Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Генералова Надежда Петровна

Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_izuchennogo_po_teme_glagol.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ГЛАГОЛ.

Надежда Петровна Генералова

ГБОУ СОШ №1374 с углубленным изучением английского языка

г. Москва

Русский язык

5 класс

Место проведения: класс

Повторение изученного в начальной школе.

Глагол

Цели урока:

общеобразовательная: повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, правил правописания  ться-тся;

воспитательная: воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, малой родине, к слову;

развивающая: развитие памяти, умение обобщать материал, развитие речи;

  1. Организационный момент. Учитель читает стихотворение.

Лес мой — рядом,

Путь не длинный,

И покой, и тишина.

Это — остров мой Лосиный,

Заповедная страна.

Сегодня, ребята, на уроке мы повторим то, что вы знаете о глаголе из начальной школы, и поговорим о месте, где мы любим гулять, наблюдая за белками, где мы легко можем встретить семейство лосей, где мы зимой катаемся на санках, лыжах, а летом на велосипедах. Это… наш Лосиный остров!

  1. Теоретический материал.

Назовите глаголы в стихотворении, которое я прочла? Их нет. Как вы догадались? Как же отличить глагол от других частей речи?

1. Вопросы глагола.

2. Что обозначает глагол.

3. Чем является в предложении.

Слов в русском языке очень много. Подсчитано, что на первом месте по частоте использования стоят слова, которые обозначают предметы (существительные), а на втором месте слова, которые обозначают действия предметов (глаголы).

  1. Игра на умение на слух определять глагол.

(Когда я назову глагол, нужно хлопнуть в ладоши, если назову существительное, - молчать). Назовите слова, которые могут быть и глаголом, существительным. Запишите их.

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, гололед.

4. Как изменяются глаголы?

Приведите примеры глаголов в настоящем, прошлом и будущем времени?

Перед каждым учеником текст. Прочитайте загадку, где использован глагол в прошедшем, настоящем и будущем времени. Кто описан в загадке? (Белка)

Проворная Зв…рюшка

Ж…вет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала гр…бок,

Нан…зала на сучок,

Заг…товит впрок.

Выпишите словосочетания с глаголами, определите время. Проверка текста. (Учитель проверяет 3 тетради. Пока учитель проверяет, ученики разбирают первое предложение, 1 ученик на доске. Предложение уже записано учителем. Коллективная проверка).

Сделайте вывод, помните ли вы времена глагола, или вам, может быть, надо их подучить.

 

5. А теперь давайте вспомним орфограммы глаголов. Запишите под диктовку, объясните письменно орфограммы (1 ученик у доски).

Лось, шагая сквозь тайгу,

Пот…рял р…га в сн…гу.

Вел…ка вокруг т…йга –

Как отыщешь в ней р…га?

Только лось нисколько даже

(Не) горюет о пропаже.

- Ничего,- см…ется лось,-

К лету вырастут, авось..

(Учитель проверяет 2 тетради. Взаимопроверка в классе. 1 ученик у доски проверяет работу).

Назовите глаголы из загадки. В каком времени они употреблены? А в каком числе?

Прочитайте стихотворение выразительно. Понравилось оно вам? Почему?

6. Правописание орфограммы ться-тся

Посмотрите в учебник (стр. 31), внизу, прочитайте. На какое правило записаны предложения?

Сформулируйте правило (проверьте себя, прочитав правило).

7. Послушайте небольшой текст из истории Лосиного острова. Запишите по памяти.

Иван Грозный любил охотиться в Лосином острове на медведей. При царе Алексее здесь устраиваются охоты на сокола и другую дичь.

(В его правление появляются охотничий домик и пруды)

(Учитель берет на проверку 3-4 тетради).

         8. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”
- Как они называются?

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – Все в действие придет.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растет.

- И все это выполняет … глагол.

Оценки за урок (около 10-12 оценок).

         9. Рефлексия:

Скажите, пожалуйста, вспомнили вы, что изучали в начальной школе о глаголе? Если вспомнили легко, поднимите обе руки вверх, если наполовину, не уверены в ответе, то одну руку, если было нелегко, не поднимайте руки. Спасибо.

        10. Домашнее задание:

Упражнение 78 продолжить, выучить правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс

Презентация к уроку   "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе".  Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...

5 класс. "Повторение изученного в начальной школе"контрольные диктанты

диктанты по теме "Повторение изученного в начальной школе"...

Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой

Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...

Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).

Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)

Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...