конспект урока "Работа с ключевыми словами"
материал по русскому языку (11 класс) по теме

 

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_slova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РТ.Мамадышский муниципальный район МБОУ «Среднекирменская СОШ»

                   Конспект урока на тему :

«Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста»

(элективный курс, подготовка к ЕГЭ).

          Выполнила:учитель русского языка и литературы

                                 МБОУ «Среднекирменская СОШ»

                                 Марданова А.Ш. 

                               

Мамадыш,2012 год

                             

                     Конспект урока. Ключевые слова  текста.

Тема: Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста.

Цели:1) Научить детей найти ключевых слов в тексте.

          2)Умение уч-ся определить роль ключевых слов в тексте.

          3) Воспитание интереса к изучению данного материала.

Материал: различные источники, О.В Касперская «Анализ художественного текста.»

Тип урока- элективный курс.

                                     Ход урока.

1.Актуализация урока.

       1.Объявление темы и цели урока.

2.Формирование новых ЗУН уч-ся.

        1.Вступительное слово учителя. Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.

Например:

-Наденька ,так вы меня любите? -спросил я.

-Люблю ,конечно, люблю,- ответила Надя.

От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто  вроде  «Танца с саблями». Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру ,выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. Вода разлилась ,уборщица чуть не упала с лестницы. « Ты что, ослеп?»- крикнула она, но я пронесся мимо нее , как на крыльях . Грубая  женщина. Подумаешь, лужа !...Знала бы она ,что меня  любит  Наденька!.

Во дворе малыши строили замок из песка. Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова   груду  песка.»Дяденька ,что вы делаете ?»-зачирикали мальчишки. Я даже не повернул головы. Глупые дети , что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей  Наденьке!. Любит, любит!.....

На автобусной остановке мне под ноги попалась кошелка с овощами. Я с ходу пнул ее ногой, и по асфальту весело заскакали зеленые огурцы, желтые яблоки и красные помидоры. «Бандит!...»-раздалась мне вдогонку. На я не удостоил хозяйку  кошелка даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону березовой рощи. Под желтеющими осенними деревьями на скамейке  сидели несколько пенсионеров. Я пробежал  по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та -та-та-та- та-та  тинь-тинь. «Держи хулигана!».Эгоисты эти пенсионеры.  Разве трудно понять ,что  чувствует  человек, которого любят!....

Я влетел в рощу и, хмеля от бега и восторга, упал на зеленую душистую траву Ах, какое это счастье .Ах, какое счастье –любит и быть любимым, какое счастье!.

Вдруг я почувствовал ,что по мне пробежал некто в ботинках  с железными  набойками ,раздавив  часы на моей руке. Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд ,сшибленный еще кем-то ,проносившимся мимо. Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так ,что из глаз брызнули слезы ,Вырвавшись ,я схватил  с земли здоровую палку . « Ну ,сейчас я покажу этим  кретинам!».

Но что я мог сделать! .Вокруг меня ,обезумевшее от счастья ,скакали стада румяных молодых людей ,выкрикивая разные женские  имена и на разные лады повторяя : Любит! Любит! …» Оказывается ,я был не одинок…Любили и других.

Сочинение-рассуждение, которое учитель читает ребятам в качестве образца интерпретации прочитанного текста:

Проблемы ,поднятые Ю.Котлярским , актуальны и в наше время. Главная тема текста- эта  тема любви. ( Любовь- ключевое слово текста). Очень  эмоционально ,ярко автор высказывает главную идею: « Ах, какое это счастье- любить и быть любимым ,какое счастье!».Да, с автором  нельзя не согласиться .Каждый хочет  быть счастливым .,а без любви  вряд ли возможно счастье. Ю .Котлярский заставляет читателя  задуматься  над вопросами:

-Каждый ли человек умеет любить?

-Что такое  настоящая любовь?

-Каким должен быть человек, который любит?

Но мы привыкли  читать о любви произведения лирические,  серьезные, исповедальные. А данный текст является  юмористическим  по своему характеру.

К постижению важных истин автор ведет  читателя от противоположного .

Ключевым моментом является  ДИАЛОГ , с которого этот  текст начинается. Автор использует в диалоге разговорные конструкции («так вы меня любите?» и « конечно» ), которые  намеренно снижают эмоциональный накал. То есть объяснение  в любви приземленно  ,так, между прочим.  И читатель понимает, что никакого настоящего чувства  любви у героев нет.  Может  быть, есть влюбленность, но не любовь.

В основе юмористического текста  лежит идея несоответствия: любовь окрыляет человека ,у него вырастают крылья , он становится лучше ,добрее, радость позволяет ему  творить, созидать .А в данном тексте  Котлярский повествует о череде разрушений.

Динамизм разрушения автору позволяет показать ряды однородных сказуемых(подпрыгнул, выскочил, налетел, пробежался).Он намеренно использует экспрессивную разговорную лексику(ослеп, бандит, хулиган ,кретины).

Автор подчеркивает, что у влюбленного отсутствует диалог с окружающими: он не видит их(пронесся мимо уборщицы ,даже не повернул головы, к малышам, не удостоил хозяйку кошелки даже взгляда.).

Текст Ю.Котлярского отличается стройностью, логичностью: каждый абзац- повествование об очередной обиде, наносимой людям, завершается эпифорой(все мои мысли были о Наденьке).

И еще один важный прием  использует автор- антитезу. Настает момент ,когда, так же динамично агрессия обрушивается и на него. Вновь ряды однородных членов ,вновь  риторические восклицания.

Весь текст пронизывает авторская ирония. Экспрессивная  лексика позволяет четко определить авторское отношение к подобному поведению.(обезумевшие от счастья, стада румяных молодых людей).

Ю.Котлярский удачно реализовал свой замысел :каждый кто не замечает других, может и сам  оказаться незамеченным. Как аукнется , так и откликнется .Человек  не должен уподобляться животному, быть безумцем. Любовь-это добро.

Другой прием ,помогающий при анализе  текста, можно показать на примере поэтического текста. В 11 классе ,знакомясь с лирикой А.Блока , разбирается  стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Учитель  просит   ребят назвать ключевые слова этого  стихотворения.  Можно даже попросить распределить эти слова в два столбика:    

Реальный мир                                                                     Мир  мечты

 

Темные храмы                                                                    Прекрасная  Дама

В тени у высокой колонны.                                              Озаренный

Дрожу от скрипа дверей                                                   улыбки, сказки и сны.

Мерцанье красных лампад                                               Святая, ласковые свечи

Хорошо  провести творческую работу. Ответы на вопросы учителя:

- Можно ли содержание стихотворения представить в рисунке.?

-Что вы могли изобразить?

Выслушав ребят, показать им творческую работу, выполненную в виде иллюстрации к стихотворению. Посмотрев на нее ,легко представить два мира, смысл их противопоставления ,легче понять мировоззрение символистов, А Блока в частности.

При изучении стихотворения Ф.Сологуба « Нюренбергский палач» мы отыскивали ключевые слова: «алость меча», «усталость палача», «тусклая скука», «скучный позор», «скучный плеск березы», «скучный детский плач». Лексический повтор, анафора( строки, начинающиеся со слова «один»), оксюморон «дневная ночь» ведут к осмыслению идейного содержания: жизнь палача бездуховна ,выбор юности привел человека  в тупик, в его жизни нет радости ,жизнь превратилась в вечную ночь. Творческая работа делает восприятие  более ярким.

Следующий вариант работы с ключевыми словами . В качестве эпиграфа к творчеству Ф.И.Тютчева можно взять строки поэта:

                     Пускай страдальческую грудь

                    Волнуют страсти роковые,

                    Душа готова ,как Мария,

                    К ногам  Христа прильнуть.

-Ребята найдите ключевые слова ,которые могут сказать о мировоззрении  Тютчева, о системе жизненных ценностей поэта. Многие слова называют  ребята, и  эти  слова очень важны для понимании жизни и взглядов поэта, но в конце концов находят главное-«Душа». И когда дальше они слышат рассказ о личности поэта ,о его жизни и мировоззрении ,все воспринимается  глубже.

В конце урока еще раз обращаемся к этому эпиграфу . Строки станут более близкими и понятными.

Работа с ключевыми словами помогает иногда  по –новому увидеть хорошо знакомый текст .Вспомним вторую главу повести Пушкина «Дубровский» Найдем ключевые слова . С одной стороны ,уездный суд, решение в пользу  Троекурова. С другой стороны ,дети понимают, что на Андрея Гавриловича  Дубровского нашло временное умопомрачение . Что кричит он в состоянии аффекта?

«Как !. Не почитать церковь Божию!. Прочь ,хамово племя!.

Слыхано  ли …псари вводят собак в Божию церковь !.Собаки бегают по церкви».

«Почему именно эти слова кричит в минуту потрясения  Дубровский?».

В словах бедного дворянина значимы слова: церковь, Бог, собаки. То есть можно сказать, что антитеза в данной главе очень важна:

         Уездный суд

         Несправедливый суд                                                                           Божья церковь

        Члены суда как хамово племя                                                             Суд Божий.

        Члены суда уподобляются  злым собакам                                         Суд по совести

Главный закон -угодить богатому                                                      Суд справедливый

Совесть спит                                                                                         Суд по совести

Таким образом можно представить некоторые формы работы с ключевыми словами.

3.Итог урока.

  1.Вывод к уроку.

  2.Д/з(найти отрывок из любого художественного текста и работать по нахождению ключевых слов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень ключевых слов (перечисление основных категорий ФК)

перечень ключевых слов в физической культуре...

Урок- мастерская "Метод ключевых слов"

Урок- мастерская  "Метод ключевых слов" по теме:  "Правильные и неправильные дроби"  Математика 5 класс...

Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе

Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....