Проблемы обучения русскому языку в выпускных классах
статья по русскому языку по теме

Цель модернизации обучения русскому языку в свете образовательной политики государства связывается с созданием механизма, способного повысить качество лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации в интересах устойчивого развития общества.
Проблема формирования общеучебной компетенции посредством школьного курса русского языка требует определения дидактического основания. Таковым выступает принцип связи теории и практики, опирающийся на философские и психолого-педагогические положения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.a._chernyshova_shkola_13_staryy_oskol.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Чернышова

г. Старый Оскол, МБОУ «ООШ №13»

Проблемы обучения русскому языку в выпускных классах

Модернизация российского образования – его усовершенствование в соответствии с современным государственным заказом напрямую связан с изменениями в целеполагании, в содержании образования, в изменении форм общественного и личностного сознания и ценностных ориентиров, в определении новых требований к личности выпускника школ. Социально-культурные особенности развития России и социально-исторические условия переходного периода общества от индустриального к информационному определяют возросшую потребность в лингвистической подготовке выпускников школ с целью успешной коммуникации между социальными и профессиональными группами.

Динамичные языковые изменения нового века, смена устоявшихся вариантов, обновление традиционных языковых средств, многообразие социолингвистических факторов, относящихся к языку и его окружению, составляют реальную проблему для учителей русского языка.

Цель модернизации обучения русскому языку в свете образовательной политики государства связывается с созданием механизма, способного повысить качество лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации в интересах устойчивого развития общества.
Проблема формирования общеучебной компетенции посредством школьного курса русского языка требует определения дидактического основания. Таковым выступает принцип связи теории и практики, опирающийся на философские и психолого-педагогические положения.

Для меня, учителя русского языка и литературы, результативность моего труда очень важна, поэтому снова и снова встает вопрос об эффективности урока, о путях повышения качества преподавания.

Владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою очередь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов организации текста. На современном этапе развития школьного лингвистического образования текст становится центром внимания при обучении родному языку, фактически текстовая деятельность – это сегодня цель школьного лингвистического образования. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность.

Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования, так как в основе многих заданий всех частей лежит умение работать с научным или публицистическим текстом, вычитывать из него необходимую информацию. Задание, связанное с формулировкой темы и идеи текста, умением обоснованно определять тип и стиль текста, средства связи между предложениями, становится неотъемлемой частью каждого урока.

Особенное внимание следует уделять формированию умения сжато передать основную информацию, полученную из текста. В такой работе помогают ключевые (опорные) слова, умение дать определение научного понятия, умение выразить мысль с помощью различных грамматических конструкций.

Продуманная система уроков развития речи не является чем-то новым. Но только с появлением в программе по русскому языку требования формировать речевые умения (коммуникативную компетенцию) встала проблема – соединить уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально-стилистический аспект обучения, способствующий развитию коммуникативной компетенции, стая концептуальной основой современной методики.

ЕГЭ и ГИА по русскому языку принято критиковать. Однако критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

  1. лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  2. языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
  3. коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Экзамен необходим выпускнику как итог его работы, в интересах повышения его же уровня знаний и культуры.

Библиографический список

1. Литневская Е.И., Багрянцева В.Н. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект, 2006

2. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2011: учебно-методическое пособие/Н. А. Сенина. – Ростов: Легион, 2010

3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Просвещение, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуального обучения русскому языку в 9 классе

Тематическое планирование индивидуального обучения  русскому языку в 9 классе...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».

Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...

Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ

Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка...

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС

данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...

«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»

В статье раскрыты проблемы обучения русскому языку в школе касающиеся школьников и педагогический состав....

Актуальные проблемы преподавания русского языка в полиэтническом классе

Данная статья вошла в сборник Республиканской научно-практической конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» Приднестровского государственного университета...