Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные конструкции как один из видов осложнения простого предложения
методическая разработка по русскому языку по теме

Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_konstrukcii.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленные конструкции

как один из видов осложнения простого предложения

Впервые термин обособление был введён в научный обиход в 1914 году А. М. Пешковским (1878-1933) в книге «Русский синтаксис в научном освещении». При исследовании обособленных членов предложения учёный ставил перед собой самую скромную цель: «дать для школы что-нибудь, чтобы объяснить знаки препинания», т. е. появление теории обособления было связано прежде всего с желанием облегчить труд коллег: А. М. Пешковский восемь лет работал учителем в московских гимназиях.

Под обособленным членом языковед понимал «второстепенный член, уподо бившийся (один или вместе с другими, зависящими от него членами) в отношении мелодии и ритма и параллельно в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению».Обособление было поставлено в полную зависимость от интонации, названной А. М. Пешковским «обособляющей», создающейся путём перестановки членов предложения и возникающего при этом обратного порядка слов. «Вот этот обратный порядок слов, выделяющий переставленное слово, и является условием, благоприятствующим обособлению», - отмечал учёный.

Таким образом, А. М. Пешковский выдвинул положение, которое до се годняшнего дня не утратило актуальности, о существовании двух основных условий обособления: интонации и инверсии (обратного порядка слов).

Учёный уделял внимание главным образом внешним условиям обособления, фактически пришёл к выводу о том, что обособление - это сложное структурно - семантическое явление синтаксиса, которое вызывается не только своеобразными условиями, но и определёнными причинами.

Часто условия и причины обособления неоправданно отождествляются. Но это разные понятия.  По мнению Бабайцевой В.В., условия обособления - это инверсия и интонация, причиной же обособления «является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усили вать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания».Таким образом, явление обособления характеризуется семантическими и структурными признаками, а именно: «семантические - выделение или уточнение части высказывания; структурные - интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов, характер поясняемого слова. Значит, только единство семантических и структурных признаков способствует обособлению.

     В школьном курсе русского языка обособленные члены предложения рассматриваются в двух разделах: «Предложения с обособленными членами» и «Предложения с уточняющими обособленными членами». Это естественно, потому что предложения с обособленными членами делятся по семантике на две группы: 1) предложения с обособленными членами, выполняющими двойную синтаксическую функцию обстоятельства и добавочного (второстепенного) сказуе мого, и 2) предложения с уточняющими членами.

К первой группе относятся обособленные определения и обособленные обстоятельства, ко второй - уточняющие обособленные члены. Общим признаком обеих групп является то, что и те и другие обособленные члены выделяются по смыслу: в устной речи при помощи интонации, а на письме запятыми. Есть и суще ственные отличия:

Обособленные члены предложения 2-й группы

  1. Уточняют,  конкретизируют сообще ние

или какую-либо его часть.

  1. Представлены главными и второсте пенным

Членами предложения.

  1. Связаны  с  сообщением  или  какой-либо

его частью специфическим видом связи —

присоединением.

Обособленные члены предложения 1-й группы

1.        Содержат   дополнительное   сообще ние.

2.        Представлены второстепенными чле нами предложения.

3.        Связаны  с   распространяемым   ими
членом тремя видами связи (согласова нием,    управлением    и    примыканием).

   Примеры   предложений   с  обособленными   членами   обеих   групп.

1-я группа. «За солнце, добытое в долгом бою, позволь на рассвете, товарищ Мария, приветствовать песней работу твою» (П. Васильев). Обособленный член предложения представлен согласованным определением, выраженным причастным оборотом и связанным с определяемым словом солнце согласованием. «В нас есть суровая свобода: на слёзы обрекая мать, бессмертье своего народа своею смертью покупать» (К. Симонов). Обособленный член предложения представлен обстоятель ством образа действия, выраженным деепричастным оборотом и связанным с глаголом покупать примыканием.

2-я группа. «На лесных полянках цветёт жёлтая пижма, или Дикая рябинка» (И. Тарасов). Уточняющий член предложения — подлежащее. «Было очень тепло, даже жарко» (А. Маковский). Уточняющий член предложения - сказуемое. «Ба бушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности» (С. Аксаков). Уточняю щий член предложения  -дополнение. «Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи» (Л. Толстой). Уточняющий член предложения - определение. «По камням, над толстым слоем пыли, вьётся хмель, запутанный и клейкий» (С. Есенин). Уточняющий член предложения -обстоятельство.

С обособленными членами предложения соотносятся также вставные конструк ции, которые традиционно считают вводными. Однако вставные конструкции можно рассматривать как специфический вид обособления.

Делятся на две группы: грамматически связанные с основным предложением и грамматически не связанные. В свою очередь вставные конструкции первой группы, так же, как и обособленные члены предложения, делятся на:

- вставные конструкции, представленные обособленными членами предложения с двойной связью,

- вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

 Вставные конструкции можно рассматривать по тому же плану, что и соответствующие им обособленные члены предложения, заметив следующее:

1.        Обособленные члены предложения и сходные с ними вставные конструкции различаются формально: обособленные члены предложения выделяются запятыми, а вставные конструкции - скобками и тире.

 Знаки  препинания для читателя являются носителями   определённой   информации.   При   использовании   в   тексте   сходных обособленных и вставных  конструкций  пунктуация  часто  является единственным материальным средством выражения авторской установки.

 Например: «Ей показа лось,   что   художники   хотели   посмеяться над незнакомцем, посмевшим   как-то обосновать свой собственный взгляд (совпавший с восприятием Симы) на произведение скульптуры» (И. Ефремов). И -«Ей показалось, что художники хотели посмеяться
над  незнакомцем,   посмевшим   как-то   обосновать  свой  собственный   взгляд, со впавший с восприятием Симы, на произведение скульптуры».

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что обособленные конструк ции, впервые выделенные А. М. Пешковским как один из видов осложнения простого предложения, характеризуются структурно-семантическим разнообрази ем. Они неоднородны по функциям и формальному выражению и требуют тщательного изучения с точки зрения их значения для всего высказывания и с точки зрения их структурной выраженности.

Литература

1. Бабайцева В.В. Современный русский язык. Синтасис. Пунктуация.-М., 1987.

2.Ресурсы Интернет.

.


70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия.»

еКонспект урока по теме     «Вязание крючком  как один из  видов рукоделия.»...

Самоанализ занятия по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия»

Самоанализ занятия по теме   «Вязание крючком  как один из  видов рукоделия»...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...

Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...

Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...

Презентация к уроку "Простое предложение, осложненное обособленными второстепенными членами"

Презентация к уроку "Простое предложение, осложненное обособленными второстепенными членами". Раздаточный материал...