Урок развития речи в 8 классе на тему "Описание памятника А.М.Бутлерову"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rzrabotka_po_butlerovu.doc959.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Старо-Матакская СОШ»

                                                    Алькеевского  района  РТ

Урок развития речи в 8 классе на тему : « Описание   памятника  А. ..Бутлерову».

    Работу выполнила Потапова Елена Евгеньевна,

учительница  русского языка и литературы

.

Тема урока: Описание памятника А. Бутлерову в Казани.

Цели: Подготовить учащихся к написанию  сочинения на заданную тему, развивать умение анализа  скульптурного портрета,  совершенствовать  речевую практику  учащихся , обогатить их словарь новой лексикой, привить любовь к культурным ценностям, формировать эстетические вкусы учащихся.

Задачи: Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения «Описание памятника»; научить определять замысел скульптуры и видеть его реализацию в общем виде памятника,  его деталях, окружении.

Примечание: Урок проводится после темы « Однородные члены предложения». К сочинению

Необходима предварительная подготовка, а именно:

  1. Возможно включение в уроки русского языка упражнений ,отдельных предложений, дающих  информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике.
  2. Оформление в кабинете стенда с иллюстративным и информационным материалом по данной тематике.
  3. Индивидуальные задания учащимся: найти  и подготовить  материал о Бутлерове, об авторе памятника.
  4. Организовать экскурсию к памятнику.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.

Памятник-трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины,  следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник- с пространством  улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники   превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Возможные вопросы  во время экскурсии:

-Каков общий вид памятника?

-Как памятник вписывается в пространство местности?

-Каков вид  на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку .сзади)?

-Из  какого материала выполнена скульптура и пьедестал?

-Каковы особенности скульптурного изображения  ученого.

-Какое впечатление произвел на вас памятник? О чем заставил задуматься.

Оборудование: фотографии памятника ( на доске и у каждого на парте), опорная лексика, эпиграф:

«Уважение к минувшему-вот черта, отделяющая образованность от дикости». А.С. Пушкин.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас  с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

-Прочитайте эпиграф и скажите, как вы его понимаете?

Учитель. Ребята! Перед сочинением  мы провели с вами определенную работу. Прочитали воспоминания о Бутлерове, узнали, что он был создателем  Казанской химической школы, побывали на экскурсии к памятнику. У некоторых из вас были индивидуальные задания: подготовить сообщения и выступить перед  классом.

Индивидуальные сообщения учащихся:

1.А.Бутлеров - великий  химик.

2.О времени и месте открытия памятника.

3.Об авторе памятника.

4.О лексическом значении специальных слов: памятник, монумент, обелиск, пьедестал,  увековечить.

Работа с речевыми конструкциями.

Продолжите фразу:

-скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его подвижническим трудом во имя науки.

-памятник Бутлерову  выражает (что?) любовь и память потомков о тех. Кто трудился во имя Отчизны.

-скульптор сумел передать (что?) душевное состояние ученого.

Подберите синонимы к словам: скульптор-ваятель, зодчий.

                                                                                   грандиозный- величественный

                                                                                     создать-воздвигнуть, соорудить

                                                                                     запечатлеть-увековечить.

Запишите  под   диктовку слова:  скульптор, архитектор, статуя, памятник, обелиск, барельеф,  постамент, пьедестал,  архитектурный  ансамбль. Наш  город богат традициями,  верен памяти тех,   кто составил гордость отечественной науки. Один из них А. М. Бутлеров, который был ученым-химиком.

Составление плана.

Учитель. Из  скольких  частей будет состоять ваше сочинение?

                -Что мы будем писать во вступлении. Каким  оно может быть?

-Давайте попробуем на основании собранного материала  составить возможные варианты вступлений.

 Варианты вступлений.

-Памятник А. Бутлерову  был открыт к 150 великого ученого.

Казань, 6 сентября  1978 года. Сюда к памятнику видному ученому –химику А .Бутлерову

спешат люди.

-Много памятных мест в Казани, связано с именами замечательных людей нашей страны. В центре столицы установлен   памятник  А. С .Пушкину,  недалеко от него находится   памятник  татарскому поэту Г. Тукаю.  Я же хочу написать о памятнике замечательному ученому –химику А. М. Бутлерову.

Он был открыт 6 сентября 1978года, когда общественность города праздновала 150-летиесо дня его рождения.

-Много в разных краях и землях памятников. Гранитные, мраморные,  высеченные из простого камня, стоят они  на  перекрестках дорог, на площадях городов, на известных курганах и  безымянных высотах. Нельзя представить нашу землю без памятников. К ним приходят люди, подолгу стоят, думают, вспоминают…

-Марина Цветаева, определяя бессмертие А. С. Пушкина ,  воплощенное в его памятнике , писала: «Уходим мы или проходим, а он-всегда стоит. Под снегом , под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы- всегда стоит. Но ведь это сказанное можно отнести к любому памятнику. Ведь  памятник – это прежде всего память о тех, кто много сделал для своего народа. Кто своим трудом   возвысил Россию. И таким человеком был ученый –химик А. Бутлеров.    О памятнике этому человеку я и хочу рассказать.

2. Работа над основной частью.

Учитель. О чем будем писать в основной части?

Образцы основной части .(фрагменты.)

-Скульптура  установлена на постаменте из серого гранита. Памятник стоит в зелени прекрасного сада, где любят отдыхать  студенты. Неподалеку  от него расположены старинные здания.

-Подхожу к скверику, где среди березок возвышается памятник  А. Бутлерову.  В облике ученого запечатлены  простота, трудолюбие, человечность.

-Ученый –химик изображен в устойчивой позе, руки покоятся на подлокотниках кресла,  левая рука

сжимает пенсне. Бутлеров смотрит прямо перед собой, взгляд его сосредоточен. Возможно, он обдумывает очередной эксперимент.

3.Работа над заключительной частью.

Учитель. О чем  мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

-Человек не может  жить  только настоящим. Он стремится в будущее,  при этом  бережно хранит память о прошлом.

-Памятник  А. Бутлерову произвел на меня огромное впечатление. Он напоминает нам, потомкам,  о замечательном ученом,  который прославил  город Казань.

-Подвиг  Бутлерова во имя науки не забыт. Памятник ему –дань светлой памяти благодарных потомков замечательному человеку.

Учитель еще раз  обращает внимание детей на  план  сочинения, который вывешивается  на доску.

План.

1Вступление. Что такое памятник в вашем понимании?

2 Основная часть.

А. Когда был открыт памятник  А. Бутлерову.

Б .Кто его автор.

В.  общий вид памятника.

Г. Материал, из которого сооружен памятник.

Д. Поза ученого, его взгляд,  лицо, руки, одежда.

Е. Что  хотели выразить  (какие мысли и чувства)создатели памятника (скульптор и  архитектор).

3.Заключение. Какое впечатление произвел на вас  памятник, о чем заставил задуматься.

Работа над  черновиком  сочинения .

Задание на дом .

 Написать сочинение-описание на тему:  «Памятник  А. Бутлерову в Казани»,  используя ряды однородных членов предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"

Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...