Занятие №2. Роль слов в языке.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Гераськина Ирина Николаевна

 Второе  занятие кружка "Лексика и культура речи". Материал можно использовать и  на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie2._rol_slov_v_yazyke_-_kopiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Роль слов в языке. Лексическое значение слова.

Артикуляционная   разминка.

     (  Произнести  скороговорку, используя средства выразительности речи: темп, громкость. Сначала – медленно, тихо    – быстрее, громче –  быстро, громко (по движению руки учителя))

Бобр добр до бобрят.

     Справка.

          Скороговорка  искусственно, ради забавы придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только веселое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (т.е. произношение).

     Сначала скороговорку надо научиться произносить медленно и отчетливо, обращая внимание на те места, где язык «спотыкается». После небольшой тренировки скороговорку можно произнести несколько раз.

Прослушайте стихотворение  М. Матусовского «Скороговорка».

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

«На дворе растет трава.

На траве лежат дрова»,  –

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же все занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про-

                          быстро гово-

                                                быстро не

                                                проговорят.

Только я одна умею,

Не сбиваюсь, не робею:

«Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

?Почему в стихотворении использован прием сбивчивой речи? Объясните

              название стихотворения.

Работа с пословицей.

Красно говорит, а слушать нечего.

?Как вы понимаете эту пословицу?

     Наша речь состоит из слов. Слова в устной речи складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками  (буквами). Однако не каждый звук или комплекс звуков воспринимается нами как слово. Он лишь в том случае осознается нами как слово, если имеет определенное значение. Сочетания звуков роща, рота, роза – слова, потому что каждое из них имеет значение: роща – небольшой, обычно лиственный лес; рота – войсковое соединение, входящее в состав батальона; роза – кустарниковое растение  с крупными душистыми цветами красных, белых, розовых или желтых тонов. А сочетания звуков, например, «рола», «рофа» или «роца», похожие на эти слова, не имеют значения, поэтому их нельзя признать словами.

   1) Прослушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим»

Ложка – это ложка.                                А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                    Смешное слово – плим.

Кошка – это кошка.                                Я повторяю снова –

У кошки семь котят.                               Плим, плим, плим…

Тряпка- это тряпка.                                Вот прыгает и скачет –

Тряпкой вытру  стол.                             Плим, плим, плим.

Шапка – это шапка,                               и ничего не значит

Оделся и пошел.                                    Плим, плим, плим.

- Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка?

- Что означает плим? Повторите две последние строки из стихотворения.

    Слово только тогда будет словом, если оно что – то обозначает.

   То, что обозначает слово, что является его смыслом, называется лексическим значением слова.  Кроме лексического значения, слово имеет  грамматическое значение.

2)    Работа со стихотворением «Привет» (О. Дриз)

Прислала мне тетя                                Где же привет?

Печенья,                                                  Я смотрю с нетерпеньем.

Конфет,                                                    И с чем он?

Варежки,                                                 С грибами?

Шарф                                                        С капустой?

И горячий привет.                                 С вареньем?

Вот варежки,                                           Наверное, мама

Шарф                                                         привет этот прячет,

И конфеты                                                чтобы остыл,  –

С печеньем…                                           Видно, очень горячий.

? - Значение какого слова не знал мальчик?

                  - С каким словом он спутал слово привет?

                  - Какими строчками из стихотворения можно это доказать?

                  - Можно ли сказать: горячий пирог – теплый пирог, горячий привет    

                   –   теплый привет?

                   - Как вы понимаете слово привет?

3)  Работа со стихотворением «Тарарам» (Л. Кондрашенко)

Говорят, что по утрам

В нашем доме –  тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Все вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

– Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

    ?   - Что означает слово тарарам?

                       - Какими словами можно заменить  выражение устроить

                         тарарам?

          Подсказка:  устроить беспорядок, перевернуть вверх дном, поднять пыль

                                     столбом

                             - Можно ли использовать для замены следующие выражения:

                               организовать уборку, навести порядок, навести чистоту, привести в

                               порядок? Почему?

4) Игра «Пятый лишний». (кадр 2)

                          Слова записаны в 3 столбика:

                                        Ком                            бок                     рой

                                 Кол                           бощ                     рог

                                 Коф                          боб                      ров

                                 Кот                           бор                      рот

                                 Кок                           бот                      рор

   ?- Можем ли мы все их назвать словами?

                                 -Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике.

                              -Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними?  

                              - Что обозначают слова: кок, бор, бот, ров?

5) Чтение стихотворения Г. Сапгира «Ли- мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепну:

- Лимон…-

Сразу станет кисло.

?- Имеют ли значение отдельные слоги?

5) Игра  на развитие внимания. (кадр 3)

        Вписать вместо пропусков буквы так, чтобы они являлись окончанием предыдущего   слова и началом следующего:

Сту_имона_ров_рк_дре_ы_ыба_  олес_смот_уло_аро_ы_узыка;

Коне_апл_блок_вра_ра_евочк_ квариу_олок_се_аре_аревн_кроба_апочки.

Проверка: (кадр 4) стуЛимонаДровАркАдреСыРыбаКолесОсмотРулоНароДыМузыка;

              конеЦаплЯблокОвраГраДевочкАквариуМолокОсеЛареЦаревнАкробаТапочки.

6) Вставьте пропущенные буквы в словах. (кадр 5)

      Затем выпишите эти буквы по порядку. При правильном выполнении задания у вас получится новое слово:

Ти_ина                                            Фи_ка                     Ло_ечка

                    Учени_и                                         Ц_фра                     М_ша

                    Угом_н                                           Ти_ина                    Во_а

                    Учите_ь                                         Бу_ва                       К_рочка

Кл_сс                                              К_рта                       _арелка

(школа)                                         (шишка)                 (живот)

7) Заполните две пропущенные буквы: (кадр 6)

                                                Ра_ _ шка                                     ко_ _ кол                     по_ _ лить

                                        Г_ _ б                                             _ _ лец                         _ _  зоветь

                                       Ры_ _ рь                                        котя _ _                         по_ _  зать

                                        (курица)                                      (лопата)                        (сорока)

          8) Разбить слова данного ряда на пары. (кадр7, проверка – кадр 8)

           Привести доказательства своего выбора:

             дворец  король   заяц   русак   принц    замок

             суббота конец  начало  огурец  среда  вода

            деревня  ворона  город  грустно  радостно  сокол

      В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове:

       «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем – то говорить и даже думать, надо его как –то называть, именовать.

      Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как бы этикетки: «Это кошка», «это куст», «это снег». Такими словами – этикетками как бы увешано все вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира…

     Есть два типа слов. Первые называют мир, они – слова – имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить.  Это слова – организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.»

?- Какие слова являются организаторами связной речи? (служебные части

                    речи)

                  - Обозначают  ли вещи, явления, события, признаки  служебные части

                     речи?

                   Послушайте, что сказал о слове Рене Декарт (1596-1650), французский

                  философ:

                        «Определите каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».

                   А теперь послушайте стихотворение В. Полторацкого.

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово удушения.

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

Есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести,

И самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зернами.

Так сей же не иначе,

Как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

?  - Как вы поняли данное стихотворение?

                   - Какие слова должны мы употреблять в своей речи?

Домашнее задание: (кадр 9)

 прочитайте и запишите в тетрадь высказывания выдающихся людей о слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Готовимся к ОГЭ. Конспект дополнительного занятия (с презентацией) по русскому языку в 6 классе «Правописание гласных в корне слова»

Данное занятие будет интересно учителям, ведущим планомерную,  систематическую работу по подготовке учащихся к сдаче экзаменов....

Роль слов с национально-региональным компонентом в литературном творчестве Ефима Честнякова

Сегодня имя уникального шабловского сказочника вызывает большой интерес.Цель исследования: познакомиться с биографией Ефима Честнякова, определить особенности его литературного  творчества и изуч...

Роль слова в жизни человека.

Выступление на конференции, посвященное славянской письменности....

Научная работа на тему :"Роль слова в военной прозе, поэзии, песне"

Актуальность обусловлена тем, что   в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине,  готовность пожертвовать собой во имя Отчизны. Изучение и...

"Роль слова в жизни людей"

разработка урока...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...