Лингвистический марафон "О языке - занимательно"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Кликунова Елена Петровна

Внеклассное мероприятие "О языке - занимательно" предназначено для учащихся 5 - 7 классов. Мероприятие расчитано на игру двух команд, при этом без внимания не остаются и зрители: им также предлагается выполнить несколько заданий и поиграть в различные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_marafon.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический марафон «О языке – занимательно!»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 5 – 7 классов.

Учитель: Кликунова Е.П.

Ведущий: Добрый день, дорогие участники и гости нашего праздника! Сегодня мы приглашаем всех вас принять участие в лингвистическом марафоне. Девиз нашего мероприятия «О языке – занимательно!», и мы надеемся, что сегодня вы узнаете много нового о русском языке и вам не будет скучно.

   Итак, в нашей сегодняшней игре принимают участие две команды: команда «   .» и команда « .». Но это не значит, что все остальные будут бездельничать. Для них подготовлена  своя конкурсная программа, которая также будет оцениваться жюри.

  1. Представление команд.

  1. Разминка. (отвечаем «ДА» или «НЕТ» :  поднимаем зеленый кружок, если «Да», и красный, если «Нет»)

  1. «Очередь в алфавите»

  1. Буква Х в алфавите перед Ц? (да)
  2. Буква Р в алфавите после Т? (нет)
  3. Буква Щ в алфавите после Ъ? (нет)
  4. Буква С в алфавите перед П? (нет)

  1. «Одна или две»

  1. В слове перрон две Р? (Да)
  2. В слове драматический две М? (Нет)
  3. В слове кристалл одна Л? (Да)
  4. В слове перила две Р? )

  1. «Есть или нет»

  1. В слове опасный есть непроизносимый согласный? (Нет)
  2. В слове чудесный есть непроизносимый согласный? (Нет)
  3. В слове чувствуешь есть непроизносимый согласный? (Да)
  4. В слове участвуешь есть непроизносимый согласный? (Нет)

  1. «Какая буква?»

  1. В слове чуял перед л – я ? (Да)
  2. В слове слышал перед л – е ? (Нет)
  3. В слове клеил перед л – я ? (Нет)
  4. В слове видел перед л – и ? (Нет)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы неплохо справились с первым заданием. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию следующий конкурс – ФОНЕТИЧЕСКИЙ. Давайте с вами вспомним, что изучает фонетика? Конечно, звуки речи. Я предлагаю вам вспомнить все фонетические законы и выполнить упражнение.

Конкурс «Фонетический».

  1. Прочитайте слова, затем произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова у вас получились?

Лён – (ноль)                            Люк – (куль)

Лей – (ель)                               Ток – (кот)

Лоб – (пол)                              Шёл – (ложь)

Шей – (ешь)                            Лёд – (толь)  

Ведущий: Пока команды выполняют свои задания, я предлагаю нашим зрителям поиграть. Ближайшим другом Фонетики является… ? Графика! И мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется «Любопытный». Я сейчас буду быстро задавать вопросы, а вы должны будете так же быстро на них отвечать. Вся сложность в том, что все слова, которые вы будете произносить, должны будут начинаться с одной и той же буквы.

Игра «Любопытный»

Буква «А»

- Как тебя зовут? (Андрей)

- Как твоя фамилия? ( Азбукин)

- Из какого города ты приехал? ( из Астрахани)

- А  растет в твоем родном крае? ( арбузы)

- А еще что? (абрикосы)

- Какие птицы водятся?  (аисты)

- А на чем ты поедешь обратно (на автобусе)

- Какой подарок привезешь маме и папе? ( астры и альбом)

Буква «Г»

- Как тебя зовут? (Гена)

- Как зовут твою сестру? (Галя)

- Где ты живешь? ( в городе)

- Кто ты по национальности? (грек, грузин)

- В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

- Марка твоей машины? (Газель)

-  Где сейчас твоя машина ? (в гараже)

- Твой любимый фрукт? (гранат, груша)

Буква «М»

- Как тебя зовут? (Миша)

- Где ты живешь? ( в Москве)

- Кем работает твой папа? ( моряк)

- Твое любимое животное? ( медведь )

- Что ты любишь из еды? (мороженое)

- Кого ты боишься? (милицию)

- Куда поедешь отдыхать летом? (на море)

- Как называется твой любимый школьный предмет? (математика, музыка)

 

Конкурс «Словообразовательный».

Ведущий: Для участия в следующем, Словообразовательном,  конкурсе, мы приглашаем капитанов команд. По подсказкам, которые вам даны, вы должны отгадать слова.

______________________________________________________________________

 

  1. Отгадайте слово: Его корень есть в слове снежинка, приставка – в слове подъехал, суффикс- в слове лесник, окончание в слове ученики.

Запишите это слово: _______________________

  1. Выпишите в три колонки слова, соответствующие схемам:

Привокзальный, конфетка, подъезды, подснежник, предгрозовой, лисонька, домик, закричу, подход.

___________________________________________________________

1. Отгадайте слово:  Его корень есть в слове моряк, приставка – в слове привёз, суффикс- в слове городской, окончание в слове летний.

Запишите это слово: _______________________

  1. Выпишите в три колонки слова, соответствующие схемам:

Привокзальный, конфетка, подъезды, подснежник, предгрозовой, лисонька, домик, закричу, подход.

___________________________________________________________

Ведущий:    А я пока проверю, насколько внимательно участники нашего марафона читали газету «Кое-что о школе». Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Как дословно переводится с греческого слово «Сколе»? (досуг)

2. Из какого языка к нам пришло слово КАНИКУЛЫ ? (из латинского)

3. Каракуль – мех и каракули на письме – это слова – родственники? (Нет) Докажите.

4. Что обозначает корень – шиб-? (бросок, удар) В каком школьном слове он имеется?

5. Переведите на французский язык словосочетание «Носить листы». Какое слово получилось? (портфель)

6. Что общего между пером и пеналом? (перо по-латыни – пенна)

7. Насколько древнее слово – тетрадь? (11 век)

8. Слова «Упражнение»  и «праздник» как- то связаны?

Конкурс «Морфологический»

Ведущий:  Давайте для начала вспомним, что изучает морфология?

Сейчас каждой команде мы предложим слово из 10 букв. Вспомните все части речи и попробуйте на каждую букву написанного по вертикали слова подобрать слова, являющиеся разными частями речи.

Т  - ты (мест)                          Л – ли (част)

Р  - разве (част)                      И -  или (союз)

У  - удивляться (гл)               Т -   три (числ)

Д  - десять (числ)                   Е – есть (гл)

О  - ох (междомет)                 Р – радостно ( нар)

Л  - легко (нар)                       А  - арбуз (сущ)

Ю  - юла (сущ)                        Т  - тот (мест)

Б  - без (предл)                        У  - у (предл)

И  - или (союз)                        Р – ручной (прил)

Е  - еловый (прил)                  А  - ай (междомет)  

Ведущий: А для болельщиков мы предлагаем Орфографический конкурс.

Конкурс «Синтаксический».

Ведущий: Одними из самых сложных разделов русского языка являются Синтаксис и пунктуация. Что изучается в этих разделах?

   Командам сейчас предстоит расставить знаки препинания  всего в одном предложении, выполнив при этом условие, оговоренное в задании.


  1. Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание:

 «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую.»

Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

________________________________________________________________

  1. Однажды король решил наградить своего повара за прекрасный обед, дал ему записку и направил к казначею. Хитрый казначей прочитал:

«Наградить часами серебряными, фигурами пастухов украшенными»,

перенес запятую, изменил одну букву – и награда сильно упала в цене. Как исправил записку казначей?

__________________________________________________________________________

Ведущий : Для болельщиков у нас тоже есть задание. Все вы знаете, что общаемся мы не с помощью отдельных слов, а посредством предложений, которые, конечно, состоят из слов, словосочетаний. Попытайтесь из данных слов (изменяя их форму, порядок следования) составить как можно больше предложений. Вот эти слова:

Бабушка,   внучка,   письмо,   ласковый,   написать

(1. Ласковая бабушка написала внучке письмо.

2. Ласковая внучка написала бабушке письмо.

3. Бабушка написала внучке ласковое письмо.

4. Внучка написала бабушке ласковое письмо.

5. Внучка, напиши бабушке ласковое письмо.

6. Ласковая внучка, напиши бабушке письмо.)

Конкурс «Лексический»

Сценка «Нормально»

Ведущий: Ребята, всем вам, наверно, знакомо имя Владимира Ивановича Даля. А знаете ли вы, что он является автором не только «Толкового словаря живого великорусского языка», но и автором сборника «Пословицы русского народа», куда вошло 30130 пословиц. Каждую пословицу Даль записывал  на узких полосках бумаги, он называл их «ремешками». Эти ремешки он вклеивал в тетради, предназначенные для сбора пословиц. !80 тетрадей, куда Даль вклеивал ремешки – это 180 тем. Среди них «Ум – глупость», «Народ – мир», «Правда – кривда» и др.

Следующее испытание, которое мы вам хотим предложить, связано с пословицами.

Задание командам: Собери «рассыпавшуюся» пословицу.

Не, рубить, чай, дрова, пить

Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим

Выспишься, и , как, постелешь, так,

Бездонную, водой, кадку, наполнишь, не

Задания болельщикам «Собери ремешки»

Кто пахать не ленится,   !   у того и хлеб родится.

Не спеши языком,   !   торопись делом.

Не пеняй на соседа,  !   когда спишь до обеда

У ленивого, что на дворе,   то и на столе

На печи лежать     !   так и хлеба не видать

На одном месте лежа   !  и камень мхом обрастет

У ленивой пряхи  !  и для себя  нет рубахи

Лентяй праздники знает   !  да будней не помнит.

  Ведущий: И в заключении нашего марафона мы проведем блиц – конкурс.

В течение 2 минут я буду задавать вопросы команде, вы быстро на них отвечаете. Если вы не знаете ответ на вопрос, говорите «Дальше»

Вопросы 1 команде.

  1. Что общего между деревом и стволом? (слог во)
  2. Как написать ГЛАЗ тремя буквами? (око)
  3. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)
  4. В каком слове 100 гласных? (стоя)
  5. В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)
  6. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  7. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)
  8. Почему среду называют средой? (середина)
  9. Есть ли у земли лицо? Докажите.(стереть с лица земли)
  10. Какую букву нужно спрятать за местоимение, чтобы получить животное? (за я Ц)
  11. Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать человеческую речь без помощи провода? (ради О)
  12. Ковер для борьбы дзюдо? (татами)
  13. Сборник географических карт и таблиц (атлас)
  14. Большой вязаный платок (шаль)
  15. Место, где скрещиваются улицы (перекресток)
  16. Где сухого камня не найдешь? (в воде)
  17. Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья)
  18. Как называют ведущего концерта? (конферансье)
  19. Что значит «сидеть сложа руки» (бездельничать)

Вопросы 2 команде.

  1. Чем кончается лето и начинается осень? (о)
  2. В названии какого дня недели есть удвоенная гласная? (суббота)
  3. В каких словах по 100 согласных? (стол, стон)
  4. В каком слове 40 гласных? (сорока)
  5. Какой город летает? (Орел)
  6. Как из трёх букв составить целую эпоху? (эра)
  7. Кто составил старославянскую азбуку (Кирилл и Мефодий)
  8. Почему вторник называют вторником?
  9. Есть ли ноги у книги? Докажите (Да, если держишь ее вверх ногами)
  10. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? ( за Л)
  11. В каком слове насчитывается пять букв О? (опять)
  12. Площадка для бокса (ринг)
  13. Эмблема государства (герб)
  14. Высший спортивный показатель (рекорд)
  15. У какого слона нет хобота? ( у шахматного)
  16. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе)
  17. Когда мы мальчика называем женским именем? (соня)
  18. Как называют коллекционера монет? (нумизмат)
  19. Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)

Слово жюри: Подведение итогов игры.

Ведущий:  

Вот и закончен наш марафон. Очень хочется, чтобы все, что вы здесь услышали, убедило вас в неисчерпаемости Слова, побудило к дальнейшему изучению его необъятного мира.

Писатель Лев Васильевич Успенский назвал одну из своих книг  «По дорогам и тропам языка». Шагайте же упорно и неутомимо по этим дорогам, и они приведут вас к Знанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии

Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...

Командная игра по русскому языку «Лингвистический марафон» (5 КЛАСС)

Цель игры: систематизировать  и обобщить знания учащихся по грамматике и орфографии, прививать интерес к русскому языку, развивать умение действовать в группе. Данная игра может использоваться ка...

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного о глаголе. Лингвистический марафон".

Данный урок является заключительным по теме "Глагол". Занятие построено в форме лингвистического марафона....

Задания для внеклассного мероприятия "Лингвистический марафон" (станция - Английский язык)

Задания для внекласного мероприятия "Лингвистический марафон" (станция - Английский язык)...

ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАРАФОН" 7 класс

Учебно-методическая разработка по русскому языку для внеклассного мероприятия : игра "Лингвистический марафон" для учеников 7 класса...

Лингвистический марафон разработка урока в 5-6 классах в рамках Недели английского языка

Лингвистический марафон Методические цели занятия: 1. Проверка уровня знаний студентов по теме Present Simple и Present Progressive и навыков употребления глаголов в указан ных временах....


 

Комментарии

Нестерова Ольга Анатольевна

Работа очень интересная и объемная. Материал представлен по различным разделам русского языка и может быть использован и на уроках, во внеклассной деятельности. Молодец!