Игровые упражнения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Михайлова   Ольга Николаевна

Игровые технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствуют раскрытию творческих способностей и вызывают интерес к новым открытиям, а следовательно и кпредмету - русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya.docx667.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и нестандартные задания, которые использую при изучении разделов «Фонетика и орфоэпия».

1) Замените в каждом последующем слове один звук так, чтобы получилось новое  слово.

Например бок – сок – док – дом и т.д.

Эту игру можно давать по группам как соревнование «Кто больше?»

2) Преврати одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук.

реку в море

ночь в день

волка в козу

тесто в булку

В эту игру также можно проводить по группам как соревнование «Кто быстрее?»

3) Метаграммы

Со звуком  [ с ]    я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С  [ м  ]  берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                                              (Соль, моль)

С   [ б ]   мучительной бываю

С   [ м]   одежду пожираю,

С   [ р ]   актёру я нужна,

С   [ с ]   для повара важна.

                                             (Боль, моль, роль, соль)

             

4) Обгонялки

Записать 10 слов, в которых звуков меньше, чем букв (конь) или больше, чем букв (ёж).  Опять можно играть по группам «Кто быстрее?». Записать как можно больше слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево (дед, око…). П группам «Кто больше?»

5) Логогриф

Готов вас напоить водой,

Но  [ э ]   прибавьте мне в начале,

И соберу перед собой

Я зритель в квартире, зале

                                               ( Кран, экран)

Я по полену бью, звеня,

дровами на зиму снабжаю.

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

                                               (Топор, ропот)

6) Прятки

Чтобы найти слово, нужно сделать фонетическую запись и произнести звуки в обратном порядке

Лён  [ л'он] ноль

Яр [йар] рай

Дог [док] код

7) Фонетическое лото

У ребят карточки с 6 гласными фонемами  [а], [о], [у], [и], [э], [и] и 36 с согласными фонемами  [б], [б,], [в], [в,], [й], [к], [к,], [г] и т.д.

Даются слова или записываются на доске, группа собирает фонетическую запись слова  каюта [к], [а], [й], [у], [т], [а].

8) Перевёртыши

Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария), автор (товар, отвар).

9) Конкурс знатоков ударения

От каждой команды выходят по одному представителю (правильно расставленное ударение - 1 балл).

Завидно Кватал (ЗавИдно КвартАл)

Звонит Жалюзи (ЗвонИт ЖалюзИ)

Мельком Черпая (МЕльком ЧЕрпая)

Щавель Балую (ЩавЕль БалУю)

Августовский Подростковый (Августовский ПодрОсткОвый)

Кухонный Красивее (КУхонный КрасИвее)

Кулинария Афера (КулинАрИя АфЕра)

9) Составьте шуточный рассказ об ошибках в постановке ударений на одну из следующих тем:

«Что произошло в городе N, когда жители города забыли правильные ударения в словах».

«Легко ли слушать речь, в которой много слов с неправильным ударением?»

10) Произнести скороговорки, четко выговаривая звуки. Повторите несколько раз, постепенно ускоряя темп речи. Кто произнесет скороговорку лучше?

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Везет Сеньку Санька с Сонькой на санках.

Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.

Жутко жуку жить на суку

Игры и нестандартные задания, которые использую при изучении разделов «Морфемика и словообразование».

Эстафета восторга.

Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения

. “Допиши сказку”.

Учитель:

- Жеребьевка определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино. Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее число на кубике- команда “работает” с приставкой).

1) Корень

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).

2) Приставка

Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).

3) Суффикс

Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).

«Сорняк»

Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Карточка№2

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Карточка№3

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Стол, столик, столетие, настольный;

Полный, пополнение, половина, располнел;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

Помешал, мешать, помехи, помещение.

4). Конкурс эрудитов.

Учитель:

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

1)стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)

2)осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)

3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)

Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)

5). Игра «Гусеница» (восстановить словообразовательную цепочку) (слово из орфографического минимума – Таинство (2), тайна (1), таинственный (3). Скорый (1), скоростное(3), скорость(2).

6) «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

     На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.                        

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

 7)   Конкурс «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

8) Словообразовательная игра.

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.) 
3. Составьте самое длинное слово из букв: 
б а д у р з т к ь а в.

9) Игра «Группировка»

Задание. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

         ЧИТАЮ, ЧИТАЛ, ЧАС, ВЕЗИТЕ, ЧИТКА, ВЕЗТИ, ЧАСЫ, ЧТЕЦ, ВОЕННЫЙ (ЗАВОД), ВОЕННАЯ (ПОХОДКА), ЧТЕЦЫ, ПРОШЕЛ (МИМО), ЧИТКИ, СКОРЫЙ, ПРОЙДЕТ (МИМО ДОМА), СКОРАЯ (ПОМОЩЬ).

10) Игра «Найди ошибку»

Задания: какие слова неверно разделены на морфемы? 

Ус-меш-к-а   Без-грамот-н-ая   По-втор-ени-е   Подо-кон-ник   С-лез-инк-а Пре-крас-н-ый   Подо-бр-а-ть

11) Игра  «Угадай-ка » (3 минуты)

Задание: расшифруйте слова.

Каждая команда ( ученик) получает карточку:

     1. сокпе

     2. подорми

     3. цалиу

     4. пресныйкра

     5. ацинешп

     6. лодецмо

     7. кареспубли

12) « Найдите друзей» (3 минуты)

Каждая команда (ученик)  получает карточку со словом.

        1.лентяй

        2. богач

        3. путь

13) «Собери слова» (4 минуты)

Из данных частей слова собрать слово, записать их, разобрать по составу.

1. ник        стакан         под                                     а) подстаканник

    ий          еньк            мал                                     б) маленький

 

    а             ушк            корм                                   в) кормушка

 

    н             ик              гриб                                    г) грибник

     

    А           под           сказ                                      д) подсказка

2. ник        окон         под                                       а) подоконник

    ник        под           снеж                                     б) подснежник

     а       к     по              сад                                    в) посадка

    и            ик              лист                                      г) листики

    ий          еньк           хорош                                  д) хорошенький

3. а     к     вяз             пере                                      а) перевязка

    а           игр             ушк                                        б) игрушка

   и            ик              бант                                        в) бантики

   ник        дорож        по                                           г) подорожник

 

   ушк         зим          а                                              д) зимушка

14) « Найди слово» (4 минуты)

Нужно найти слово по его частям.

Его корень в слове « лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».

Слово______________(перелесок)

 

Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц».

Слово_____________________(подорожник)

     

Корень мой находиться в «цене», в «очерке» найдите приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали вся же в дневнике я и в журнале.

Слово________________(оценка)

     

Корень – придорожный, суффикс – низенький, окончание – рука.

Слово________________ (дороженька)

 

Корень – безрогий, суффикс- крылатый, окончание- жёлтый.

Слово_______________________ (рогатый)

 

15.  Как правильно назвать жителей этих городов?

    В Архангельске - живут (архангелогородцы),

    в Брянске - … (брянцы),

    во Владивостоке - … (владивостокцы),

    в Костроме - … (костромичи),

    в Курске - … (куряне),

    в Магадане - … (магаданцы),

    в Омске - … (омичи),

    в Орле - …(орловцы),

    в Пензе - … (пензяки),

    в Перми - … (пермяки),

    в Петропавловске – Камчатском - … (петропавловцы),

    в Пскове - … (псковичи),

    в Ростове-на-Дону - … (ростовчане),

    в Смоленске - … (смоляне),

    в Томске - … (томичи),

    в Туле - … (туляки),

    в Устюге - … (устюжане),

    в Уфе - … (уфимцы),

    в Чебоксарах - … (чебоксарцы),

    в Якутске - … (якутяне).

Игры и нестандартные задания  которые использую при изучении разделов «Синтаксис и пунктуация»

Угадай подлежащее!

Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. 

Придумать небылицу.

Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую- либо фразу (или несколько), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. 

Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:

Кто это был ( или была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал (-а)?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (её) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса)

3) конкурс  «Синтаксический»

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

                   2. Мой сын (–) летчик.

                             3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

                   2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

4) Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

      1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

      2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

      3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

      4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

      5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

     6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

5) Игра “Определи количество запятых”

Эта игра особенно эффективна при изучении темы “Синтаксис”. Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.

Игры которые использую при изучении разделов «Лексикология и фразеология»

Угадать о чём идёт речь.

Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются

1.  О каком слове идет речь? Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)

Найдите друзей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда

Синонимы                Антонимы                 Родственные слова

   истина                       неправда                     правдивый

справедливость             ложь                         правдиво    

                                 враньё                       правдолюб правдоискатель

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить  слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Найди родственников.

 Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, аквариум и т.д.

«Четвертый лишний».

Найдите устаревшее слово.

кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

пальто, плащ, шуба, кафтан.

Замените устаревшие слова синонимами:

Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

 Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

одно заимствованное слово;

одно устаревшее слово.

Угадай-ка.

Определите слово по его лексическому значению:

Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

Очень большой. (Огромный, гигантский.)

Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)

Замена.

Замените исконно русскими слова заимствования:

презентация (представление)

шоу (зрелище)

имидж (облик)

прогресс (развитие)

космос (Вселенная)

менталитет (обычаи-привычки)

диалог (беседа)

«Я начну, а ты продолжи»:

На все руки (мастер).

Сесть в (колошу).

Бить (баклуши).

Держать язык (за зубами).

Прочитал книгу (от корки до корку).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

 Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

 

Волка ноги кормят.

За двумя зайцами…

Топает, как слон.

Медведь на ухо наступил.

Догадайся сам.

Задание - О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).

1. Голоден как…

2. Нем как…

3. Хитёр как...     

4. Грязный как...

5. Упрям как...
6. Здоров как...         

7. Болтлив как...

8. Изворотлив как...  

9. Колючий как...
10. Надут как...

11. Драчлив как…

12. Важный как…

13. Красный как…

14. Плестись как…

 Вопросы-шутки:

Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?

Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей

Каша.

Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?

Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?

Зеленого; «тоска зеленая».

«На загадку дай отгадку».

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

 Расшифруй рисунок.

Задание - Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Носом к носу (близко столкнуться)

Как пить дать (наверняка)

Назови животное.

Задание - Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?

1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…

Конкурс «Лицедеи»

Задание:  участника вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

Разгадай кроссворд

Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

Диалектное слово.

Яма, наполненная водой.

Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

Диалектное слово. Конечно, разумеется.

«Тройка»

Задание: Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

 

1.     Подушка, характер, требования

2.     Друг, ответ, выигрыш (победа)

3.     Старик, вопрос, воображение.

4.     Нитка, тетрадь, работа.

5.     Проспект, архитектор, предложение (или член предложения)

6.     Знаток, город, перемена.

7.     Дуб, держава, талант.

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

 

Правильный ответ.

1.     Подушка, характер, требования. - мягкий

2.     Друг, ответ, выигрыш.                  - верный

3.     Старик, вопрос, воображение.     - больной

4.     Нитка, тетрадь, работа.                 - тонкий

5.     Проспект, архитектор, предложение (или член предложения)

                                                              - главный

6.     Знаток, город, перемена.               - большой

7.     Дуб, держава, талант.                    – могучий

 

Задание: Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

 

1.     Океан, бой, платье.   

2.     Чай, любовь, время

3.     Горох, ремонт, тарелка 

4.     Ящик, человек, надежда.

5.     Трава, мёд, дым         

6.     Время, копия, наука    

7.    Работа, хлеб, кофе.  

Прилагательные:

черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

 

Правильный ответ.

1.     Океан, бой, платье. -  воздушный

2.     Чай, любовь, время -   горячий

3.     Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

4.     Ящик, человек, надежда- крепкий

5.     Трава, мёд, дым.               -густой

6.     Время, копия, наука.        – точный

7.     Работа, хлеб, кофе.           – чёрный

20) Игра в  Омонимы.

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)

 

Вывешивается табличка «Словарь омонимов».

 

1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)

2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)

3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)

4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)

5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

6. Бывает русая, бывает острая (Коса)

7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)

8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)

10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)

13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название

                                                                                        (Броненосец)

14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)

 

 Игра в  Антонимы.

 

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие  противоположное лексическое значение.)

 

Вывешивается табличка  «Словарь антонимов».

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

 

 

Игра в  Синонимы.

 

-Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

 

         Вывешивается табличка « Словарь синонимов».

 

 

 

Игра во  Фразеологизмы.

 

Задание: 

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски

С пятого на десятое

Камень за пазухой держать

С открытой душой

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать ухо востро

Ворон считать

Сидеть сложа руки

Не покладая рук работать

От рук отбиться

В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать)

Держать язык за зубами

 

Игра в Пословицы.

 

Задание: Подобрать начала к пословицам.                                            I

 

драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

 

Бедному одеться…

Без муки…

Без шума…

Береги хлеб для еды…

Был бы хлеб…

Век живи…

 

Правильный ответ

Бедному одеться -только подпоясаться

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись

 

…а ума не нажил

…двух небитых дают

…да толку мало

…а конец найдётся

…такова и слава

…там и клад

 

 

Как верёвочка не вьётся…

Где лад…

Каковы дела…

До лысины дожил..

За одного битого…

Звону много… 

 

Правильный ответ

До лысины дожил, а ума не нажил.

За одного битого двух небитых дают.

Звону много, да толку мало.

Как верёвочка не вьётся, а конец найдётся

Каковы дела, такова и слава.

Где лад, там и клад

 

Игры и нестандартные задания которые использую при изучении разделов «Морфология»

Игра «Расставь части речи»

Сейчас мы с вами попробуем побывать в роли королевы Морфологии и расставить на места части речи. (На учительском столе лежат карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Ребята берут карточку  и прикрепляют её в таблицу на доске. Слово пишут в тетрадь, объясняют орфограмму).

Слова: кабинет, телевизор, рассчитать, расчётливый, фиолетовый, лиловый, расположить, меня, тебя, хорошо, издалека, изредка, посетить.

Игра «Узнай меня!»

 Задание: узнать слово по его грамматической характеристике:

личное местоимение в форме 2 лица, ед.ч.;

обозначает действии, относится к 1 спряжению, употреблено в форме наст.вр., ед.ч., 2 лица;

обозначает признак предмета, употреблено в форме ед.ч., ср.р., род.п.;

обозначает предмет, является нарицательным, неодушевлённым, относится к жен.роду, 3 скл., употреблено в форме ед.ч., дат.п.;

обозначает признак действия, не изменяется, имеет значение образа действия

 3) Правильный выбор. 

Задание: выбрать глаголы в форме прош.вр.. доказать правильность выбора.

   Большое стекло – стекло на пол

   Звонкий запевала – громко запевала

   Берег реки – берёг как зеницу ока

   Ожёг руку – ожог руки

   Поджог дома – поджёг дом

Подбери прилагательное.

Задание: вставить подходящие по смыслу прилагательные на месте пропусков.

1 группа.  

В нашем классе учатся очень ____ мальчишки и очень ____ девчонки. Но это не повод для ссор, потому что мы очень ____ .

2 группа.  

Огонь может быть врагом людей. От него страдают не только ____ дома, но и ____ машины. Даже ____ стены не выдерживают напора огня.

3 группа.

 ____  платок так шёл к ____ синим глазам! И девочка (на, о)дела его, забыв спросить разрешения у матери.

 

   Какие по значению прилагательные использовали в каждом тексте? Можно ли их заменить друг другом? Почему?

Игра «Соображалка»

Прочитайте отрывок из стихотворения Л.Керрола в переводе Н.Демуровой:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Задание: от выделенного глагола по правилам словообразования образуйте следующие слова:

Существительное, обозначающее действие (хрюкотание);

Прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый);

Существительные – названия лица по его действию ( хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).

Реши уравнение.

Задание: какой пример не имеет решения?

Печка → печник ═ бочка→….. (бочар)

песок→песочный ═ известь→….. (известковый)

холодный→холодноватый ═ железный→….. (не имеет решения)

вязать→вязальный ═гладить→….. (гладильный)

баян→баянист ═ балалайка→….. (балалаечник).

Догадайся!

Задание: Объясните значения устаревших слов.

                        Ланита - … (щека);

                        плоть - … (тело);

                        шуица - … (левая рука);

                        десница - …(правая рука)

                        выя - … (шея)

                        перст - … (палец)

                        чело - … (лоб)

                        очи - … (глаза)

 Как правильно?

Задание: Образуйте формы именительного падежа множественного числа от слов:

    Носище - … (носища),

    болотище - … (болотища),

    домище - … (домища),

    ручища - … (ручищи),

    кочерга - … (форма им. пад. не образуется),

    ребенок - … (дети, ребята),

    бремя - … (форма им. пад. не образуется),

    уголь - … (уголья),

    Пальтецо - … (форма им. пад. не образуется).

Задание:  Образуйте формы родительного падежа множественного числа от слов:

    арбузы - … (арбузов),

   ботинки - … (ботинок),

    буряты - … (бурят),

    глаза - … (глаз),

    грамм - … (граммов),

    киргизы - … (киргизов),

    мандарины - … (мандаринов),

    носки - … (носков, допустимо носок),

    очки - … (очков),

    партизаны - … (партизан),

    помидоры - … помидоров),

    сапоги - … (сапог),

    сапожки - … (сапожков),

    свеча - … (свечей),

    солдаты - … (солдат),

    спальня - … (спален),

    таджики - … (таджиков),

    татары - … (татар),

    туфли - … (туфель),

    чулки - … (чулок),

    яблоко - … (яблок),

    яблоня - … (яблонь).

Игры и нестандартные задания,  которые использую при изучении «Орфографии».

Игра «Кто быстрее!»

Задание: Отгадайте слова по их лексическому значению и запишите с ними  словосочетания.

Примечание: слова должны быть на орфограмму – Приставки на –з, -с.

 1.Тихая погода, полное отсутствие ветра (безветрие)

 2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из земли (всходы)

 3.Группа солдат, обслуживающих орудие, пулемёт (расчёт)

 4.Сообщение, уведомление о чём-нибудь (извещение)

 5.Тревожное состояние, волнение (беспокойство)

 6. Приказ, постановление (распоряжение)

 7. Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки

    на  грядки (рассада)

 8. Противоречие, несогласие (расхождение)

9.Лишённый смысла   (бессмысленный)

 10.Никогда не умирающий   (бессмертный)

 11. Не  имеющий неопределённой формы   (бесформенный)

 12. Не дающий результата   (безрезультатный)

 13. Обойти большое пространство   (исколесить)

 14. Вода для засолки овощей   (рассол)

 15.Часть текста, выделенная заглавием   (раздел)

 16. Полное поражение противника   (разгром)

2) Задание: Отгадайте слова по их лексическому значению и запишите с ними  словосочетания.

Примечание: слова должны быть орфограмму - Приставки  пре -    и  при-

1. Расположенный у берега  (прибрежный)

2. Немного посолить (присолить)

3. Задуматься на некоторое время  (призадуматься)

4. Закончить что-либо  быстро (прекратить)

5. Участок около школы  (пришкольный)

6. Воплотить в жизнь  (претворить)

7. Лицемерный, неискренний  (притворный)

8. С избытком насытиться чем-либо  (пресытиться)

9. Исключительное право  (привилегия)

10. Получить известность  (признание)

 3) Задание: Отгадайте слова по их лексическому значению и запишите с ними  словосочетания.

Примечание: слова должны быть орфограмму - О - Е (Ё) после шипящих в корне слова.

1. Мельничный каменный круг для размола зерна   (жёрнов)

2. Профессиональный наездник на скачках, бегах  (жокей)

3. Водитель машины  (шофёр)

4. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия

   голосовых связок  (шёпот)

5. Плод дуба (жёлудь)

6. Выдолбленная из дерева лодка  (чёлн)

7. Тонкая верёвка (бечёвка)

8. Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды                                                                      ( капюшон)

9. Место соединения сшитых кусков ткани, кожи  (шов)

10. Уважение, оказываемое кому-нибудь обществом, окружающими людьми   (почёт)

11. Твёрдый, плотный на ощупь  (жёсткий)

12. Продолговатое углубление для стока жидкости  (жёлоб)

13. Шнурок с бусами у священников, монахов  (чётки)

14. Ощущение жжения в пищеводе (изжога)

15. Едкое химическое соединение  (щёлочь)

16. Приспособление для чистки чего-либо  (щётка)

4)Задание: Отгадайте слова по их лексическому значению и запишите с ними  словосочетания.

Примечание: слова должны быть орфограмму - Ь после шипящих.

        

1.Стоит дед над водой, трясёт бородой  (камыш)

2. Летом за пахарем ходит по полю  (грач)

3. Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не

    проглотит  (ёрш)

4.Махнула птица крылом, закрыла весь свет крылом  (ночь)

5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит  (ёж)

6. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка  (карандаш)

7. Две недели зеленится, две недели колосится  (рожь)

8. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко  (мяч)

9. Незаселённый, невозделанный участок земли  (пустошь)

10. Сильный ветер, поднимающий столбом воду, песок  (смерч)

11. Чёрная и цветная акварельная краска для черчения или

    письма  (тушь)

12. Мелкие по сравнению с другими предметами  (мелочь)

13. Горький вкус  (горечь)

14. Женское украшение, прикалываемое на груди,

   воротнике (брошь)

15. Суп со свёклой и другими овощами  (борщ)

16. Месторождение полезных ископаемых  (залежь)

17. Дикие птицы, на которых охотятся  (дичь)

18. Пролом в стене  (брешь)

1

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

9

 

10

 

 

11 

12 

 

13 

 

 

14 

15

 

16 

17

 

 

18 

 

 

 

19

20 

 

21 

 

 

 

 

 

22 

 

 

 

 

 

 

23 

24 

 

25 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

28

29

 

30

31 

 

32

33

 

 

34

 

35

36

 

 

 

37

 

38

39

40

41

42

43

44

45

В закрашенных клетках вы прочитаете тему этого кроссворда.


По горизонтали:



1. Возглас, выражающий сильное чувство, волнение.



3.  Стилистическая фигура, состоящая в том, что два отрезка речи имеют сходные начала и окончания.



5. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.



9. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель действия, качество и способы его совершения, меру и степень действия или качества.



11. Вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.



14. Знак препинания при письме, использующийся для завершения предложения.



15. Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.



20. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.



21. Вид синтаксических отношений, переход от более широкого понятия к более узкому.



22. Одинаковое синтаксическое построение   соседних предложений или отрезков речи.



23. Система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.



24. Разновидность параллелизма -  расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке, например: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»



28. Один из двух главных членов двусоставного предложения,  соотносящийся с подлежащим.



29. Служебный глагол,  являющийся частью составного именного сказуемого и выражающий его грамматическое значение.



31. Особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже



34. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь.



35. Высказывание, цель которого -  побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.



39. Сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.



41. Связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого.



42. Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.



43. Второстепенный член предложения, которым выражается объект действия, поясняется сказуемое.



44. Предложение, синтаксически подчиненное другому - главному предложению.



45. В диалогической речи каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.



По вертикали:



2. Стилистическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении.



4. Теория употребления знаков препинания в письменной речи и само их размещение.



6. Соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.



7. Объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении, например: «У кумушки глаза и зубы разгорелись».



8. Односоставное предложение с одним главным членом — сказуемым, форма которого не выражает значения лица.



10.  Разговор двух или нескольких лиц.



12. Вид подчинительной синтаксической связи, при которой зависимая форма выражает свою зависимость дублированием



13.   Парный знак препинания, который ставится  для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких-либо добавочных замечаний.



16.   Стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.



17.   Раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.



18.  То же, что и красная строка.



19. Соединительная черточка между частями сложного слова при полуслитном написании,  между двумя словами,  между элементами слов при сокращенном написании.



22. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.



23. Главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.



25. Одна из основных грамматических категорий синтаксиса.



26. Знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек



27. Знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек.



30. Подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже.



32. Знак пунктуации в виде прямой горизонтальной черточки.



33. Вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.



36. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся  значение.



37. Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.



38.  Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.



40. Дословная выдержка из какого-либо текста.


1

в

о

с

к

л

и

ц

2

а

н

и

е

н

3

с

4

и

м

п

л

о

к

а

а

5

э

л

л

и

п

6

с

и

7

с

 

н

 

 

 

 

 

 

к

8

б

л

и

т

9

о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

л

е

10

д

л

з

в

л

 

11р

и

т

о

р

и

ч

е

с

к

и

й

у

л

о

е

п

а

ф

и

12с

с

п

у

 

л

13с

ч

о

о

 

с

н

14т

о

ч

к

а

н

г

ч

к

г

о

15

о

16б

о

с

о

б

л

е

н

и

е

ц

б

17г

 

е

 

е

а

т

и

18а

к

р

 

с

 

 

с

а

19

д

я

б

20с

и

н

т

а

к

с

и

с

 

21у

т

о

ч

н

е

н

и

е

з

м

 

о

 

 

 

в

и

ф

22п

а

р

а

л

л

е

л

и

з

м

 

ю

 

 

а

е

и

а

ц

а

 

з

 

 

н

с

р

 

23п

у

н

к

т

у

а

ц

и

я

24х

и

а

з

м

ц

о

и

 

е

25п

е

 

е

д

к

р

26д

 

 

л

 

27

м

 

 

л

28с

к

а

з

у

е

м

о

е

29с

в

я

з

к

а

л

н

е

д

о

 

я

о

30у

ж

31п

р

и

л

о

ж

е

н

и

е

 

ц

г

п

а

32т

о

т

33

п

 

и

34

о

б

р

а

щ

е

н

и

е

ж

35в

о

п

р

о

с

я

т

а

е

р

36г

е

ч

и

 

о

в

е

е

р

 

н

 

37э

 

и

м

38а

ч

л

а

и

п

е

ы

39а

н

т

и

т

е

з

а

40ц

41п

о

д

ч

и

н

е

н

и

е

к

а

е

н

и

а

ф

а

ф

и

42и

н

т

о

н

а

ц

и

я

43д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

о

е

а

и

р

и

 р

т

я

44п

р

и

д

а

т

о

ч

н

о

е

а

45

р

е

п

л

и

к

а

Группировка.

Задание: из данного перечня слов выписать слова:

1группа – с чередующимися гласными в корне;

2 группа – с гласными после шипящих и Ц;

3 группа – с безударными непроверяемыми гласными в корне

   Заб_рать, подт_нуться, на з_ре, ч_рный, ап_льсин, ж_ри, з_бор, к_лосья, р_стение, ц_ркуль, к_ртон, капюш_н.

Игра «4-ое лишнее»

 Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

        здоровье, здравствуй, здание, сбежал;

        нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;

        прибежал, прервал, приморский, присел;

        прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал

Игра «Собери словечко!»

Задание: из набора букв составить 5 наречий и объяснить их написание.

НВСВЕ СНЕСКО СИАВЕ ЛЧАЛЬ ЬЕОН ЩЁО

(несильно, вскачь, снова, ещё, весело)

Замена

 Задание: заменить наречия наречиями-синонимами с О-Е в суффиксах после шипящих.

Работу выполнить прекрасно (хорошо), любить сильно (горячо), говорить напевно (певуче), смотреть неодобрительно (осуждающе), двигаться неловко (неуклюже), вести себя дерзко (вызывающе).

Задание: заменить словосочетания наречиями-синонимами с суффиксами –А или –О на конце.

Идти в правую сторону (вправо), беседовать без стеснений (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело, начисто).

6) Исправь ошибки в тексте.

Всхадило сонце. Натраве, не зелини диревьеф сверкала раса.Кругам было полная Тиш. Я седел судочкой на бирегу речьки и увидел кожку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

«Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

Использование игровых технологии на уроке...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Статья "Создание психологического комфорта с помощью игровых упражнений на уроке английского языка"

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке английского языка и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психо...