Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: знакомство с антонимами, употребление их в речи.

Задачи:

образовательные:

  1. познакомить учащихся с антонимами;
  2. учить использовать антонимы в речи;
  3. повторить синонимы;

коррекционные:

  1. развивать творческую инициативу;
  2. формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности;
  3. развивать мышление, воображение, речь;
  4. активизировать познавательную деятельность;

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к русскому языку;
  2. формировать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность;
  3. поощрять настойчивость в учебе.

 Оборудование: интерактивная доска, презентация, опорные схемы, карточки, словари.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. – Ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы возвращаемся в класс. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам. (Слайд 1)
  2. Запись числа в тетради. Объяснение орфограмм. (Слайд 2)

               

  1. Опрос
  1. Работа по индивидуальной карточке ( слайд 3):
  2. - В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.

- Для чего нужны слова?

- С помощью слов мы общаемся.

-Как называется словарный состав языка?

- Словарный состав языка называется лексика.

- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы изучали синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

- Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.

  1. Проверка домашнего задания.

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.

- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.

- Красный – алый, волшебный – чудесный.

- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.

- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться, грустить – печалиться.

- Для чего нужны синонимы?

- Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной, помогают избежать повторы.

  1. Проверка карточки у доски.

Ученик читает текст, объясняет орфограммы.

Учащиеся проверяют разбор слова по составу.

- Есть ли в этом тексте синонимы?

- Работа, труд

- Давайте еще подберем синонимы к слову «работа»

- Труд, дело, занятие

- Какие пословицы о труде вы знаете?

  1. Дело мастера боится.
  2. Терпение и труд все перетрут.
  3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  4. Кто не работает, тот не ест.
  5. Глаза боятся, а руки делают.
  6. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

  1. Объяснение нового материала и закрепление
  1. – Посмотрите на  доску. (Слайд 4)

                    - Как вы понимаете эту пословицу?

                    - Найдите в пословице слова с противоположным значением.

                  - Какой частью речи являются эти слова?

                  - Чем они различаются?

                  Формулировка правила учителем. (Слайд 5)

     Запись темы урока в тетрадь ( слайд 6)

  1. Беседа об антонимах (слайд 7)
  2. - Прочитайте стихотворение. Назовите антонимы. (Слайд 8)
  3. Задание: подберите антонимы к словам.

А) Слон большой, а мышь … . (Слайд 9)

                 Б) Молоко жидкое, а сметана … . (Слайд 10)

                 В) Лев смелый, а заяц … . (Слайд 11)

                  Г)  Торт сладкий, а перец … . (Слайд 12)

  1.  Самостоятельная работа по карточкам на месте.
  1. Орлы летают высоко, а воробьи - … .
  2. Катя смотрит телевизор часто, а Оля … .
  3. Наде нести рюкзак тяжела, а Мише … .

Проверка карточек.

Работа с орфограммами ( низко, редко, легко)

- Какой частью речи являются антонимы? (Наречие)

  1. Работа по карточке у доски. (Слайд 13)

Отдыхать – работать; плакать – смеяться; толстеть – худеть.

  1. Самостоятельная работа на месте:

Злой враг - … ….    ( добрый друг)

Холодная ночь - … … (теплый день)

Плохой конец - … … (хорошее начало)

Проверка задания.

  1. Физминутка

- Как называется наша малая родина?

- Кубань (слайд 15)

- Вы гордитесь тем, что живете на Кубани?

- Да!

- Покажите, какие у нас горы? (Слайд 16)

- Высокие! (Поднимаем руки вверх)

- А Черное море? (Слайд 17)

- Глубокое! (Наклоняемся вниз)

- А пшеничные поля? (Слайд 18)

- Бескрайние! (Разводим руки в стороны)

- Налево посмотрим – сады цветущие ( Поворот влево) (Слайд 19)

- Направо – виноградники. (Поворот вправо) (Слайд 20)

- А как дышится у нас на Кубани? (Слайд 21)

- Легко, свободно.

- Представьте, что вы на лугу. Вдох – выдох, вдох – выдох.(Слайд 21)

  1. -Антонимы широко используются в пословицах и поговорках.

Задание: найдите и запишите в тетрадь 2 пословицы с антонимами. Антонимы подчеркните.

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Тяжело в ученье, легко в бою.
  3. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
  4. Корень учения горек, да плод его сладок.
  5. Каково начало, таков и конец.
  6. Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

Проверка задания.

  1.  Одновременно ученик выполняет карточку на доске. (Слайд 22)

Проверка карточки.

  1.  – Ребята, являются ли слова

     ЖАРА – ХОЛОДНЫЙ

антонимами? Почему? Подберите антоним верно.

  1.  Игра « Чья радуга ярче?» (Слайд 23)

Задание: глядя на картинку, назовите как можно больше антонимов.

Река широкая, а ручей узкий.

Лодка большая, а лодочка маленькая.

Деревья густые, а трава редкая.

Камень большой, камушек маленький.

Деревья высокие, а травка низкая.

  1. Работа с картиной (слайд 24)

- Какое время года изображено?

- Какой день?

- Опишите небо.

- Как говорят о таком дне?

На доске появляется текст: (слайд 25)

Хмурый день. Небо мрачное, низкое. Грустная пора!

- В данном тексте назовите имена прилагательные.

- Вдруг на небе появилось солнышко…. Какое теперь описание получится у нас? (Дети работают самостоятельно под музыку)

Учащиеся читают описание солнечного дня. (Слайд 26)

- Какие строки припоминаются, когда смотрите на эту картину?

- Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

       Мороз и солнце; день чудесный!

       Еще ты дремлешь, друг прелестный –

       Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

       Навстречу северной Авроры,

       Звездою севера явись!

  1.  – Ребята, на каких уроках мы можем встретить антонимы?

А)  На уроках математики: плюс – минус, умножить- разделить, сложение – вычитание, больше – меньше;

Б)  На уроках биологии: живая – неживая;

В) На уроках физкультуры: старт – финиш;

Г) на уроках литературы:

  1. в пословицах и поговорках;
  2. в загадках;
  3. в сказках (добро – зло, «долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли…»)
  4. в художественных произведениях.
  1. Задание: найдите антонимы в стихотворных строчках. (Слайд 29)
  2.  - Существуют словари антонимов. (Слайд 27)
  1. Итоги
  1. С какими словами мы познакомились на уроке?
  2. Какие слова называются антонимами?
  3. Выставление оценок. (Слайд 28)
  1. Домашнее задание
  1. В библиотеке познакомиться со словарем антонимов.
  2. Выписать 5 пар антонимов в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе

Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование. В своей деятельн...

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"

Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....

Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"(по ФГОС)

Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"( По ФГОС)...