Дидактический материал для подготовки к сочинению-рассуждению ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Цель дидактического материала - помочь учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке к итоговой аттестации (ГИА, 9 класс). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safina_gia.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Юлбатская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Тема «Дидактический материал к сочинению-рассуждению по высказываниям:

  1. «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин)
  2. «Народ и язык – единица неразделимая» (И.И.Срезневский)

   Выполнила: Сафина Р.Г., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ «Юлбатская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

- 2011-

Задание 1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса следующее высказывание «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин)

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский историк-историограф, публицист, писатель, поэт Н.М.Карамзин утверждал, что богатый язык выражает не только идеи, но и изъясняет их различия, их оттенки.

Попробуем доказать эту мысль на примерах. Во-первых, в русском  языке много слов, которые могут охарактеризовать одно и то же явление. Возьмём слово «дождь» и эпитеты, характеризующие его. Сколько оттенков значений эпитетов! Оказывается, дождь может быть разных видов: обложным, слепым, полосовым, спорым… Да и сам дождь называется по-разному. Посмотрим синонимический ряд этого слова: дождь, ливень, проливень; слякоть; (простон.) ситничек, дряпня, косохлест.

Во-вторых, хочу отметить метафору как изобразительное средство, способное передать оттенки мыслей. В качестве примера можно привести метафоры,  характеризующие «действие» дождя: дождь идет, моросит, накрапывает, льет  не перестает… Сколько слов, столько же оттенков! Нужно только улавливать их глубокий смысл и правильно употреблять в речи.

Таким образом, приведённые примеры эпитетов и метафор подтверждают мысль Карамзина о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  изъяснения различий и оттенков мыслей.

Задание 2. Прочитайте сочинение по высказыванию «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин), разделите на абзацы.

В высказывании Карамзина моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом языке можно найти слова для изъяснения различий и оттенков идей.

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примере эпитета. Во-первых, в каждом художественном произведении мы находим золотые зерна   красоты языка. Я могу с уверенностью сказать, что одним из золотых зёрен является эпитет. Им можно высказать самые сложные мысли, тончайшие чувства и переживания, передать впечатление об увиденном, услышанном, прочитанном. Например, к слову «тишина» зафиксировано более 200 эпитетов: бездонная, глухая, беспробудная, глубокая, гробовая, мёртвая, могильная, немая, плотная, чуткая и др.

Во-вторых, хочу особо подчеркнуть индивидуально-авторские эпитеты, потому что они тоже передают оттенки мысли. Они создаются на основе неожиданных, часто неповторимых смысловых ассоциаций и их употребление носит окказиональный характер: мармеладное настроение (А.Чехов), васильковый смех (Г.Горбовский), гранитный гром (Н.Рубцов), берёзовая грусть (И.Фоняков), оловянные слёзы (Е.Евтушенко), ртутный дождь (В.Гроссман).  Хотя такое соединение слов лежит за пределами норм общелитературного словоупотребления, яркие писательские находки создают эффект «оживления», усиливают выразительность художественной речи.    

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Ключ:

В высказывании Карамзина моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом языке можно найти слова для изъяснения различий и оттенков идей.

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примере эпитета. Во-первых, в каждом художественном произведении мы находим золотые зерна   красоты языка. Я могу с уверенностью сказать, что одним из золотых зёрен является эпитет. Им можно высказать самые сложные мысли, тончайшие чувства и переживания, передать впечатление об увиденном, услышанном, прочитанном. Например, к слову «тишина» зафиксировано более 200 эпитетов: бездонная, глухая, беспробудная, глубокая, гробовая, мёртвая, могильная, немая, плотная, чуткая и др.

Во-вторых, хочу особо подчеркнуть индивидуально-авторские эпитеты, потому что они тоже передают оттенки мысли. Они создаются на основе неожиданных, часто неповторимых смысловых ассоциаций и их употребление носит окказиональный характер: мармеладное настроение (А.Чехов), васильковый смех (Г.Горбовский), гранитный гром (Н.Рубцов), берёзовая грусть (И.Фоняков), оловянные слёзы (Е.Евтушенко), ртутный дождь (В.Гроссман).  Хотя такое соединение слов лежит за пределами норм общелитературного словоупотребления, яркие писательские находки создают эффект «оживления», усиливают выразительность художественной речи.    

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Задание 3.  Выберите два аргумента из предложенных ниже и напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин)

Аргумент 1: 

Средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Многозначность слов –одно из таких средств.  Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности, то есть богатства речи. Многозначные слова помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Например, у слова золотой следующие значения: 1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы, золотая нива); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности); 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка). Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое. Первое значение является прямым, остальные — переносными.

Аргумент 2. 

Попытаемся доказать мысль Карамзина, используя такой троп. Как олицетворение. Под пером писателя часто оживают окружающие нас предметы: море дышит полной грудью, лес настороженно молчит, волны ласкаются к берегу... В рассказе «Железная старуха» А. Платонов пишет:

 Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.

 Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова.

 ...Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.

 При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд? (С. Есенин) Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: И цветущие кисти черемух мыли листьями рамы фрамуг. (Б. Пастернак) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А. Фет). Я полагаю, что олицетворение – изобразительное средство, выражающее оттенки мысли автора.

Аргумент 3. 

 Важным средством для выражения различий и оттенков мыслей является метафора. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак, но которые в нашем представлении связываются с совершенно иным кругом явлений. Например, Пушкин свою юность называет весной: «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья», – используя переносное значение этого слова: пора расцвета, молодости. Нередко он метафорически называет конец жизни закатом, используя переносное значение этого слова (конец, исход):

Ключ.

«Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена», - писал Вольтер. Какие средства языка помогут выразить мысль  со всеми оттенками? Таких средств в русском языке очень много. Попробуем ответить на этот вопрос, проследив на примерах некоторых языковых явлений.

Во-первых, хочу особо подчеркнуть многозначные слова.  Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности, то есть богатства речи.  Они слова помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Например, у слова золотой следующие значения: 1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы, золотая нива); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности); 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка). Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое.

Во-вторых, важным средством для выражения различий и оттенков мыслей является метафора. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак, но которые в нашем представлении связываются с совершенно иным кругом явлений.  Например, Пушкин свою юность называет весной: «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья», – используя переносное значение этого слова: пора расцвета, молодости. Нередко он метафорически называет конец жизни закатом, используя переносное значение этого слова (конец, исход).

Таким образом, на примерах многозначных слов и метафор убедились в том, что такие средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли их оттенки и различия.

Задание 4. Допишите сочинение-рассуждение по высказыванию «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности.» (Карамзин).

Ключ.

В наше время потребность в общении у людей проявляется в несколько других формах, чем 20-30 лет назад. Молодёжь предпочитает общаться через интернет. Но значит ли это, что не нужно искать точные слова для обозначения своих мыслей, для изъяснения их различий, их оттенков?

По-моему, живое слово никогда не утратит силу, потому что не исчезнет потребность у людей выражать свои мысли и их оттенки.  А средства языка помогут наиболее точно, ясно и образно выразить самые сложные мысли и чувства людей. На мой взгляд, эту мысль можно доказать на примере существительных с суффиксами.  Во-первых, есть удивительное слово «мама». А слово «мамочка» с суффиксом ласкательным значением –очк- звучит так трогательно, что соединяет сердца двух людей – матери и ребёнка. Это слово способно выразить всю душевную теплоту говорящего и поэтому доходит до сердца другого человека.

Во-вторых, можно сравнить слова «сынок» и «сынишка». Есть различие в значении? Конечно же, есть. Сынок – слово ласковое, а сынишка – передаёт оттенок пренебрежительного отношения.

Таким образом, на примерах слов с суффиксами с различным значением убедились в том, что в какое бы время не жил человек, язык останется бесценным даром для него, позволяющим обозначить, по выражению Карамзина,  не только идеи, но и изъяснить их различия, оттенки.

Задание 5.  Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин). Согласны ли вы с приведёнными аргументами?

 

 «Что такое язык? Прежде всего, этот не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли»,- писал А.Н.Толстой. А для того чтобы творить мысли, необходимо  уметь воспользоваться    богатством языка. Богатство языка, по мнению Карамзина, проявляется в возможности обозначения не только главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков.

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примере эпитета. Во-первых, в каждом художественном произведении мы находим золотые зерна   красоты языка. Я могу с уверенностью сказать, что одним из золотых зёрен является эпитет. Им можно высказать самые сложные мысли, тончайшие чувства и переживания, передать впечатление об увиденном, услышанном, прочитанном. Например, к слову «тишина» зафиксировано более 200 эпитетов: бездонная, глухая, беспробудная, глубокая, гробовая, мёртвая, могильная, немая, плотная, чуткая и др.

Во-вторых, хочу особо подчеркнуть индивидуально-авторские эпитеты, потому что они тоже передают оттенки мысли. Они создаются на основе неожиданных, часто неповторимых смысловых ассоциаций и их употребление носит окказиональный характер: мармеладное настроение (А.Чехов), васильковый смех (Г.Горбовский), гранитный гром (Н.Рубцов), берёзовая грусть (И.Фоняков), оловянные слёзы (Е.Евтушенко), ртутный дождь (В.Гроссман).  Хотя такое соединение слов лежит за пределами норм общелитературного словоупотребления, яркие писательские находки создают эффект «оживления», усиливают выразительность художественной речи.    

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Ключ:

Я согласна с приведёнными аргументами. Они раскрывают содержание тезиса: богатство языка проявляется в возможности обозначения не только главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков. Для аргументации  экзаменуемый привёл два вида эпитетов: общеязыковые и индивидуально-авторские. Эпитет – слово или целое выражение, которое в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.

Задание 6. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин), проанализируйте его по критериям, приведённым в сборниках по ГИА.

 «Слово – одежда всех мыслей», - говорил Горький. Это изречение известного писателя ещё раз подтверждает мысль Карамзина о том, что в богатом языке можно найти слова не только для обозначения идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков.

Докажем этот тезис  на примерах.  Для этого можно сравнить суффиксы имён существительных. Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову уменьшительно- ласкательную окраску (сынишка, бабуля), в других отображена оценка (старичок, старикашка, старикан). В данном случае уменьшительно-ласкательные суффиксы и суффиксы экспрессивно-оценочные позволяют передать  тончайшие оттенки мыслей. Необходимо только умело обращаться с суффиксами.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что суффиксы, придавая различные оттенки словам, помогают передавать различие и оттенки мыслей.

Ключ:

В данном сочинении экзаменуемый привёл два аргумента на поставленный тезис, но оба аргумента иллюстрируют одну и ту же функцию языкового явления – роль суффиксов в передаче оттенков мыслей.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Задание 7. Выпишите одно из заключений и напишите сочинение-рассуждение по высказыванию  «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин).

Заключение 1.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», - писал А.И.Куприн. и каждый уважающий себя человек должен эту особенность языка использовать для выражения своих мыслей.

Заключение 2.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у каждого слова есть свои корни и есть глубокий смысл, который на первый взгляд даже не виден. Но если почаще задумываться над словами, это откроет их смысл, и мы уже будем произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий.

Заключение 3.

        Обобщая всё сказанное, хочу привести  слова  В. Г. Белинского : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».  

Ключ :

Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря.  Средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и в се различия и оттенки мыслей.

Попробуем поразмышлять над тезисом. В качестве примера возьмём глагол.  Во-первых, чтобы пользоваться бесценным даром – даром речи,  человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства.  И. С Тургенев, например, в романе « Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот некоторые из них: повторить, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, воскликнуть сообщить, возразить, намекнуть, переспросить.  

Во-вторых, остановимся на образовании глаголов. Возьмем четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить. От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., флексии возвратности и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов... Таковы: статься, ставиться, становиться, встать, вставить, вставать, вставлять, достать, доставить, достоять, доставать, доставлять, достаивать, достаться, составиться, достояться, доставаться, доставляться и т. д.

Значений этих много, и рассказ о них может быть продолжен. Но уже очевидно то, что сила глагола - в его возможности присоединять к себе различные приставки и суффиксы, мощное средство обогащения русского языка.   «Глагол является основой языка. Найти верный глагол  для фразы–                               значит дать движение фразе», писал  Л. Н. Толстой.

        Обобщая всё сказанное, хочу привести  слова  В. Г. Белинского : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».  

         

     Задание 8. Прочитайте два высказывания и аргументы. Для аргументации какого высказывания они подойдут?

    Высказывание 1.   «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский).

             Высказывание 2.  «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин).

 Аргумент 1.         

   В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы. «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык», - говорил В. И. Даль.

Аргумент 2.         

Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться дли­тельное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, . дописать, дочитать), может указывать на действие, до­веденное до определенного результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать), или сопровождать другое действие (подпевать, приплясывать, подыгрывать, притопывать), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать., поговорить), или действие ослабленное (подкрасить, подклеить, подтаять), или, напротив, интенсивное действие, усиленное в своем проявлении (раскормить, разодеться, расхвалить, разговориться).

                                                                                   

        Аргумент 3.         

        Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и поэты, деятели науки и культуры. Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».

Аргумент 4

Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.  (А.Ф.Мерзляков)

Аргумент 5

Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,-- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев

Ключ:

          Аргументы  4-5 подойдут для аргументации высказывания 1, аргументы 1-3 – для аргументации высказывания 2.

Задание 1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса следующее высказывание «Народ и язык – единица неразделимая» (И.И.Срезневский)

         На мой взгляд, высказывание И.Срезневского «Язык и народ – единицы неразделимы» заслуживает внимания.

         Попытаемся разобраться в этом.  Во-первых, в лексическом составе русского языка отражается  история народа. Слова — это живые свидетели исторических событий, развития  науки, техники, культуры, изменений в быту.  Многие слова с исчезновением соответствующих понятий  перестают употребляться в речи. Они называются архаизмами, т. е. устаревшими  словами. К ним относятся, например, слова, обозначающие части территории  страны (губерния, уезд, волость и т. д.), названия учреждений (департамент,  земство и др.), названия должностей (дьяк, губернатор, стряпчий и  др) и т. д.

 Во-вторых, изучая этимологию слова, можно получать сведения о прошлом народа. Например, в древнерусском языке были такие слова, как куна  (денежная единица), смерд (крестьянин), людин (человек), говядо  (скот) и др., которые сейчас можно найти в исторических словарях, а некоторые —  в корнях современных слов: говядина, простолюдин.

 Не многие знают, что словом яра в древнерусском  языке называлась весна. Само слово исчезло из русской лексики, но корень и его  значение сохраняются в словах ярка (молодая овечка, родившаяся весной), яровой

хлеб (яровые сеются весной) и яровизация (предпосевная обработка  семян для весеннего посева). В сказке А.Н.Островского “Снегурочка” солнце называется ярило,  как это было принято в Древней Руси.

        Обобщая сказанное, отметим, что изучая лексику русского народа, можно узнать историю народа. Поэтому можно с уверенностью сказать, что народ и язык – единица неразделимая.

Задание 2. Прочитайте сочинение по высказыванию «Народ и язык – единица неразделимая» (И.И.Срезневский), разделите на абзацы.

       

 Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Попробуем поразмышлять над данной фразой.  Во-первых, единство языка и общества объясняется тем, что язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.   Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре.

        Вот как пишет об этом И. Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

                 Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

                 Звучат лишь Письмена.

Во-вторых, язык служит средством познания для человечества. Примером может послужить высказывание  Г.Р.Державина:

            Человек через слово всемогущ,  

             Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

Таким образом, о единстве народа и языка задумывались великие умы России. В их  словах заключена невидимая связь, которая передается через поколения. Мне кажется, нам удалось доказать тезис, опираясь на высказывания знаменитых людей.

         Ключ:       

       Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

       Попробуем поразмышлять над данной фразой.  Во-первых, единство языка и общества объясняется тем, что язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.   Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре.

        Вот как пишет об этом И. Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

                 Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

                 Звучат лишь Письмена.

        Во-вторых, язык служит средством познания для человечества. Примером может послужить высказывание  Г.Р.Державина:

            Человек через слово всемогущ,  

             Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

        Таким образом, о единстве народа и языка задумывались великие умы России. В их  словах заключена невидимая связь, которая передается через поколения. Мне кажется, нам удалось доказать тезис, опираясь на высказывания знаменитых людей.

       Задание 3.  Выберите два аргумента из предложенных ниже и напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский)

Аргумент 1.

Слова — это живые свидетели исторических событий, развития  науки, техники, культуры, изменений в быту.  Многие слова с исчезновением соответствующих понятий  перестают употребляться в речи. Они называются архаизмами, т. е. устаревшими  словами. К ним относятся, например, слова, обозначающие части территории  страны (губерния, уезд, волость и т. д.), названия учреждений (департамент,  земство и др.), названия должностей (дьяк, губернатор, стряпчий и  др.) и т. д.

      Аргумент2.

В древнерусском языке были такие слова, как куна  (денежная единица), смерд (крестьянин), людин (человек), говядо  (скот) и др., которые сейчас можно найти в исторических словарях, а некоторые —  в корнях современных слов: говядина, простолюдин.

Аргумент 3

Не многие знают, что словом яра в древнерусском  языке называлась весна. Само слово исчезло из русской лексики, но корень и его  значение сохраняются в словах ярка (молодая овечка, родившаяся весной), яровой

хлеб (яровые сеются весной) и яровизация (предпосевная обработка  семян для весеннего посева). В сказке А.Н.Островского “Снегурочка” солнце называется ярило,  как это было принято в Древней Руси.

           Аргумент 4

              Значение языка отмечают русские пословицы и поговорки.

Мал язык , да всем телом владеет.

Без языка и колокол нем.

От доброго слова язык не сохнет.

Ключ:

         На мой взгляд, высказывание И.Срезневского «Язык и народ – единицы неразделимы» заслуживает внимания.

         Попытаемся разобраться в этом.  Во-первых, в лексическом составе русского языка отражается  история народа. Слова — это живые свидетели исторических событий, развития  науки, техники, культуры, изменений в быту.  Многие слова с исчезновением соответствующих понятий  перестают употребляться в речи. Они называются архаизмами, т. е. устаревшими  словами. К ним относятся, например, слова, обозначающие части территории  страны (губерния, уезд, волость и т. д.), названия учреждений (департамент,  земство и др.), названия должностей (дьяк, губернатор, стряпчий и  др) и т. д.

 Во-вторых, изучая этимологию слова, можно получать сведения о прошлом народа. Например, в древнерусском языке были такие слова, как куна  (денежная единица), смерд (крестьянин), людин (человек), говядо  (скот) и др., которые сейчас можно найти в исторических словарях, а некоторые —  в корнях современных слов: говядина, простолюдин.

 Не многие знают, что словом яра в древнерусском  языке называлась весна. Само слово исчезло из русской лексики, но корень и его  значение сохраняются в словах ярка (молодая овечка, родившаяся весной), яровой

хлеб (яровые сеются весной) и яровизация (предпосевная обработка  семян для весеннего посева). В сказке А.Н.Островского “Снегурочка” солнце называется ярило,  как это было принято в Древней Руси.

        Обобщая сказанное, отметим, что изучая лексику русского народа, можно узнать историю народа. Поэтому можно с уверенностью сказать, что народ и язык – единица неразделимая.

 

Задание 4. Допишите сочинениие-рассуждение по высказыванию «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский)

Ключ:

Размышляя над высказыванием И.И.Срезневского, я задумалась о роли русского языка и русского народа в истории. Я пришла к такому выводу: русский язык называют великим, а значит, и народ,  творец и носитель этого языка тоже великий!

Попытаемся доказать это на примерах. Во-первых, русский язык — единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.  Я думаю, это и есть доказательство признания авторитета русского народа на международной арене.

Во-вторых, в возрастании роли русского языка немаловажную роль играет тот факт, что  это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев.

Таким образом, приведённые примеры свидетельствуют  о том, что народ и язык неразделимы. Великий народ создал великий язык, иными словами, великий язык принадлежит великому народу.  Поэтому огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

 Задание 5. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию  «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский)

        «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь». Так писал великий русский писатель А.Н.Толстой.  Действительно, самая большая ценность народа — язык, на котором он говорит и думает.

Докажем это на примерах. Во-первых, на мой взгляд, именно в языке отражаются национальные черты характера народа. Возьмём такие черты русского характера, как доброта, жалость, сострадание. Они находят выражение в особой, типично русской форме приветливости, в таких словах, как «родненький», «родименький». Слова эти трудно переводимы на иностранные языки, где не найти и слов «доченька», «сынок».

В качестве второго аргумента  вспомним сцену разговора Андрея Соколова, главного героя шолоховского рассказа «Судьба человека» с мальчиком-сиротой Ванюшей. Вот как она проходила с его слов: «Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец». Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка, родненький!..».   «Папка, родненький…»  Если уберём эти слова -  сцена лишится той пронзительной душевности, от которой горло перехватывает.

       Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что «каждое слово языка, каждая его форма есть результат  мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». История русского языка, по убеждению В. Кюхельбекера, «раскроет... характер народа, говорящего на нем».

Мне кажется, именно  неделимость народа и его языка  подчёркивал К.Ушинский в следующих словах: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

Ключ:

Я согласна с приведёнными аргументами. Они раскрывают содержание тезиса. Для аргументации автор привёл такие слова, как  «родненький», «родименький», подчёркивающие черты русского характера. В качестве второго аргумента привёл эпизод из рассказа Шолохова «Судьба человека», душевность  которого зависит от неподлежавших переводу русских слов, тем самым доказывая, как в определённых ситуациях народ мыслит и говорит на родном языке.

Задание 6. Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский), проанализируйте его по критериям, приведённым в сборниках по ГИА.

Высказывание И.И.Срезневского не оставило меня равнодушной.

Я думаю, раскрыть этот тезис помогут высказывания великих людей. Во-первых, хочу обратить внимание на высказывание А.Ф.Мерзлякова. «Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать – всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека», - писал он. Обнять и постигнуть мысленное око.…  А за мыслями – конкретные люди, целый народ. Эта фраза ещё раз доказывает, что народ и язык – единица неразделимая.

Во-вторых, слова П.А.Вяземского подтвердят единство народа и языка: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной».

        Таким образом, приведённые высказывания подтверждают, что  язык возникает одновременно с нацией, является ее творением, а также органом оригинального мышления нации. Как писал основоположник языкознания В. Гумбольдт, "язык есть дыхание, сама душа нации".

Ключ:

В данном сочинении экзаменуемый дал обоснованный ответ на данный тезис.

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента на поставленный тезис, но второй  аргумент не прокомментировал.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Задание 7.  Выпишите одно из заключений и  напишите сочинение – рассуждение по высказыванию «Народ и язык – единица неразделимая» (И.И.Срезневский)

Заключение 1.

 Я согласна с мнением  Срезневского в том, что народ и язык – единица неразделимая. В языке отражена сложная и длительная история формирования русской нации, дальнейшее развитие истории и культуры русского народа.

Заключение 2.

. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками ООН.

Заключение 3.

      Таким образом, язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Ключ:

Отражается ли в языке становление нации, историческое развитие народа, носителя данного народа? Можно ли утверждать, что народ и язык – неразделимы?

По-моему, прав И. Срезневский, выразивший мысль о единстве народа и языка. Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Действительно, русский народ – творец русского языка. Примером могут послужить замечательные произведения устного народного творчества, не утратившие своего значения и по сей день. Это былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Если взглянуть на роль русского языка с высоты сегодняшнего дня, то он является языком международного общения, входит в число рабочих языков ООН, на нём пишутся важнейшие  мировые документы, международные соглашения. Не это ли доказательство совершенства русского языка? Не это ли доказательство международного авторитета русского народа? Не в этом ли проявляется сила и мощь русского народа – носителя русского языка?

        Возрастающая роль русского языка в современном мире определяется его мощью и величием. Русский Язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам.

     Таким образом, язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

     Задание 8. Прочитайте два высказывания и аргументы. Для аргументации какого высказывания они подойдут?

    Высказывание 1.   «Народ и язык – единица неразделимая». (И.И.Срезневский).

             Высказывание 2.  «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности». (Карамзин).

            Аргумент 1.

Суффиксы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.). Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное.

Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное. Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.

Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего.

Аргумент 2.

      По количеству слов имя существительное самая представительная часть речи, почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. * Так, например, в … предложении прочитанного мною текста из (указать количество ) слов (указать количество)  - это имена существительные. **

Аргумент 3

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ -- творец и носитель этого языка. Например, В 45-м Советская Россия — СССР — спасла тысячелетнюю Россию и все человечество. Она повергла в прах фашистскую диктатуру капитала. Великое русское слово было порукой её духовной победы над врагом. Оно было на стороне социализма. Оно светоносно и сегодня

         Ключ:

          Аргумент 3 подойдёт для аргументации высказывания 1, аргументы 1-2 – для аргументации высказывания 2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...