Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

УРОКА -  ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО ЛИТЕРАТРЕ В 10 КЛАССЕ

      Тема .               КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В РОМАНЕ

                                И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ.

Цели:      Путём включения школьников в проектную деятельность:

  1. обеспечить обобщение и систематизацию знаний  учащихся о жизненном и творческом пути И.С.Тургенева;
  2. способствовать целенаправленному изучению, анализу содержания романа И.Тургенева «Отцы и дети»;
  3. продолжить формирование умения собирать и систематизировать материал , сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
  4. содействовать развитию творческих способностей, речи детей;
  5. способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и      обогатиться новыми знаниями.

Возраст учащихся: 10 класс.

Время работы над проектом: 2 часа.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и справочная литература, компьютеры, Интернет-ресурсы.

Мотивация к познанию, работе: достаточный запас знаний по теме, личный интерес учащихся, желание самореализации.

Предполагаемые «приращения»: новый взгляд  на тему и  содержание (через заглавие романа выйти к основному конфликту и системе образов и понять, с помощью каких средств создается он (образ)  и определяется авторское отношение к главным героям романа).

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Этапы:

  1. ПОДГОТОВКА.

        Учащимся предлагается подготовить дидактическое пособие (собрать досье) по теме «Главные герои романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», для того чтобы систематизировать воедино материал по теме; собранная информация станет ключевой для понимания основного конфликта в романе.

Отличительной особенностью данного пособия является то, что ученики в процессе работы над темой  составляют не просто собранную воедино информацию, а подкрепляют ее цитатами из текста, что способствует более глубокому анализу содержания.   Дидактическое пособие должно помочь учащихся в дальнейшем для работы по изучению романа; собранный материал станет   хорошим подспорьем для промежуточной аттестации в 11 классе и для сдачи ЕГЭ.

        На заключительном уроке предполагаются презентации коллективных  творческой работ. Далее определяются разделы темы и цели проекта (обобщение и систематизация знаний  о романе).

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ.

     Определив задачи,  ребята делятся на   7 групп,  назначаются руководители групп. Они приглашаются учителем на консультацию до проведения урока, а затем сами консультируют своих товарищей, т.е. каждый член творческой группы получает свое задание. В каждой группе назначаются рецензенты (1-2 человека). Они выслушивают защиту проекта и составляют отзыв (если четко организовать предварительную работу, то все ученики будут заняты интересной работой). Работа рецензента строится так: рецензент первой группы оценивает работу второй, рецензент второй – работу третьей и т.д.

1 группа (2 человек): «Тургенев о своем романе» (экскурс по переписке И.С.Тургенева);

2 группа (5 человек): «Досье на Евгения Базарова» (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку).

3 группа (5 человек): «Досье на Василия Ивановича Базарова» (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку).

4 группа (5 человек): «Досье на Аркадия Кирсанова» (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку).

5 группа (5 человек): «Досье на Николая Петровича Кирсанова»  (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку).

6 группа (5 человек): «Досье на Павла Петровича Кирсанова» (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку).

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель корректирует работу учащихся.

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ.

     Ознакомление школьников со справочной литературой, обучение умению работать со справочной литературой (аналитическое чтение, составление таблиц, схем, конспектирование). Собирается и обсуждается информация по теме. Выполнение проекта сопровождается просмотром художественного фильма В.Никифорова «Отцы и дети», фотографиями, картинками, краткими описаниями и т.д. Учитель помогает составить эскиз пособия, корректируя предложенные варианты.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

         Оптимальные варианты обсуждаются, учащиеся формулируют выводы. Результатом исследовательской деятельности по теме – создание  дидактического пособия. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИИ.
  1.   Результаты представляются в виде творческой работы «Тургенев о своем романе» (материалы переписки И.С.Тургенева)» (см. приложение № 1); «Досье на Евгения Базарова» (см. приложение№3); «Досье на Василия Ивановича Базарова» (см. приложение№4);  «Досье на Аркадия Кирсанова» (см. приложение№5); «Досье на Николая Петровича Кирсанова» (см. приложение№6); Досье на Павла Петровича Кирсанова» (см. приложение№7).
  2. Дидактическое пособие « Главные герои романа  И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

     Участники проекта оценивают активность в работе, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование инновационных технологий, (метод проектов, внедрение продукта «КМ-школа», компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися, способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы  с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с учителем.

    В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и литературе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ.

              Предложенный  урок нацелен на понимание того, что главное в проведении его – художественный текст, слово писателя, а отсюда  задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора. Обязательным элементов является работа по  привлечению  документальных свидетельств и мемуаров современников, стремление к насыщенности урока самостоятельной творческой деятельностью обучающихся.

     Важно отметить, что  в уроке  представлена технология проектирования учебно - познавательных барьеров. При этом учебно-познавательные барьеры рассматриваются как эффективное средство, активизирующее речемыслительную деятельность учащихся, повышающее их мотивацию к выстраиванию личностной образовательной траектории, в формировании коммуникативной компетенции школьника.

В     современной      научной     литературе     учебно-познавательные     барьеры рассматриваются:

а)        в качестве структурного элемента творческой деятельности учащихся (Н.А.
Менчинская, Г.А. Баллард);

б)        основного элемента и сущности  характеристики учебно-познавательной
деятельности (Д.Н. Богословский, A.M. Матюшин);

в)        критерия создания проблемной ситуации (И.Я. Лернер) и т.д.

Для активизации учебно-познавательной деятельности школьников на основе использования учебно-познавательных барьеров необходимо определить виды проблемных ситуаций, а также соотнести их не только со структурой урока, но и с содержанием учебного материала.

 При конструировании ресурса учебно-познавательных барьеров следует опираться на  следующие положения:

  • если учащийся осознанно участвует в определении выбора методов, приемов и способов  получения новых знаний и закрепления старых, то их образовательная продуктивность существенно возрастает. А это возможно, если перед учащимися построить учебно-познавательные барьеры;
  •   к    повышению    учебной     мотивации,    речемыслительной    деятельности    и продуктивности усвоения новых знаний ведет первичность получения   учеником личного образовательного результата по сравнению с аналогичным  внешним образовательным стандартом;
  •   к   выстраиванию  учеником   личностно-значимой   системы   знаний,   адекватной действительности   к   образовательным   стандартам,      требует   самостоятельное, индивидуально - личностное познание им образовательных объектов   - правил, законов, алгоритмов действий и т.д., т.е решению познавательных барьеров;
  •   наличие в учебном процессе роли коммуникативно-познавательных барьеров, не умеющих однозначно предопределенных        решений    и    ответов,    увеличивает    интенсивность    и эффективность развития креативных качеств школьника.

СЦЕНАРИЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА.                   КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В РОМАНЕ

                                         И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ЦЕЛЬ: Познакомиться с отношением самого Тургенева к главным героям романа. Попытаться увидеть сложившееся противоречие между авторским замыслом и реально сложившимися образами. Понять, с помощью каких средств создаётся образ и определяется авторское отношение.

Форма проведения: презентация учебных проектов.

Оборудование:  на доске – портрет И.С.Тургенева,   творческие работы групп  (см. Приложение), на столе каждой группы – мини-таблицы для работы с материалом текста,  экранизация романа режиссера-постановщика В Никифорова (фрагменты используются во время защиты проектов), анкета «Рефлексия».

Ход урока

  1. Оргмомент.

Эпиграф к уроку:

Что же касается до меня,

то повторяю свою единственную просьбу:

напечатать «Отцы и дети» в одном номере.

Это совершенно необходимо,

 это условие sine qua поп( без ничего нет(лат.) ,

и Вы, вероятно, разделите моё мнение.

Разделённая, эта вещь потеряет 100 процентов''.

И. Тургенев

Словарная работа: герой, система образов, авторская позиция, истина.

II .  Целеполагание и мотивация.

Учитель: Роман Тургенева стал настоящим явлением русской жизни, на многие десятилетия обеспечив интерес к себе и своему творчеству. И сегодня он интересен читателю. Время написания романа тоже характеризует его избранность. Раскол в обществе, политическая борьба, уход с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» свое место, ожидание реформ.

Учитель моделирует первый учебно-познавательный барьер:

         Большинство современников не сумело и не захотело увидеть борьбу Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сделать идеологический  и человеческий выбор, встать на ту или иную сторону. Почему же это произошло? Возможно, объяснение нужно искать в философском аспекте: нет и не может быть верного ответа на вопрос, кто прав. С болью осознает поколение уходящих свою слабость, напрасно так уверено в своих силах молодое – в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего. Выполни ли Тургенев задачу, поставленную пред самим собой?

         В течение 2 уроков  мы с вами работали над созданием дидактического пособия по роману «Отцы и дети».

       Что это за пособие? Для чего можно  его  использовать?

( ответы учащихся) 

Это сборник можно использовать при подготовке к промежуточной аттестации, к ЕГЭ,  для написания творческой работы (сочинения) по литературе и для точного понимания основного конфликта в романе.

    Учитель. Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (понять, с помощью каких средств создается образ и определяется авторское отношение к герою.)

 На прошлом уроке мы познакомились с разноречивыми мнениями о героях романа Тургенева. Как же сам автор объяснял свою позицию?

Свою информацию представляет первая группа. Все обучающиеся в тетрадь записывают выдержки из выступления. (см. приложение№1)

Актуализация

После выступления группы учитель задет вопрос по прослушанному материалу: Какую позицию в этом споре современников занял сам автор и почему?

( ответы учащихся)

Учитель. Вначале, когда Тургенев только планировал написание романа, он знал, чего хотел, — открыто высказать всё, что наболело, возмутиться этими молодыми юнцами, глухими к красоте жизни и поэзии: «точно мертворождённые... это какие-то нравственные уроды». А потом произошёл естественный процесс созидания, рождения героя. И Тургенев полюбил его, как творение рук своих. Полюбил и постарался понять. Что же дальше? Похоже, автор сам не знал, что ему делать с Базаровым. Он и любил его, и осуждал. И старался понять, и не умел доказать другим (в том числе и себе) его историческую правоту. Умом он понимал неизбежность появления нового и тянулся к нему, но сердцем оставался с «отцами».

Учитель моделирует второй  учебно-познавательный барьер:

Учитель. Вы видите, как трудно понять истину, если даже сам автор противоречив в своих оценках. Но ведь помимо слов и объяснений автора, помимо его желания выразить словесно свою концепцию и объяснить свой замысел существует объективная реальность — текст романа.

                Что такое герой в понимании Тургенева? С помощью каких средств в художественной ткани текста автор выражает свою позицию? Какие средства помогают читателю понять авторскую позицию?

Ответы учащихся + коллективная работа с терминами и записью их определений в тетрадь: протрет, пейзаж, диалог, поступок, прямая авторская оценка, судьба, композиция.

     

           Учитель.  Вы убедились в том, что существует большое количество объективных показателей, дающих ответы на любые вопросы; правда, для этого нужно быть внимательным читателем. Анализируя любой из этих слоев, мы открываем для себя всю глубину авторского замысла, видим все связи и взаимодействия между героями, придаём значение деталям, особенностям речи, композиционным компонентам. Каждое художественное произведение требует своего ключа для раскрытия тайны.

Учитель моделирует третий  учебно-познавательный барьер:

          Учитель. Откроем роман Тургенева — и сразу убедимся, что, как и в прежних своих произведениях, он большую роль отводит героям, истории их жизни, их поступкам, судьбе. Давайте проверим, правильно ли ваше первое субъективное впечатление, посмотрим, как вы оцените главных героев романа Тургенева, не обращаясь к глубокому и обширному анализу объективных компонентов: композиции, речевых характеристик, авторских оценок, поступков и высказываний героев.

Применение учебного материала в новой учебной ситуации.

         Работа с таблицей (она записана на маркерной доске и на листках, на каждой парте). В ней указаны эпитеты, характеризующие (или могущие охарактеризовать) героев романа. Выберите характеристики, подходящие каждому герою, укажите галочкой, какого или каких героев они характеризуют. Положительные свойства отмечайте синим стержнем, отрицательные — красным. Подсчитайте количество синих и красных отметок в каждой колонке и запишите эти цифры. ( см. приложение№2). Проверка этого задания будет в конце урока

По мере выступления творческих групп, остальные обучающиеся, внимательно слушая, записывают  нужную информацию в тетрадях.

Презентация творческих работ групп:

2 группа (5 человек): «Досье на Евгения Базарова» (раскрыть детали портрета, сферу интересов, историю, судьбу  героя, обозначить характеристику данную другими героями,  прямую авторскую оценку) (см. приложение №3)

3 группа (5 человек): «Досье на Василия Ивановича Базарова».

(см. приложение №4)

4 группа (5 человек): «Досье на Аркадия Кирсанова».

(см. приложение №5)

5 группа (5 человек): «Досье на Николая Петровича Кирсанова».

(см. приложение №6)

6 группа (5 человек): «Досье на Павла Петровича Кирсанова».

(см. приложение №7).

Дидактическое пособие по теме урока  (см. приложение №8).

Основополагающий вопрос: Что выделяет, подчёркивает автор в каждом из героев?

 (ответы учащихся)

  1. Систематизация и обобщение.

           Прослушав творческие отчеты, каждый представитель команды выходит к доске и записывает  главные слова, характеризующие каждого героя. Запись будет выглядеть так:

Евгений Базаров. «Он нигилист». «Не в том ли состоит их преимущество, что в них меньше барства, чем в нас», «...страстное, грешное, бунтующее сердце». «Я нужен России... Нет, видно, не нужен».

Василий Базаров. «...надо трудиться самому».

Аркадий Кирсанов. «Я согласен с Евгением», «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан». «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..»

Николай Кирсанов. «Да ведь надобно же и строить». «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нём эту способность».

Павел Кирсанов. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... принятых... на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя». «Да он и был мертвец».

Учитель моделирует четвертый  учебно-познавательный барьер:

Учитель. Таким образом, анализ характеров героев даёт неоднозначный, примиряющий ответ. Но у нас в распоряжении есть ещё и другие элементы анализа: речевая и композиционная характеристики. Что это даёт нам? Обратимся к эпиграфу.

Это отрывок из письма И.Тургенева, которое он пишет 11 января 1861 года М. Каткову. Затем с подобной просьбой он обращается к Каткову ещё раз, 28 января.

Обратите внимание на хронологический принцип изложения событий в романе. Почему Тургенев выбрал такой жизнеподобный принцип? Только перед последней, XXVIII главой между событиями прошло полгода.

    Почему Тургенев требует напечатать роман в одном номере,  не разрывая его? Какова роль композиции? Как отношение автора к герою вскрывается с помощью композиции?

  ( ответы учащихся)

Учитель. Следует помнить, что произведение неразрывно. Композиция — это не набор отдельных компонентов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов, которые можно вычленить для анализа авторской позиции.

На доске заранее заготовлен список композиционных элементов

(портрет, пейзаж, описание местности, авторская характеристика, лирическое отступление, диалог, внутренний монолог, повествование). Пронумеруй нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа «Отцы и дети».

Комментированное объяснение: на первом месте, совершенно очевидно, будет диалог. На втором месте — портрет. Затем — повествование (оно включает в себя и описание поступков, и истории жизни персонажей), следом — авторская характеристика. После — лирические отступления, внутренние монологи, описание местности. Завершает список пейзаж. Интересно, что в отличие от предыдущих произведений Тургенева (например, «Записок охотника») роман «Отцы и дети» почти лишён пейзажей.

Почему? И почему на первом месте — диалоги? 

( ответы учащихся)

Учитель. Это можно объяснить и замыслом писателя, и самим жанром: социально-философский, полемический роман. В этой связи нельзя было допустить мысли о возможности печатания романа частями: была бы разрушена не просто целостность, логика изложения, но пропало бы само впечатление; воздействие на читателя было бы гораздо слабее, полемический тон снизился бы — прервался бы диалог, спор, борьба.

Нацеливание на самостоятельную работу.

Учитель. По собранной за время проведения урока информации, обучающиеся  по группам сопоставляют  следующие «параллельные» (зеркальные) сцены, и видят, как с помощью композиционного приёма симметрии высвечивается авторская характеристика и оценка героев.

  • Словесная и настоящая дуэль Базарова и Павла Петровича;
  • конфликт Николая Петровича Кирсанова с матерью и с сыном;
  • два приезда Аркадия в дом отца;
  • любовь Павла Петровича к княгине Р. и к Фенечке.
  • Сопоставление описаний природы: мест, по которым проезжали  герои (в главе III); усадьбы Николая Петровича (в начале главы V); кабинета Павла Петровича (конец главы VIII), кабинета Василия Ивановича (в главе XX).

( ответы учащихся)

Учитель моделирует пятый  учебно-познавательный барьер:

Учитель. Существуют свидетельства современников  Тургенева, рассказывающих о том, что он во время обдумывания и написания романа  Тургенев  вёл дневник от имени Евгения Базарова, где (в том числе и с помощью речевой характеристики) старался проникнуть во внутренний мир героя).

 Как помогают речевые характеристики проникнуть во внутренний мир героя? Что нового рассказывает о герое его речь?

 Перед вами — список определений, характеризующих лексику и речь героев.

 Познакомьтесь с ними и с их помощью ответьте на вопрос, дав при этом устную характеристику речи героев. Для этого делаются необходимые выписки: особенности речи, лексики, отдельные реплики или устойчивые выражения, характеризующие речь именно этого героя. При работе используется данный список. Работа ведётся в группах. Список героев для групп можно поменять или оставить прежним. Затем все группы слушают устное сообщение и делают записи.

  • Бытовая; книжная; нейтральная; высокая; романтическая; профессиональная;

научная; интимная; деловая; заимствованная; просторечная; многословная;

краткая; грубая; точная; строгая; резкая; мягкая; чёткая; ироничная; афористичная;

меткая.

( ответы учащихся)

Учитель. Таким образом, очевидно, что речь персонажа раскрывает его не меньше, чем прямая авторская характеристика, или портрет, или особенности композиции. Речь указывает и на происхождение героя, и на его общественные взгляды, и на круг его общения. Даже судьбу героя можно объяснить, исходя из анализа его речевой характеристики.

Актуализация.

Мы снова обращаемся к таблице (с которой работали в начале урока) и вашим результатам. Выполните это задание ещё раз. Сравните ваши результаты. Изменились ли они после комплексного анализа текста, сделанного нами?

   Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?

Учитель. Итак, мы приходим к выводу: истинное лицо героя можно определить, только проанализировав все составляющие. Автор выражает свою позицию с помощью всех средств, имеющихся у него в распоряжении. И чем больше пластов мы поднимаем, тем глубже осознаём идею романа, тем понятней нам становится авторский замысел, ближе и доступнее поступки героев. Причём отсутствие тех или иных составляющих – это тоже говорящие детали

( например, небольшое количество  пейзажей, или отсутствие истории жизни Базарова, или «невыразительность» портрета и характера Аркадия Кирсанова).

Учебно-познавательные барьеры, решение которых сопровождалось на протяжении всего урока, помогли сделать вывод о том, что комплексный анализ, проведённый нами, помогает понять: задача автора — не противопоставление, но сопоставление героев. Мы видим, как глубоко Тургенев охватывает жизнь, знакомимся с разными людьми, так непохожими друг на друга. Различны истории их жизни и опыт, возраст и убеждения. Это разные отцы и разные дети. Но именно они, их прошлое и настоящее, объясняют происходящее в стране: общественный взрыв, ожидание реформ. Мы следим за стремительным развитием действия и наблюдаем за их жизнью. Для чего же Тургенев выбрал именно таких героев? Почему все они интересны ему? Видимо, их судьбы объясняют нам, читателям, что для человека важно в жизни, что делает его счастливым, как стать счастливым, почему люди страдают, что мешает им обрести любовь, понимание, поддержку. Во что они верят и во что не верят. «Могут ли убеждения сделать человека счастливым или, наоборот, разрушить его жизнь. Что это за убеждения?» - это и будет ваше домашнее задание.

По материалу  урока (собранной во время проведения его информации), напишите сочинение-рассуждение на тему, обозначенную в конце урока тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Измерение-основа техники!" Урок-исследование. 7 класс

Материал поможет спланировать исследовательскую работу учащихся на уроке физики....

Система линей ных уравнений. (урок-исследования 7 класс)

Данный урок является  вторым  в теме «Система линейных уравнений» (программа Ю.Н. Макарычева, учебник «Алгебра 7 класс.» под редакцией С.А. Теляковского).  Цель этого урока ...

Урок- исследование в9 классе.

данный урок соответствует современным требованиям преподавания....

Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"

Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...

Сила патриотической песни (урок-исследование, 3 класс)

Методическая разработка №3урока мужества по теме: «Сила патриотической песни» для учащихся 3-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России!»...

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Урок-исследование. Гончаров и его роман «Обломов»

Роман «Обломов» (1849-1857) опубликован в 1959 году. Первые главы романа появились в журнале «Современник» в 1847 г....