Урок обобщения и повторения по теме "Местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Нетрадиционный урок в форме игры КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kvn..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арцыбашева Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Леженская ОШ»

Тимского района Курской области

Урок обобщения и повторения по теме «Местоимение»

(в форме игры КВН)

Тема: Обобщение и повторение по теме «Местоимение»

Цели: систематизировать знания, совершенствовать навыки правописания по   теме «Местоимение»,

             развивать память, логическое мышление, речь,

             воспитывать интерес к русскому языку и литературе.

Оборудование: надпись на доске или проекция на экран:

Темна, печальна, лачужка, и, наша, бедная, и.

Моя, приумолкла, что же, у, старушка, окна, ты.

Чего взыскался, нужен мне работник, кое-какого товару, спит себе на соломе, сам и облупит, кто далее бросит, тот пусть и уносит, не было никому горя.

 Личное …                                              Определительное …                                                   Указательное …                             Вопросительное  …                                                     Возвратное …                                 Относительное  …

На двух закрытых досках:

С кем(нибудь) выб..рать, (н..) чего (н..) у кого (не) г..рело, какие(либо) р..стения, сделать кое(что), (н..) перед чем (н..) останавливаться, (н..) чего боят..ся, гл..деть (н..) на что, (н..) чего не находит, где(то) пос..деть, (не) было (н..) какой опасности.            

Предварительное задание: вспомнить произведения А.С.Пушкина, повторить всё изученное по теме: «Местоимение».

Сегодня в этом классе состоится КВН. Что такое КВН? (Клуб весёлых и находчивых). А я бы добавила: и знающих. Запишите в тетрадях число, «Классная работа». В игре участвуют 2 команды «Лукоморье» и «Синеморье».  

Начинаем с разминки.

Вопрос команде «Лукоморье».

Слова какой части речи как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят тогда, когда освобождают место действия существительные, прилагательные, числительные? (Местоимения. Они вносят разнообразие, экономят время).

Вопрос команде «Синеморье».

Слова какой части речи удобны и экономны, но в них нет перелива красок настоящего живого слова. (Местоимения, указывают на предмет, признак, но не называют его).

За разминку каждая команда получает…

1 конкурс «Грамматическая мозаика».

Из предложенных слов нужно составить предложение, записать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор.

Темна, печальна, лачужка, и, наша, бедная, и.

Моя, приумолкла, что же, у, старушка, окна, ты.

Приглашаются по одному игроку от команды. Остальные записывают предложение в тетради. (Мах —  5 баллов)

Приглашаем ещё  по 1 участнику для выполнения морфологического разбора местоимения.

                               Наша                                                           Ты                                                                              

Лачужка (чья?) наша                                      Приумолкла (кто?) ты                           1) Н.ф. наш                                                       1) Постоян. призн.: л., 2 л.;                                                    

2) Пост. призн.: притяжат.; непост.:               непост.: ед.ч., им.п.

ж.р., ед.ч., им.п.                                                2) Кто? Ты

3) Чья? Наша

Команда, угадавшая стихотворение А.С.Пушкина, («Зимний вечер») из которого взяты предложения, получит 1 балл.

2 конкурс «Следствие ведут знатоки».

Мы назвали только притяжательные и личные местоимения. Вспомните, какие ещё существуют разряды местоимений. За каждый разряд команда получит балл.

Работает вся команда.

«Лукоморье»                                                                        «Синеморье»

Выписываем местоимения

Чего взыскался, нужен мне работник, кое-какого товару, спит себе на соломе, сам и облупит, кто далее бросит, тот пусть и уносит, не было никому горя.

 Личное (мне)                                       Определительное (сам)                                                  Указательное (тот)                             Вопросительное (чего?)                                                     Возвратное (себе)                               Относительное (кто)

                                                       (Мах – 3 б.)

Дополнительный балл: из какой сказки взяты словосочетания? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Вопрос «Лукоморью». Какие местоимения не выписали? Почему? (Отрицательное—никому, неопределённое—кое-какого, эти разряды не были указаны)  

Вопрос «Синеморью». Правописание каких местоимений затрудняет?

 

Итак, кто лучше всех знает орфографическое правило.

«Лукоморью» рассказать о правописании неопределённых местоимений.

«Синеморью» рассказать о правописании отрицательных местоимений.

(Мах – 5 б.)

3 конкурс «Орфографический бой».

По 1 участнику от команды. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

С кем(нибудь) выб..рать, (н..) чего (н..) у кого (не) г..рело, какие(либо) р..стения, сделать кое(что), (н..) перед чем (н..) останавливаться, (н..) чего боят..ся, гл..деть (н..) на что, (н..) чего не находит, где(то) пос..деть, (не) было (н..) какой опасности.            

(Мах –10 б.)

4 конкурс грамотеев.

Все должны правильно написать под диктовку словарные слова. За каждое верно записанное словосочетание 1 балл.

Узнал картинки, приличные стихи, вижу хозяина, уступил кровать, прочие предметы, пришёл на квартиру, повёл в кабинет, первые комнаты, в минуту гнева, ехала в карете.

Дополнительный балл – из какого произведения А.С.Пушкина взяты эти словосочетания? («Станционный смотритель»)

Подведём итог орфографического боя.

5 конкурс творческих работ.

Послушайте.

У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. Я узнал и полюбил Пушкина…

«Лукоморью». Можно ли назвать это текстом? Почему?

«Синеморью». Какова роль местоимения он?

Подведение итогов.

Домашнее задание: закончить текст «Мой Пушкин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и повторения по теме: «Четырёхугольники».

Урок обобщения и повторения по теме:«Четырёхугольники», 8 класс , геометрия  с использованием ИКТ. Применяется на заключительном этапе изучения темы "Четырёхугольники"....

Урок обобщения и повторения по теме "Народное хозяйство России"

Первая часть - структура и ход урока, вторая часть - мультимедийное приложение (слайды с заданиями)....

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

урок обобщения и повторения по теме: Океаны

Урок обобщения и повторения. Методы:обьяснительно-иллюстра-тивный ,проблемный ,частично-поисковый .  Оборудование : физическая карта Мира ,раздаточный материал,...

Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе

Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...