«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

В статье раскрыты проблемы обучения русскому языку в школе касающиеся школьников и педагогический состав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_obucheniya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Но проблема качества изучения русского языка в российской общеобразовательной школе – это лишь часть другой, более крупной и сложной проблемы, проблемы филологической культуры и филологического образования в России в целом. Существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, а для создания новой требуется много времени.

Существующие в современной системе образования проблемы зачастую затрагивают не только учащихся, но и педагогический состав. Сегодня осталось очень мало филологически образованных педагогов. Современные учителя зачастую не понимают, что русский язык и литература являются важнейшими школьными предметами, а педагогическое мастерство достигается с помощью постоянного самообразования, самосовершенствования и критичной оценки собственных достижений. Из-за низкого престижа профессии, профессионалы высокого уровня редко задерживаются в школах. Некоторыми скептиками даже ставится под сомнение сама необходимость получения хорошего филологического образования. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного.

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? В первую очередь современный учитель – это профессионал и его профессионализм определяется профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Следующая проблема заключается в устаревшем подходе к изучению русского языка. Сюда, прежде всего, относится представление языка как свода правил, а не как «живую» систему, меняющуюся со временем и под воздействием различных факторов, но в то же время хранящую важную культурную информацию о народе – носителе языка. Русский язык как язык высокой национальной культуры становится в школе невостребованным. Требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, отвечают запросам времени, но ориентированы не на носителя высокой культуры. Поэтому современный урок русского языка должен строиться на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе элементов исследования, поисков внедрения приёмов умственной деятельности, (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, выделение главного и классификации, установление и пояснение причинно-следственных связей, обобщения и систематизации).

Однако соотношение теоретических и прикладных элементов содержания предмета «русский язык» еще далеко от оптимального. Сами понятия «системности» и «научности» трактуются авторами разных учебников по-разному: во многих случаях научность в них оборачивается наукообразием, а системность – избыточностью формальных классификаций. Формирование коммуникативных способностей возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и сформированных речевых навыков. Однако именно здесь возникает главная трудность и одна из причин утраты интереса к учебному предмету «русский язык». Лингвистическая теория и практика формирования языковых умений во многих современных учебниках не даёт целостного представления о языке как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла и отражения окружающего мира языковыми средствами и потому не развивает внутренней мотивации к изучению предмета. Школьник, изучающий язык, на котором говорит с детства, должен понимать, зачем он изучает, например, морфологию или синтаксис русского языка.

Большой проблемой остается и низкий интерес детей к чтению.  Обвинять в этом исключительно школу нельзя. Семейное окружение школьника также оказывает влияние на то, что он читает и изучает. Почему дети не читают?! Как развить интерес к чтению? – вот актуальная проблема современной образовательной системы. Как развить у школьников интерес к чтению, чем вызвать мотивацию, способную заставить подростка взять в руки книгу – задача почти неразрешимая.  В связи с развитием интернета появилась еще одна проблема – усвоение корявых выражений и «ломаного» языка через интернет. К сожалению, редко можно увидеть в сети тексты, написанные без ошибок, логично и понятно. Учащемуся трудно ориентироваться в этом ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши выпускники зачастую даже не понимают, в чем заключается грамматическая ошибка или неточность в произносимых ими или написанных предложениях. Здесь учителю необходимы специальные уроки или фрагменты уроков, посвященные разбору грамматических ошибок, допускаемых учащимися.

Сегодня как никогда, русская литература как высшая форма существования российской духовности и языка должна оставаться заметной и влиятельной в мире, привлекать внимание все новых и новых заинтересованных читателей, и почитателей. На решение в том числе и данных задач должно быть нацелено преподавания русского языка и литературы. Литература в школе берет на себя важнейшую функцию формирования эстетического чувства в человеке; именно поэтому вокруг предмета «литература» традиционно формируются межпредметные связи с отсутствующими или присутствующими в школе лишь на некоторых ступенях образования музыкой, живописью, архитектурой, кино, театром. Литературное образование в школе по сути берет на себя функции общегуманитарного образования – и в этом его неоспоримое преимущество. Эстетическая специфика литературы является приоритетной областью освоения в школьном образовании, только на основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможно плодотворная освещение и усвоение иных важнейших функций литературы – познавательной, нравственной, воспитательной.

Проблема, вытекающая из предыдущей – недостаток навыков правильной устной речи у школьников. В связи с этим требуется введение в систему школьного образования обязательного обучения риторике, формированию инструментальной базы, необходимой для составления речи или текста, соответствующих целям и форме общения. Овладение речью, в свою очередь, не представляется возможным без понимания законов, по которым создается текст. Это значит, что особое внимание в процессе обучения родному языку должно уделяться именно работе с текстом.  К актуальным вопросам и проблемам, связанным с обращением к тексту на уроках русского языка относятся следующие: а) отбор текстового материала для уроков с учетом его дидактического и воспитательного потенциала; б) методика работы с текстом на традиционном уроке русского языка; в) текст и развитие творческих способностей учащихся; г) изучение вопросов организации текста на уроках фонетики, лексики, словообразования, грамматики; д) изучение средств речевой выразительности на уроках русского языка, межпредметные связи с литературой, уроки словесности как уроки интегрированного типа; е) лингвистический анализ текста в школе; ж) изучение речевых жанров и законов эффективного общения на уроках русского языка и риторики.  

Главная задача нашей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.

Поэтому теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы. Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение всеми видами речевой деятельности; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи. Должны быть заново продуманы как внутрипредметные, так и межпреметные связи русского языка с другими предметами. Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы и нехудожественные тексты разных функциональных типов.  Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов. Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) должна включать контроль уровня владения не только письменной, но и устной речью. Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный.  Наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т.п.

 Что касается литературы, то количество произведений в программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.  Необходим сбалансированный подход к формированию программ по литературе. Современные программы должны как в обязательном порядке включать произведения из «национального канона» русской классики в качестве базы для литературного образования, так и создавать условия для индивидуализации программ.  Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки обучающихся, их читательского опыта.  При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений.  Необходимо стремиться к устранению из практики школьного преподавания литературы имитационного чтения, различных варианты пассивного реферирования текстов. Важно соотносить возможности различных групп учащихся с глубиной и сложностью поставленных перед ними учебных задач. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала, а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

 Кроме того, следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ учебных курсов, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием учебной работы учителя. Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов учебных программ, предполагающие приоритетное развитие самостоятельной творческой работы учащихся при минимизации всех разновидностей репродуктивной деятельности при освоении языкового и литературного материала.  Целесообразно также подготовить и издать комплекс школьных хрестоматий нового поколения.

В то же время вузовская подготовка учителей русского языка и литературы должна не сокращать, а углублять предметную подготовку в области лингвистики и литературоведения с учетом современных научных достижений и научно-педагогических требований. Курсы фольклора и истории литературы, истории языка и теоретические курсы в области литературоведения и лингвистики должны иметь оптимальные учебные объемы при сохранении фундаментального качества и не выхолащиваться за счет непредметной подготовки. Сходным образом должно быть построено и повышение квалификации учителей. Оно должно быть непрерывным, модульным, мобильным.

Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...