Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Чумакова Ольга Вячеславовна

Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konferenciyu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе

Сокровищница родного слова хранит плоды глубоких раздумий многих поколений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и радости. Всю свою духовную жизнь народ бережно сохранил в слове. Язык народа является богатейшим источником знания о быте и нравах русского народа. К сожалению, современный школьник об истории русской культуры, русского народа имеет смутное представление. Поэтому на уроках русского языка я стараюсь сделать так, чтобы ученики обратили внимание на слово, его значение, заглянули в историю, смогли понять, что слово - носитель и хранитель духовной культуры народа. Работу начинаю в 5 классе с изучения раздела «Лексика». С этой целью из большого количества слов я выбираю «главные», ключевые – носители русской культуры. С помощью этих слов «культура входит в ментальный мир человека … и посредством чего … обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё» [Степанов 2004: 43].

Ключевых слов, по мнению Ю.С.Степанова, всего сорок-пятьдесят. Центральное место среди них занимают те, которые связаны с морально-нравственными оценками человека: «Истина», «Ложь», «Добро», «Зло», «Свобода», «Милосердие», «Честь». Именно с ними я стараюсь работать на уроке. Кроме того, из числа ключевых я отбираю слова, несущие наряду с культурной и воспитательную функцию: «Родина», «Россия», «Народ». Им я уделяю особое внимание.

Работаем мы так. Сначала учащиеся узнают о значении и смысле слова «Родина», потом – «Россия». Разбираем, когда «Родина» пишется с маленькой буквы, когда – с большой. Предлагаю выписать лексическое значение. Учащиеся отмечают, что Родина – это «отечество, родная страна». Наша страна, в которой живем, - Россия. Кроме того, родиной называют место, где родился, «происхождение, возникновение чего-нибудь». Со словом «родина» составляем словосочетания и предложения. Например, любовь к родине, защита родины, малая родина. Обязательно проводим работу с этимологическим словарем, разбираем  происхождение слова, в каком плане оно значимо для русской культуры.

Следующий этап – работа с произведениями устного народного творчества. Предлагаю пятиклассникам вспомнить русские пословицы и поговорки по данной теме. Работаем сначала на уроке. Домашнее задание – подобрать как можно больше пословиц и поговорок о родине. Предлагаю сделать книжку «Пословицы и поговорки о родине». Учащиеся знакомятся со сборником В.И.Даля «Пословицы русского народа». Особое внимание уделяю таким пословицам: «В каком народе живешь, того и обычья держись», «Глупа та птица, которой гнездо свое немило», «Без корня и полынь не растет», «На чужой стороне и весна не красна», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где кто родится, там и пригодится». Обращаем внимание на пословицы, в которых содержатся знания об обычаях, быте русского народа. На основании рассмотренного обязательно делаем вывод, что для русского человека значит Родина, почему мы должны гордиться своей страной. Последний этап – написать сочинение по пословице.

Дальше продолжаю работу, используя образцы русской речи, представленные в русской художественной литературе прошлого и произведениях современных авторов. Сначала анализируем произведения русских поэтов первой половины XIX века. Учащиеся выписывают примеры в отдельную тетрадь. Анализируя, приходим к выводу, что у слов и словосочетаний, называющих Родину (Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов и т.д.), обобщенно-отвлеченный смысл. Наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы: кров, очаг, дом, хижина, обитель, уголок, лес, ручей и т.д. Рядом с этими существительными выписываем определения-эпитеты: кров, домик, уголок – смиренный, уединенный, неприметный, скромный; хижина – бедная; лес – темный; ручей – прозрачный, серебристый, сверкающий, кристальный. Приводим примеры:

Приди под кров родной,

Под кров уединенный,

Счастливый и простой.

  П.Вяземский

О, край моих отцов! О мирное наследство!

Всегда присутственны вы в памяти моей:

И в берегах крутых сверкающий ручей,

И светлые луга, и темные дубравы,

И сельских жителей приветливые нравы.

                 Е.Баратынский

Делаем вывод, что для русской поэзии первой половины XIX века  типично представление родины как места рождения человека и как места жизни и упокоения отцов (предков). Этим объясняется постоянное построение таких словосочетаний, как прах отцов, отеческие могилы, отчий гроб. Каждое слово, словосочетание рассматриваем, приводим примеры употребления этих слов в других значениях, разбираем, говорим ли эти слова сегодня.

Обратимся, например,  к произведению В.А.Жуковского:

Там в старину все жило, все цвело,

Там он играл младенцем в колыбели…

Неси ж туда, где наш отец и брат

Спокойным сном в приюте гроба спят…

Тогда явилось все величие народа,

Спасающего трон и святость алтарей,

И тихий гроб отцев, и колыбель детей,

И старцев седины, и младость дев цветущих,

И славу прежних лет, и славу лет грядущих.

Ученики приходят к выводу, что понятие Родины у В.А.Жуковского  раскрывается с помощью контрастной лексики (противопоставление): гроб отцов – колыбель детей, старцев седины – младость дев цветущих, слава прежних лет – слава лет грядущих. Работа над произведениями первой половины XIX века сложная, поэтому каждый пример, каждое стихотворение разбираем на уроке.

Ученики 5 класса всегда с удовольствием работают с текстами К.Г.Паустовского, удивительного знатока русского слова. Выбираю отрывки из произведения «Мещерская сторона», «Золотая роза». На уроке читаем отрывок из книги «Золотая роза» («Я большой любитель разбирать слова…»). Записываем выделенные слова: родник, зарождается, родит, родина, народ, родня. Выясняем, почему лесник объединил их. Разбираем значение каждого слова, делаем и словообразовательный разбор. Далее прошу объяснить слова автора: «Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой…», «Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах». Как итог работы над текстом предлагаю написать сочинение «Моя родина».

Пятиклассники всегда с удовольствием пытаются разобраться в значениях слова, что хотел сказать автор, фантазируют, выдвигают свои гипотезы. Иначе говоря, с удовольствием работают со словом. Стараются постичь его смысл, заглянуть в историю его возникновения. На каждом таком уроке я наблюдаю, как развивается духовный мир школьников, проявляется интерес к слову, истории русского языка и русского народа. Как приятно видеть, что ученики овладевают богатством русской речи.

Даже небольшое количество часов, отведенных на изучение лексики, позволяет показать учащимся богатство и красоту родного слова, расширяет и углубляет  знания учащихся о жизни русского народа, о русской культуре.

Литература

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М., 2004

Клюева Г.Ю., Формирование культуроведческой компетенции учащихся V – VI классов при изучении лексики на уроках русского языка // РЯШ.- 2009.- №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Работа с ключевыми словами"

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых сло...

Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.

На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются   ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ п...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Интересная работа со словами - концептами русской культуры....

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...