль в глаза, мозолить глаза, хлопать глазами);

3. Нос (задирать нос, водить за нос, вешать нос);

4. Рука (валится из рук, дать по рукам, не покладая рук).

VII. Укажите строку, в которой все слова являются

а). устаревшими :

1. редут, холоп, династия, пищаль;

2. боярин, фимиам, вратарь, пансион;

3. армяк, шуйца, рыбарь, выя;

4. стрелец, сибирка, целовальник, спутник.

б). диалектными:

1. назём, целовек, клёвый, инда;

2. очеп, телик, ишо, шпора;

3. на- скорях, пущай, зоревать, рыбалить;

4. покель, опосля, хохма, надысь.

в). жаргонными:

1. предки, бытовка (помещение), запаска (запасной механизм);

2. телик, бабки (деньги), гирла (девушка), липа (фальшивка);

3. френд (друг), одиночник (фигурист), недопоставка, потрясно;

4. тачка (автомобиль), шкурка (наждачная бумага), степуха.

VIII. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами (материал распечатан).

Петя встал очень рано и, сделав утреннюю гимнастику, быстро побежал к речке. Вода была холодная, и он ,кое – как умывшись, отправился на кухню. Ароматные запахи, которые доносились оттуда, вызвали у мальчика хороший аппетит, и он с удовольствием съел приготовленный завтрак. Надо было усердно приниматься за работу.

IX. Подведение итогов урока.

X. Домашнее задание.

 Напишите рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не покладая рук, рука об руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по лексике

Конспект  урока английского языка в 5 классе по учебнику «Spotlight»...

Урок-путешествие "Лексика.Фразеология" 7класс

Данный урок хорошо проводить в конце года в качестве повторения пройденного....

Урок-путешествие "Лексика.Фразеология" 7класс

Урок целесообразно проводить в конце года в качестве повторения пройденного. Большинство заданий  разработаны с использованием краеведческого материала....

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме «Урок-повторение лексики, грамматики раздела «After school»

Конспект  урока  английского языка в 5 классе по теме «Урок-повторение лексики, грамматики раздела «After school»Учебник:  Английский язык. 5 кл. Ч.1.О.В. Афанась...

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021.

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021....

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...

Технологическая карта урока Учебная дисциплина: Английский язык Группа: 101 Преподаватель: Кудряшова С.В. Тип урока: урок совершенствования лексико-грамматических навыков

Тема урока «Виды спорта»Цель урока создать условия для совершенствования лексико-грамматических навыков, способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения т...