Наблюдения над порядком слов при изучении синтаксиса.
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Презентация помогает показать, как особое расположение слов становится основой выразительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_nad_poryadkom_slov.pptx137.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдения над порядком слов при изучении синтаксиса . Учитель Ершова С.А. Словорасположение есть одна из великих тайн слога. И.И.Давыдов

Слайд 2

Цели и задачи. Цели: углубление знаний по синтаксису; воспитание вдумчивого читателя. Задачи: подвести учащихся к осознанию того, что порядок слов в русском языке обладает гибкостью; показать характерное для каждого члена предложения место в высказывании; дать понятие прямого и обратного порядка слов; показать, как особое расположение слов становится основой выразительных средств.

Слайд 3

Прочитайте и понаблюдайте, как меняется смысл предложений в зависимости от положения местоимения себя. А если всё же уйти от себя? Хватит о себе? Я ничто, я люблю лишь себя в хирургии, я люблю себя лишь в хирургии, лишь я люблю себя в хирургии. (Ю. Крелин )

Слайд 4

Задание для 1 группы: укажите, какие перестановки слов вообще нельзя сделать в предложениях. На берегу вертелись на злых лошадёнках два молодых киргиза. (Паустовский) 2) За большим с резными ножками столом сидело четверо.(Н.Островский).

Слайд 5

Задание для 2 группы: Влияет ли местоположение числительного на смысл высказывания? Почему? 1)Минуты две проходят в молчании. (Чехов) Десять секунд показались мне за целый час (Л.Толстой) 3)А в лесу десять всадников нахлёстывали лошадей.(Н.Островский) 4) Штук шесть громадных степных овчарок вдруг(…) бросились навстречу бричке.(Чехов)

Слайд 6

Понаблюдаем над подлежащим и сказуемым.Поменяем их местами. В каких предложениях особая смысловая нагрузка падает на сказуемое? Какое место в предложении оно занимает? 1) Хаджи-Мурат ехал шагом. (Л.Толстой) 2) Оглянулся Жилин на свою лошадь(Л.Толстой). 3) С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника.(Пушкин) 4)Холодные тучи лежали на вершинах гор.(Лермонтов) 5) Наступил длинный осенний день(Чехов).

Слайд 7

Инверсия – обратный порядок слов.

Слайд 8

. В некоторых случаях подлежащее ставится после сказуемого, и такой порядок является нормой. В авторских словах,разрывающих прямую речь. -Вот,- вздыхает Никифор,- отдыхает земля.(Паустовский).

Слайд 9

В авторских ремарках. Входит царица,в большом наряде, и, поклонившись Иоанну,останавливается … (А.К.Толстой)

Слайд 10

В описаниях, сообщающих о существовании явления, состояния природы. Пришла зима, и, крутясь,загудели метели. (Серафимович)

Слайд 11

Определения. Найдите определения, укажите морфологические средства их выражения.В каких высказываниях определение занимает нормативное положение?При каком порядке слов признаки лица или явления оказываются более выделенными?

Слайд 12

Какое из определений - согласованное или несогласованное - легче подвергается инверсии? 1)Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. (Пушкин) 2) Улица пустая вообще производит ужасное впечатление.(Булгаков) 3) Мы вошли в крошечный двор при соборе.(Паустовский) 4) Неопределенного возраста худенькая женщина в стёганой кацавейке выстукивала что-то на машинке.(Леонов)5) В столице установилась дождливая, с переменным ветром погода.(Леонов)

Слайд 13

Опишите оттенки смысла, присущие второму предложению из каждой пары. 1).Над воротами возвысилась вывеска,изображающая дородного амура с факелом в руке(Пушкин) . – Вывеска, изображающая дородного амура с факелом в руке, возвысилась над воротами. 2).Перед графинею стоял незнакомый мужчина.(Пушкин) – Незнакомый мужчина стоял перед графинею. 3).На стене висели два портрета(Пушкин).- Два портрета висели на стене.

Слайд 14

Каждое второе предложение имеет инверсионное расположение слов. Докажите, что обратный порядок слов обусловлен смыслом предшествующего предложения. 1) В самом серьёзном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел.(Л.Толстой) 2)Весь дом ещё спал, стоя в сухом ослепительном свете. Не спал один старый хозяин.(Бунин)

Слайд 15

Наряду с инверсией выразительными средствами являются параллелизм и хиазм. Синтаксический параллелизм – соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях. Хиазм – зеркальное расположение слов в частях сложного предложения.

Слайд 16

В каких высказываниях используется параллелизм,а в каких – хиазм? 1)Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды,и звуки понемногу затихли в станице(Л.Толстой). 2) Листопадом шуршала осень, зима наливалась морозом,снегами .(Шолохов) 3)Ужель меня несчастней нету / И нет виновнее его?(Лермонтов) 4)Твой ум глубок,что море,/Твой дух высок,что горы.(Брюсов) 5) Когда умирают травы – сохнут,/Когда умирают солнца – гаснут,/Когда умирают люди – поют песни.(В.Хлебников)

Слайд 17

Напишите пейзажную зарисовку на тему «Закат солнца».Употребите в ней хиазм, инверсию. Проявляйте чувство меры.

Слайд 18

Естественный порядок слов может изменяться, когда нужно придать какому-либо слову большую выразительность. А.Востоков

Слайд 19

Использованные интернет-ресурсы: http://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&hs=gmr&rls=ru.yandex:ru:official&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=ndh9T66aM8GUOqvYvMEM&ved=0CC8QsAQ&biw=1280&bih=837


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий

Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием  приёмов компетентностного подхода  на осн...

изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале

Подборка предложений различных конструкций  на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...

изучение синтаксиса сложного предложения на региональном материале

вторая часть дидактического материала к урокам русского языка по изучению синтаксиса сложного предложения на материале поэтов и писателей Донского края...

«Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода»

Статья «Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода»...

«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс

Данный урок  формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе  и особенностей культуры, ...

Отработка порядка слов в предложении. Повышенный уровень.

Материал на отработку порядка слов в предложении:  алгоритм выполнения заданий на комбинаторику, примеры, образцы составления смысловых и грамматических групп, задания на отработку. Предложения в...