Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Лысова Лилия Леонидовна

Главное назначение материала-ознакомить с характером и направлением конкурсных заданий, помочь подготовить учащихся к  различным видам олимпиадных заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_olimpiady_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

I. Фонетика.

  1. Выпишите слово, в котором произносится звук [т']: отго лосок, тишина, молотьба, подкоп.
  2. Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следую щем стихотворении:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши. (6раз.)

3. Выпишите «четвёртое лишнее» слово: зодчий, редька, след, усадьба.

II.        Морфемика.

  1. Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня,
    суффикса, окончания
    : победный, размешивая, засорение, про питанный.
  2. Выпишите слова с нулевым окончанием: багаж, неуклюж,
    невтерпёж, уж, беж, замуж,
    муж, похож.

3.        Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:
польёт - полёт,

полезет полезный, пробовать - пробивать, прошла — прошила, подышать подшить,  . вскоре - вскроет, вслух - вслед, всемерно - всемеро, взрыв - вздор, взлёт - вздох.

III.        Орфоэпия.

  1. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый
    слог:
    кулинария, звонит, тефтели, туфля.
  2. Выпишите слова, в которых ударение падает на последний
    слог:
    позвонит, жалюзи, поняла, рефери, свёкла, асимметрия.
  3. Назовите слово, ударение в котором возможно только на
    одном слоге:
    замок, статуя; орган, квартал.

IV.        Орфография.

  1. 1. Перепишите слова и вставьте в них пропущенные буквы: прин..ровиться, погл..щённый, неизгл..димы, благов..ление. Перепишите слова и раскройте скобки: (полным) полно,
    (красно) лицый, откуда(то), (по)генералъски, на(лево), (пол)ложки,
    (по)французски, чей(либо).
  2. Подберите и запишите слова, в которых есть три гласные о,
    например: молоко.

Долото, золото, болото и т. д.

V.        Пунктуация.

1.        Выпишите предложение, в котором знаки препинания
пропущены при вводном слове.

Дворец казался островом печальным.

Казалось он никогда не сможет прочитать эту книгу.

Казалось мне что это скоро кончится.

2.        Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в
постановке знаков препинания.

Люди, птицы, травы — все слушают песню соловья. Ехать надо было на собаках, или на оленях. Мал золотник, да дорог. Человека воспитывают и искусство, и наука.

3.        Выпишите предложение, в котором пропущена запятая
между однородными членами предложения.

Я увидел на одном из обломков странные непонятные знаки.

Я увидел в дверях большую белую фигуру.

Перед школой раскинулся большой цветущий сад.

VI.        Морфология.

1. Какими частями речи является слово грустно в нижепри ведённых предложениях?

Мать грустно посмотрела на детей.

Ожидание было грустно.

Нам грустно расставаться.

(Наречие, краткое прилагательное, категория состояния.)

  1.  Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь!
  2. Сколько разных значений предлога о встречается в сле дующем предложении? Дайте пояснение каждому значению.
    (3 значения.)

Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Калиновом мосту Чудо-Юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о ка мень.

VII.        Культура речи.

1.        Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в
употреблении формы слова.

На улице было холодно, поэтому ему пришлось вернуться за пальто.

Он не захватил с собой спортивных туфлей. После вчерашнего дождя вновь стояла сухая погода.

2.        Выпишите предложение, в построении которого допущена
ошибка.

Произведя ряд расчётов, задача была решена правильно. Полмесяца прошло с этого злополучного вечера.

Большое внимание он уделил тесной связи между качеством работы и дисциплиной.

3.        Выпишите предложение, в котором есть грамматическая
ошибка, исправьте её.

За вход в музей мы заплатили 20 рублей. Водителю пришлось уплатить штраф за превышение ско рости.

Граждане, оплачивайте за проезд своевременно. Пользование сауной и бассейном оплачивается отдельно.

VIII.        Стилистика.

Четыре следующих предложения перепишите, чтобы полу чился связный текст, и выполните нижеприведённые задания.

/. Дом был весь увит зеленью, а из окна кабинета откры вался великолепный вид на долину Сены.

  1. Летом семья Виардо и Тургенев, как правило, жили в по местье Буживаль на Сене, где писатель выстроил себе шале -дом в швейцарском стиле.
  2. Нижний этаж в нём занимали гостиная и столовая, вто рой - кабинет, спальня была на третьем.
  3. Последние свои дни Тургенев провёл именно здесь, окру жённый заботой и вниманием друзей и близких.

Задания.

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тип текста.
  3. Каким способом связаны предложения в тексте?

(2, 1, 3, 4. Художественный стиль, повествование, цепная.)

IX.        Вспомните и запишите известные вам пословицы, пого ворки, афоризмы, крылатые выражения со словом язык.

Язык мой - враг мой. Язык до Киева доведёт. Не торопись языком, торопись делом. Длинный язык. Язык без костей. Су конный язык. Язык на плече. Высунув язык. Язык не повернётся. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Придержать язык. Проглотить язык. Прикусить язык. Язык развязался. Рас пустил язык. Чесать языком. Ломать язык. Говорить на раз ных языках. Тянуть за язык. Вертится на языке. Чтоб у тебя язык отсох. Притча во языцех.

X.        Перечислите фамилии известных вам учёных-лингвистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...