Урок- исследование в9 классе.
занимательные факты по русскому языку (9 класс) по теме

данный урок соответствует современным требованиям преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - исследования в  9 классе.

Тема урока: фразеологизмы и фразеологические синонимы.

Цели урока: формирование умения находить фразеологизмы в тексте и подбирать к ним фразеологические синонимы, подходящие по смыслу;совершенствовать полученные знания, высказывать собственные суждения, делать выводы; закрепление умения использовать фразеологизмы и фразеологические синонимы в речи с целью её обогащения.

Оборудование: компьютер, мультимедийное обеспечение урока.

               Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

   - что такое фразеологизмы?

   - что такое фразеологические синонимы?

   -на какие группы по сфере употребления и эмоционально - экспрессивной окраске делятся фразеологизмы  и фразеологические синонимы?

   - что такое крылатые слова?

3. Исследование языкового материала.

В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов( бить баклуши, спустя рукава, попасть впросак, сматывать удочки и т.д.).Значение этих сочетаний не складывается из значений отдельных входящих в них слов и могут быть истолкованы подобно значениям одного слова: бить баклуши - бездельничать, спустя рукавыа- небрежно. Фразеологизмы по значению близки к словам.Сегодня на уроке мы это выясним.

Слайд№1*

Итак, перед вами ряд фразеологизмов. Сравним их с приведенными свободными сочетаниями, где каждое слово сохраняет свое собственное значение. Мы видим, что фразеологизмы по значению                           и употреблению близки к словам. Соотнесенность фразеологизмов со словами выражается в том, что слова и фразеологизмы могут образовывать один синонимический ряд.

Слайд№2*. Фразеологизмы могут быть разделены на группы соотносительно с частями речи.

Слайд№3.*

По сфере употребления и по эмоционально - экспрессивной окраске фразеологизмы могут быть разделены на те же группы, что и слова.

Выделяются фразеологизмы книжные. Слайд№4.*

Разговорные. Слайд№5*.

Просторечные. Слайд№6.*

Эмоционально - экспрессивной окраской с положительной характеристикой.Слай №7.*

С отрицательной эмоциональной окраской. Слайд№8.*

Особую группу составляют крылатые словаи и выражения. источники крылатых слов и выражений. Слайд№9, №10.*

4. Закркпление материала.Для закрепления полученных знаний предлагаются учащимся отрывки из произведений И.А.Крылова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,  М.Е. С-Щедрина,А, Грибоедова.

Класс работает самостоятельно, разбившись на группы.

Задание: найти в текстах фразеологизмы, крылатые слова.К найденным фразеологизмам подобрать фразеологические синонимы, подходящие по смыслу, объяснить их значение. Ответы заслушиваются.

5. Домашнее задание: подобрать фразеологизмы и фразеологические синонимы к словам вдали, веселиться, рыба, сор, заяц.

6.Рефлексия.

   - ребята, чему вы научились на уроке?

   - с какой целью используются в речи данные слова?

   - сможете ли вы использовать в своей речи фразеологизмы и крылатые слова?

* Языковой материал учитель может подобрать на своё усмотрение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Измерение-основа техники!" Урок-исследование. 7 класс

Материал поможет спланировать исследовательскую работу учащихся на уроке физики....

Система линей ных уравнений. (урок-исследования 7 класс)

Данный урок является  вторым  в теме «Система линейных уравнений» (программа Ю.Н. Макарычева, учебник «Алгебра 7 класс.» под редакцией С.А. Теляковского).  Цель этого урока ...

Сила патриотической песни (урок-исследование, 3 класс)

Методическая разработка №3урока мужества по теме: «Сила патриотической песни» для учащихся 3-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России!»...

Урок - исследование 8 класс. Теплопередача и работа.

Урок – исследование – это «переоткрытия» уже открытого в науке, но для обучающихся это познание еще не познанного. Такие уроки воспитывают любознательность, творческое отношение к любому труду, интере...

Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх, интегрированный урок - исследование, 8 класс

Цель урока: приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни....

Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...