Рабочая программа по русскому языку для 7 класса татарских школ
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса татарских школ составлена на основании 
  "Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык.  5-11 классы татарских школ».

Авторы - составители Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.

Издательство «Магариф», Казань.

      Количество часов-105, в неделю-3 часа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_plan_7kl.r_ya_novyy.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Кол-во часов.

Тип урока.

Элементы содержания.

Планируемые результаты освоения материала.

Вид контроля.

Словарная работа.

Дата проведения.

План.

Факт.

Введение. Русский и родной языки как явление  национальной культуры. (1ч.)

1

Русский и родной языки как явление  национальной культуры.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа, явление  национальной культуры.

Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к языкам как национальным ценностям.

Устное сообщение на тему «Мой язык – моя культура».

С.Р.

Монография

эффективный

билингвальный-двуязычный

целостный

I четверть 

01.09

Повторение и систематизация изученного 6 классе. (1 ч.) + Текст (2 ч.)

2

Повторение пройденного в 6 классе. Морфология.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Прямое и переносное значение слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание морфем. Имя существительное. Глагол. Вид глагола. Правописание окончаний глаголов I и II спряжения. Имя прилагательное. Правописание прилагательных. Количественные и порядковые числительные, их правопи сание. Местоимения.

Знать: части речи, их морфологические и грамматические признаки. Уметь: опознавать части речи; определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи.

Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами.

С.Р.

в заводях,   осока, мольберт,    холст,

улитка.

02.09

3

Текст. (14 часов)                          Развитие речи.

Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Текст 14/1

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 Текст как речевое произведение. Основная мысль текста. Микротема текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их ком позиционные особенности. Сложный план. Повторить сведения о тексте и его комплексном анализе.  

     

Знать: основные признаки текста, типы речи. Уметь: анализировать текст, определять его типовую принадлежность; создавать тексты различных типов речи.

Работа с текстами.

05.09

4

Развитие речи.

Стили речи. Разговорный и книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Текст 14/2

1

Комбинированный урок.

Стили речи. Разговорный и книжные стили. Сфера их употребления и жанровые разновид ности. Стиль художественной литературы. Повторить изученные стили языка, познакомить с особенностями публицистического стиля.

Знать: стили речи, их признаки, особенности. Уметь: определить стилевые особенности текста;  аргументировано доказывать.

Работа с текстом.

С.Р.

Этика,    эстетика, эрмитажный, полотно, анатом.

08.09

Лексика. Фразеология. Культура речи. (4 ч.) + Текст (1 ч.)

5

Лексика и фразеология. Повторение знаний о лексике. Исконно русские и заимствованные слова.

1

Комбинированный урок.

Многозначные слова и омонимы. Синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Синонимические ряды.

Умение использовать названные лексические пласты с уче том знания сферы их употребления и стиля речи. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Причины появления заимствованных слов в русском языке.

Знать: понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь: подбирать синонимы и антонимы к слову; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями и другой справочной литературой; устанавливать заимствованные слова и подбирать к ним синонимы;  определять по этимологическому словарю или словарю иностранных слов, из какого языка заимствовано слово;  объяснять значения заимствованных слов, появившихся в последнее время.

Словарный диктант.

С.Р.

Око    памятник   сухопутный  рукописи менеджер                    

09.09

6

Неологизмы и устаревшие слова.

 

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие о неологизмах, устаревших словах. Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Причины устаревания слов в языке. Стилистическое исполь зование устаревших слов и неологизмов. Словари иностранных слов.

Знать: неологизмы и устаревшие слова; причины выхода из общего употребления слов . Уметь:  находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием науки, техники, искусства, общества;  определять, по образцу каких слов, имеющихся в языке, образованы неологизмы;  находить устаревшие слова;  разграничивать историзмы и архаизмы;  подбирать синонимы к архаизмам.

Работа с разными текстами (по истории и стихотворения).

С.Р.

Дьяк, кафтан, ланиты, уста, перст,

чело, око.

12.09

7

Общеупотребительные слова. Профессиональные слова, термины.

1

Урок ознакомления с новым материалом

 Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Ис пользование профессиональных слов в художественной лите ратуре. Терминологическая лексика, сфера ее использования.

Уметь:  устанавливать профессиональные слова, разграничивать общеупотребительные и профессиональные слова; устанавливать зависимость между употреблением терми нологической лексики и стилем речи.

Тестирование.

(сб. тестов)

С.Р.

Катет, гипотенуза

15.09

8

Фразеологические обороты.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фразеологизмы, их значение и грамматическое строение. Синтаксическая роль фразеологизмов. Фразеологизмы-синони мы и фразеологизмы-антонимы, Многозначность и омонимия фразеологизмов. Фразеологизмы разговорные и книжные. Сти листически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Исто ки фразеологизмов. Фразеологические словари.

 Уметь: уместно употреблять фразеологизмы в устной и пись менной речи;   подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы;

  пользоваться фразеологическим словарем.

Самостоятельная работа по упр. 36,38.

С.Р.

Сломя голову, тёртый калач, от корки до корки

16.09

9

Развитие речи. 

Сложное синтаксическое целое и абзац. 

  Текст 14/3.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие о сложном синтаксическом целом и абзаце. Совпадение и несовпадение абзаца со сложным синтаксическим целым. Разбор текстов.

Знать: понятия сложное синтаксическое целое, абзац; их отличие.

Уметь: правильно определять сложное синтаксическое целое и абзац.

Выполнение упр.42.

С.Р.

Непременно,

 отступление

19.09

Словообразование. Культура речи. (2 ч.)

10

Морфологические способы образования слов в русском языке.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Морфологические способы образования слов в русском язы ке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение). Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Знать: основные способы образования слов (морфологические и неморфологический способы). Уметь: соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы; производить словообразовательный разбор.

Выборочный диктант.

С.Р.

Созидательный, процветание

залог, инвестиция

22.09

11

Неморфологический способ образования слов в русском языке

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Неморфологический способ образования слов в русском языке (переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие).  

Знать: основные способы образования слов (морфологический и неморфологические ). Уметь: устанавливать случаи перехода слов из одних частей ре чи в другие; разграничивать морфологические и неморфологический способы образования слов.

Тестирование.

23.09

Морфология и орфография.

Имя существительное и его употребление в речи. (7 ч.)+ Текст. (1 ч.)

12

Имя существительное. Образование существительных с  помощью суффиксов.

1

Комбинированный урок.

Определение рода существительных с помощью разных средств: морфологических, синтаксических, словообразовательных. Падежи существительных. Текстообразующая роль существительных.

 Основные способы образования имен существительных. Образование существительных с  помощью суффиксов и их правописание. Правописание суффиксов -чик, -щик.

Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения имен существительных;  образование существительных с  помощью суффиксов; правописание суффиксов. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Выполнение упр. 70.

С.Р.

Заготовка, птиц обрабатывали, прорубь,  обрядовая

песня

26.09

13

Образование существительных с помощью приставок. Знакомство c «репортажем».      

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование существительных с помощью приставок (друг — недруг, порядок — беспорядок). Правописание приставок бес-, без-,низ-, нис-, из-, ис-, с-, рас-, раз-.

Знать: образование существительных с  помощью приставок; правописание приставок на –з-, -с-; понятие репортаж. Уметь: грамотно писать существительные с приставками на –з- и –с-; образовывать  существительные с помощью приставок.

Словарный диктант.

Помост, репортаж

29.09

14

Образование существительных с помощью приставок и суффиксов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование существительных с помощью при ставки и суффикса (стакан — подстаканник).

Знать: способ образования слов с помощью приставок и суффиксов; правописание слов с приставками и суффиксами. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи; различать способ образования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Морфемный разбор слов.

Подрамник,  нарукавник, в специальных сосудах

30.09

15

Образование  существительных путём сложения полных или сокращённых основ.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование существительных путём сложения пол ных или сокращенных слов (теплоход, РФ, РТ). Слитное и дефисное написание сложных существительных.

Знать: способы образования слов путём сложения полных или сокращённых основ; правописание таких слов. Уметь: образовывать существительные различными способа ми и правильно употреблять их в устной и письменной речи;  правильно писать (слитно и раздельно) сложные су ществительные; различать сложные слова.

Выполнить упр. 86, стр.41

С.Р.

Вещмешок, заночевать,  баснописец

03.10

16

Повторение и систематизация изученного. Морфологический разбор существительных.

1

Урок закрепления изученного

Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Иметь представление об основных способах неморфологического образования

слов; переход слова одной части речи в другую, сращения частей словосочетания в одно слово.

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложение с одновременным присоединением суффикса. Уметь построить цепочку

однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение слов.

Тестирование.

С.Р.

Маланка,

Котлище,подснежник,

рысак, борозда

06.10

17

№1 Контрольный диктант по теме «Имя существительное».    

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.

Контрольный диктант №1.

07.10

18

Развитие речи.

 Работа над ошибками.

1

Урок применения знаний и умений.

Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития.

Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов.

Разборы. Словарный диктант.

10.10

19

Развитие речи.

№1 Репортаж.

Текст 14/4.

1

Урок закрепления изученного.

Работа с газетными статьями. Нахождение текстов репортажа. Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, написание репортажа.

Уметь: составлять репортаж на тему «Народные праздники»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Репортаж.

13.10

Имя прилагательное и его употребление в речи. (10 ч.)+ Текст. (1 ч.)

20

Имя прилагательное. Повторение. Образование качественных прилагательных.

1

Комбинированный урок.

Степени сравнения имен прилагательных, их образование и изменение. Склонение полных прилагательных в единственном и мно жественном числе. Правописание падежных окончаний при лагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилага тельных после шипящих. Оазование качественных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -к- (умный, жаркий); приставок пре-, без-, не-(премудрый, безвредный, небольшой). II.

Знать: морфологические признаки имени прилагательного: общее грамматическое значение; признаки каждого разряда прилагательных, их значение; синтаксическую роль; образование качественных прилагательных с суффиксами –н-, -к-, приставками без-, не-, при-, пре-; значение приставок не-, без-. Уметь: образовывать качественные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок;  правильно произносить и писать слова, образованные при помощи суффиксов -н-, -к- и приставок пре-, без-, не.

Выборочный диктант.

Набухли, очертила        огонек жизни

14.10

21

Развитие речи.

Работа над ошибками. Суффиксы   прилагательных -оньк, -еньк.

1

Комбинированный урок.

Работа над ошибками в репортажах. Суффиксы прилагательных -оньк-, -еньк-. Условие выбора  суффиксов.  

Знать: условия выбора –оньк или –еньк. Уметь: находить орфограмму  в морфеме и применять правила; образовывать прилагательные с суффиксами -оньк-, -еньк- и употреблять их в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа по карточкам.

Надуется,  заплетены, тугая коса

17.10

22

Образование относительных прилагательных.

1

Комбинированный урок.

Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов -и-, -ов-, -ск-, -ан- (-ян-), -онн-(-енн-): кирпичный, медовый, майский, кожаный, глиняный, авиационный, государст венный; приставок пред-, при-: предмайский, пришкольный. Одна и две буквы в в суффиксах прилагательных.

Знать: об образовании с помощью суффикса -к- качественных прилагательных, с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.

Уметь: образовывать относительные прилагательные с помощью указанных суффиксов и приставок;   правильно произносить и писать слова с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -ая- (-ян-), -они- (-енн-) и приставками пред-, при-; различать на письме суффиксы -к- и -ск-.

Словарный диктант.

Модельер  мельчайший мозолистый I.

20.10

23

Развитие речи.

№1 Изложение.

«Во поле берёза стояла».

          Текст 14/5.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом упр.115. Составление плана, пересказ текста по плану. Работа над изложением.

Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Изложение №1.

Задушевные

Очарование

протяжно

21.10

24

Развитие речи.

Работа над ошибками.

Образование притяжательных прилагательных.        

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Работа над ошибками. Работа со справочниками. Образование притяжательных прилагательных от одушевленных существительных при помощи суффиксов -ин/-ын, -ов/-ев, -ий: сестрин, отцов, лисий. Правописание притяжа тельных прилагательных, образованных от имен собственных (пальто Нины Нинино пальто). 

Знать: способы образования притяжательных прилагательных. Уметь:  образовывать притяжательные прилагательные от су ществительных - названий животных и птиц, употреблять их в устной и письменной речи в прямом и переносном значе ниях в различных падежных формах;  правильно писать притяжательные прилагательные, обра зованные от имен собственных.

Работа над ошибками.

Зарекомендовать    обоняние      писк     рацион

портретный очерк

24.10

25

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Знать: условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; опознавать слова с орфограммой,; смысловое значение суффиксов -ин-, -ан-, -ян-;  -н- и -нн- в краткой и полной форме прилагательных. Уметь: применять правила на письме.

Объяснительный диктант.

Портретный очерк, монисто оторочено  жестяной

27.10

26

Правописание не  с прилагательными.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание не с прилагательными слитно: 1)если можно заменить синонимом; 2) без не не употребляется. Раздельно: 1) если есть противопоставление с а; 2) если есть слова: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не,  нисколько не.

Знать: условия выбора написания не с именами прилагательными. Уметь: образовывать прилагательные с не; условия выбора слитного или раздельного написания не; употреблять в речи прилагательные с не (нетруд ный) и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления.

Самостоятельная работа по упр. 138.

Палитра, холст,       камин

28.10

27

Сложные имена прилагательные, их образование и правописание.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Сложные имена прилагательные, их образование и пра вописание (желто-синий, юго-западный; железнодорожный).

Знать: образование и правописание сложных прилагательных. Уметь: правильно произносить и писать сложные прила гательные (слитно или через дефис) в связной речи.

Тестирование.

Калина, щитовидные  растения

II четверть

10.11

28

Переход имён прилагательных в существительные.  Повторение прилагательного.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Неморфологический способ образования слов. Переход имен прилагательных в существительные. Синтаксическая функция таких слов.

Уметь: распознавать и употреблять омонимичные прила гательные и существительные с учетом синтаксической функ ции слов. (В Чистополе находится часовой завод. Часовой охра няет границу.)

Распределительный диктант.

С.Р.

Просьба,  водяная     саркофаг, атрибут,               затворить.

11.11

29

№2 Контрольный

диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.

Контрольный диктант №2.

14.11

30

Развитие речи.

Работа над ошибками. Правописание прилагательных.

1

Урок применения знаний и умений.

Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития.

Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов.

Тестирование.

17.11

Местоимение и его употребление в речи. (5 ч.)+ Текст. (2 ч.)

31

Местоимение.

1

Комбинированный урок.

Значение и морфологические признаки местоимений. Син таксическая роль местоимений. Склонение местоимений: мес тоимения, изменяющиеся как существительные (личные, воз вратное, вопросительные);  как прилагательные (притяжатель ные, указательные, относительные, определительные); как чис лительные.

Знать: о соотнесенности местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчиненных   предложениях. Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять.

 

Синтаксический разбор предложений.

С.Р.

Благородные понятия, ассоциация, содрогнуться.

18.11

32

Неопределенные местоимения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Неопределенные местоимения (некто, нечто, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-что).  Их значение, изменение и роль в предложении. 

Знать: об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании.

Уметь:  образовывать неопределенные местоимения, соотносить их с существительными и прилагательными, правильно произ носить и писать в связной речи;  производить синонимическую замену.

Выполнение упр.159, стр.74.

С.Р.

Освоение, собкор, интервью

21.11

33

Отрицательные местоимения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Отрицательные местоимения (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), их значение. Изменение и роль в пред ложении. Приставки ни- и не- в отрицательных местоимениях никого, некого; ни в чём, ни от кого, не с кем, не на кого.

Уметь: образовывать отрицательные местоимения;  правильно употреблять падежные формы отрицательных местоимений в устной и письменной речи; пользоваться местоименной заменой как средством меж фразовой связи;  переводить предложения с отрицательными местоиме ниями с приставками не- и ни- с русского на родной язык.

Выборочный диктант.

С.Р.

Вильнул рулём

Жнивьё

Откос

батарея

24.11

34

Развитие речи.

№ 2 Интервью.

     

Текст 14/6.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Работа с газетными статьями. Нахождение текстов интервью. Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, написание интервью.

Уметь: писать сочинение

в жанре интервью; собирать материал (брать интервью) самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Интервью.

25.11

35

Морфологический разбор местоимений.

1

Урок закрепления изученного.

Морфологический разбор местоимения.

Повторение и систематизация изученного.

Уметь: производить устный и письменный разбор мес тоимения; находить местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении.

Тестирование.

С.Р.

Транслировать,  назойливо.

28.11

36

Развитие речи.

№2  Изложение. «Лучшие стихи»

Текст 14/7.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом упражнения 172. Составление плана, пересказ текста по плану. Работа над изложением.

Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Изложение №2.

01.12

37

Объяснительный диктант. Повторение местоимений.  

1

Урок применения знаний и умений.

Местоимения, их морфологические признаки, синтаксическая роль, употребление в речи; отработать умение находить в тексте местоимения.

Знать: разряды и основные признаки местоимений; основные типы орфограмм, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор.

Объяснительный диктант.

С.Р.

Взрыхлить

Изрубцованный

наперегонки

набрякли, скованный

02.12

Имя числительное и его употребление в речи. (10 ч.)+ Текст (1 ч.)

38

Имя числительное.

1

Комбинированный урок.

Роль числительных в речи.

Сочетание количественных числительных, обозначающих целые числа, с существительными. Сочетание порядковых чис лительных с существительными. Прописные буквы в датах, обозначающих праздники.

Знать: признаки числительного как части речи, отличие числительного от других частей речи.

Уметь: находить числительные в тексте; различать простые, сложные и составные числительные.

Намолачивая, жатва

05.12

39

Склонение числительных сорок, девяносто, сто.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Разряды числительных. Склонение числительных сорок, девяносто, сто; падежные формы. Сочетание существительных с числительными.

Знать: разряды числительных, их значение, нормы изменения.

Уметь: определять разряд количественных числительных, правильно писать и употреблять падежные формы количественных числительных; употреблять в устной и письменной речи чис лительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными.

Работа по карточкам.

С.Р.

Стрижка гривы.

08.12

40

Склонение числительных от 50 до 80, от 200 до 900.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Скло нение числительных от 50 до 80, от 200 до 900. Сочетание существительных с числительными.

Знать: склонение и правописание сложных числительных. Уметь: склонять сложные числительные; употреблять в устной и письменной речи чис лительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными.

Склонение числительных по упр.178.

09.12

41

Склонение  составных количественных числительных.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Склонение составных количественных числительных. Склонение всех числительных  в составном числительном.

Знать: склонение и правописание составных числительных. Уметь: правильно произносить, писать и употреблять в устной и письменной речи составные числительные в нуж ной форме.

Творческий диктант.

С.Р.

приплод

12.12

42

Собирательные числительные

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Собирательные числительные, их образование с помощью суффиксов -ер-, -ой- (пят~ер-о, дв-ой-э). Собирательные числи тельные оба (обе). Сочетание собирательных числительных с существительными и их склонение.

Знать: значение собирательных числительных; особенности их сочетаемости с существительными. Уметь: сочетать собирательные числительные с существительными;  употреблять в устной и письменной речи соби рательные числительные.

Выполнение упр.191, стр.91.

С.Р.

Яства.

15.12

43

Дробные числительные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Дробные числительные, их значение и изменение.

II.   Умение употреблять дробные числительные в речи в различных падежных формах (к трем пятым, с тремя пяты ми и т. д.).

Знать: о функции, составе, особенностях склонения дробных числительных; что не всякое слово, обозначающее часть от целого, – числительное (слова с пол-, полу-). Уметь: употреблять в речи дробных числительные в различных падежных формах, правильно сочетая их с существительными.

С.Р.

Ихтиолог

Белые леггорны

мелиоратор

16.12

44

Составные порядковые числительные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Составные порядковые числительные, их склонение. Употреблять в устной и письменной речи простые (восемнадцатый), сложные (восьмидесятый) и составные (сто двадцать пятый) числительные.

Знать: об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные, в состав которых (первая основа) входит числительное

Уметь: разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать в речи.

 Составить таблицу о числительных

С.Р.

Летописец , авантюрист, умопомрачительные, акробатические, экспериментатор

19.12

45

Развитие речи.

Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. Заявление.

 

 Текст 14/8.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Познакомить учащихся с формой и планом составления заявления; развитие устной и письменной речи учащихся.  

 Знать: отличительные особенности  официально-делового стиля, особенности составления заявления. Уметь: создавать текст заявления.

 Заявление.

Акт, доверенность. Книга «Деловые бумаги».

22.12

46

Морфологический разбор имени числительного.

1

Урок закрепления изученного.

Морфологический разбор имени числительного. Повторение и систематизация изученного.

Знать: особенности склонения числительных;  схему морфологического разбора. Уметь: производить устный и письменный разбор име ни числительного; употреблять в речи числительные в различных падежных формах.

Объяснительный диктант. Тесты.

С.Р.

Ландшафт

крутолобые,

заповедники,

23.12

47

№3 Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.

Контрольный диктант №3.

26.12

48

Развитие речи.

Работа над ошибками.

1

Урок применения знаний и умений.

Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития.

Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов.

Объяснительный диктант.

29.12

Глагол и его употребление в речи. (11 ч.)+ Текст. (3 ч.)

49

Глагол.

1

Комбинированный урок.

Глагол и его употребление в речи. Инфинитив. Видовые формы в инфинитиве. Их сочетатель ные особенности.

Видо-временные формы глагола и их роль в организации текста .Переходные и непереходные глаголы. Правописание безударных окончаний глаголов I и II спря жения. Разноспрягаемые глаголы (повторение).

Знать: ранее известные признаки глагола: спряжение, время, число, род, виды; особенности функционирования глаголов в речи, тематические группы глаголов. Уметь: находить глаголы; определить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы.

 

Выборочный диктант.

III четверть

12.01

50

Основа глагола. Основа настоящего времени.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Две основы глагола. Образование основ настоящего  времени (путём отделения окончаний 3 л. Мн. Ч. В форме наст. или будущего простого времени). Образование различных форм.

Знать: грамматическое значение глаголов настоящего времени; основу настоящего времени.Уметь: выделять у глаголов две основы;  основу настоящего (буду щего простого) времени (читай-ут, пиш-ут, рисуй-ут) и обра зовывать от них соответствующие глагольные формы.

Составить таблицу.

С.Р.

Напоказ

13.01

51

Основа неопределенной формы.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Две основы глагола. Образование основ неопределенной формы путем отделения суффиксов –ть, -ти. Образование форм: прош. времени, сослагательного наклонения, будущего составного вр.,  форм причастий и деепричастий.

Знать: грамматическое значение глаголов настоящего времени; основу неопределенной формы. Уметь: выделять у глагола основу неопределенной фор мы (чита-ть, писа-ть, рисова-тъ) и обра зовывать от них соответствующие глагольные формы.

Составить таблицу.

С.Р.

Монолог, придерживался

16.01

52

Виды глагола.

1

Комбинированный урок.

Восстановление в памяти знаний о совершенном и несовершенном виде глагола; совершенствование навыков употребления видовых пар глагола в речи с учетом смысла текста.

Знать: о соотнесении вида

и времени глагола; что глаголы несовершенного вида имеют форму всех трех времен, совершенного – только двух (прошедшего и простого будущего); способы образования видовых пар.

Уметь: определять вид глагола по вопросу.

 

 Составление предложений.

С.Р.

Почетный титул, гуманизм, фельетон, памфлет, риторический вопрос.

19.01

53

Развитие речи.

Публицистический стиль. Ключевые предложения.

 Текст 14/9.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Дать характеристику публицистическому стилю. Работа с таблицей. Работа с тестами, с газетными статьями. Анализ текста. Основная мысль текста. Функция стиля. Особенности стиля.

Знать: стилевые черты, языковые средства, сферу употребления публицистического стиля.

Уметь: отличать публицистический стиль  от других стилей речи; строить высказывание в публицистическом стиле.

 Работа с текстами. Составление текста.

Стр.99,98

20.01

54

Образование видовой пары с помощью ударного суффикса -а- (-я-)

1

Комбинированный урок.

разграничивать  и правильно произносить видовые формы глаголов, различающиеся ударным суффиксом –а(-я)

Знать: образование видовой пары с помощью ударного суффикса -а-      (-я-). Уметь: образовывать парные глаголы совершенного и несовершенного вида с данными суффиксами; объяснять разницу в грамматическом значении вида.

Образование видовых пар.

23.01

55

Чередование звуков при образовании видов глагола.

 

1

Комбинированный урок.

Ударение (нарезать нарезать, посыпать посыпать) и чередование звуков (собрать — собирать, ответить — отве чать) как дополнительные средства выражения видовых раз личий, сопровождающие суффиксацию. Чередование звуков при образовании видов глагола. Суффикс –ыва-, -ива- и чередование звуков в основах глагола –а-(-я), -ю.

Знать:  что чередование в корне – один из способов изменения вида.

Уметь: правильно произносить и писать глаголы с чередующимися гласными и согласными в речи; разграничивать и правильно произносить видовые фор мы глаголов, различающиеся ударным суффиксом -а- (-я-): срезать срезать.

Таблица, карточки

26.01

56

Правописание гласных в суффиксах -ова-

(-ева-), -ыва-  (-ива-).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-): беседую — беседовать, рассказываю — рассказывать. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида; совершенствование навыков правописания суффиксов–ова-   (-ева-), -ыва- (-ива-).

 Знать: правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе. Уметь:  применять правила правописания суффиксов. равильно произносить и писать глаголы с чередующи мися гласными и согласными;

—  

Составить схему.

С.Р.

Шествовать.

27.01

57

Безличные глаголы

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в пред ложениях с одним главным членом.

Знать: о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления; односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым, выраженным глаголом; правописание слов с -ться, -тся.

Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи; заменять личные предложения безличными..

Перевод на татарский язык.

 С.Р.

Смеркается, лихорадит, першит

.30.01

58

Урок-практикум. Разбор глагола.

1

Урок закрепления изученного.

Морфологический разбор глагола. Устный и письменный разбор глагола. Взаимосвязь между отдельными категориями глагола (вид и время, время и наклонение, время и лицо или род). Повторение и систематизация изученного.

Знать: порядок морфологического разбора с учетом новых характеристик; основной блок орфограмм глаголов, морфологический и морфемный разбор глаголов.

Уметь производить морфологический разбор глагола.

Тестирование.

02.02

59

№4 Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.

Контрольный диктант №4.

03.02

60

Развитие речи.

Работа над ошибками.

1

Урок применения знаний и умений.

Анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития.

Знать: орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля; навыками анализа языковых явлений и фактов.

Объяснительный диктант.

06.02

61

62

Развитие речи.

( №3) Сочинение по картине Л.А.Фаттахова «Пока мама не видит».

 Текст 14/10,11.

2

Урок применения знаний и умений.

Использовать и расширять круг языковых и речевых средств текстов описательного характера. Работа по картинам. Беседа.

Знать: признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания.

Уметь: составлять устные и письменные рассказы по сюжетным картинкам; использовать в речи глаголы;  создавать собственный текст на заданную тему.

Сочинение №3.

09.02

10.02

Причастие и его употребление в речи. (13 ч.)+ Текст (1 ч.)

63

Причастие.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Причастие. Значение и грамматические признаки при частия (общие с глаголом и прилагательным). Синтаксическая роль причастия.

 

Знать: морфологические признаки глагола, присущие причастиям;

грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола и  прилагательного.

Уметь:  определять глагольные признаки у причастий; определять в причастиях признаки прилагательных;  устанавливать связь причастий с определяемыми существительными;   разграничивать причастия и прилагательные.

Составить таблицу.

С.Р.

Распасться, колодец, бадья, грёзы

13.02

64

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных причастий настоящего времени.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Причастия действительные (читающий книгу ученик) и страдательные (читаемая учеником книга), зависимость их образования от переходности-непереходности глагола. Причас тия настоящего и прошедшего времени, зависимость их обра зования от вида глагола. Образование действительных причастий настоящего времени. Условия выбора гласной в суффиксах этих причастий: (читают — читающий, клеют — клеющий; строят — строящий, видят - видящий).

Знать: значение действительных и страдательных причастий; способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь:  разграничивать действительные и страдательные при частия;  устанавливать взаимосвязь образования причастий с ви дом и переходностью-непереходностью глагола; правильно писать гласные у(ю) и а(я) в суффиксах при частий настоящего времени.

Составить таблицу.

С.Р.

провинциалы

16.02

65

Образование страдательных причастий настоящего времени.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора гласной в суффиксах этих причастий: (читаем — читаемый, решаем — решаемый; видим — видимый, гоним - гонимый).

 Знать: способ образования страдательных причастий;  взаимосвязь правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего време ни со спряжением глагола.

Уметь: определять глагол (его вид), от которого образовано причастие;  выделять в глаголах настоящего времени основу и обра зовывать от нее действительные причастия настоящего времени;

 правильно писать гласные е и и в суффиксах страдатель ных причастий настоящего времени.

Составить таблицу.

С.Р.

Палисадник

17.02

66

67

Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Чередование звуков при образовании стра дательных причастий прошедшего времени (украсить — укра шенный, затратить — затраченный). Изменение места уда рения в причастиях, образованных от глагола с ударной глас ной (собрать — собранный, узнать — узнанный).  Гласные перед суффиксом -вш- (решав ший, решивший);  гласные перед нн (доказа-тъ, доказа-л — доказа-нн-ый, изучи-ть, изучи-л — изуч-енн-ый; развеша-ть, развеша-л - развеша-нн-ый, развеси-ть, развеси-л —развеш-енн-ый; встрети-ть,встрети-л — встреч-енн-ый, но воплоти-ть, во-плоти-л — воплощ-ённ-ый).

Знать: правила правописания суффиксов -енн-, -нн-; правописание гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени.

Уметь:  определять глагол (его вид), от которого образовано при частие; выделять в глаголах несовершенного и совершенного ви да основу неопределенной формы и образовывать от нее действительные и страдательные причастия прошедшего времени;  правильно писать гласные перед суффиксами и перед нн; производить морфемный анализ действительных и стра дательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Составить таблицу.

С.Р.

Хвоинки, крона, под тенистым пологом

20.02

24.02

68

Развитие речи.

(№4) Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы».

Текст 14/12.

1

Урок применения знаний и умений.

Использовать и расширять круг языковых и речевых средств текстов описательного характера. Работа по картинам. Беседа.

Знать: признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания.

Уметь: составлять устные и письменные рассказы по сюжетным картинкам; использовать в речи глаголы;  создавать собственный текст на заданную тему.

 Сочинение №4.

27.02

69

Полные и краткие страдательные причастия

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Полные и краткие страдательные причастия. Морфоло гические и синтаксические признаки кратких причастий.

Знать: особенности образования и изменения кратких причастий.

Уметь: образовывать краткие формы страдательных причас тий; употреблять краткие формы страдательных причастий прошедшего времени в устной и письменной речи;  различать краткие прилагательные

и причастия.

Творческая работа

01.03

70

Правописание нн в полных и н в кратких

страдательных причастиях.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание нн в полных и н в кратких страдательных при частиях (прочитанная книга — книга прочитана). Правописание н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола ( варить — варенный, варёный; ко сить — кошенный, кошеный).

Уметь: правильно писать одну и две буквы н в суффиксах крат ких и полных страдательных причастий прошедшего времени; разграничивать совпадающие по форме причастия и при лагательные; правильно писать одну и две буквы н в суффиксах при частий и прилагательных.

Словарный диктант.

С.Р.

Печеные яблоки, кошеная трава.

02.03

71

Склонение причастий. 

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Склонение причастий. Правописание падежных окон чаний. Склонение прилагательных и причастий.

Знать: условия выбора окончаний причастия, сопоставлять с условиями выбора окончаний прилагательного; навыки правописания окончаний причастий. Уметь:   устанавливать зависимость падежного окончания при частия от рода, числа и падежа существительного; употреблять падежные формы причастия в устной и письменной речи;  редактировать текст, в котором используются причастия.

Сочинение  по картине К.Е.Максимова «Пионы».

С.Р.

Аристократ,

трепетные.

05.03

72

Причастный  оборот.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Причастный оборот. Порядок слов в причастном оборо те. Порядок слов в предложениях с причастным оборотом. Зна ки препинания в предложении с причастным оборотом. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову, границы причастного оборота в пред ложении. Нормы согласования причастия с определяемыми словами..

Знать: понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Уметь: отличать причастный  оборот  от  одиночного  причас тия;  строить предложения с причастными оборотами в роли обособленного и необособленного определения, правильно их выделять запятыми на письме;  заменять причастный оборот, стоящий после определя емого слова, придаточным предложением.

Конструирование предложений с постпозитивным и препозитивным причастными оборотами

С.Р.

Зелёный массив

Вымощенная

Исцеляющая сила

09.03

73

Не с причастиями.

1

Правописание не с причастиями. Сходства правописания не с причастиями с другими частями речи.

Знать: правила правописания не с причастиями, условия ее выбора.

Уметь: различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила; правильно употреблять причастия с не (слитно и раздельно) на письме.

Выборочный диктант.

С.Р.

Сени.

Линованная тетрадь

12.03

74

Переход причастий в имена существительные и прилагательные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Переход причастий в имена существительные и прила гательные. Неморфологический способ образования слов. признаки перехода причастий в имена прилагательные: отсутствие зависимых слов, употребление в переносном значении, степень сравнения.

Знать: способы разграничения причастий и прилагательных, образованных от глагола. Уметь: распознавать и употреблять омонимичные при частия и прилагательные (блестящие способности — блестя щие бусы), причастия и существительные (присутствующие в классе ученики — присутствующие в классе).

Самостоятельная работа по упр. 320, стр.145.

С.Р.

Линованная тетрадь

15.03

75

Синтаксическая роль причастий. Морфологический разбор.

1

Комбинированный урок.

Синтаксическая роль причастий. Использование причас тий для лаконичного, сжатого изложения мысли. Причастия как принадлежность письменной речи. Стилис тическое употребление причастий. Видо-временную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого.  Морфологический разбор причастия.

Знать: синтаксическую роль причастий; грамматические признаки причастий, порядок морфологического разбора причастий.

Уметь: использовать причастие в роли согласованного определения;  использовать причастный оборот в роли согласованного обособленного определения; производить устный и письменный морфологический разбор при частия. 

Работа

с научной литературой с целью подготовки сообщения на заданную тему.

С.Р.

Заманчивый

Белёсый,

Зной

помолившиеся

16.03

76

Урок-зачет. Повторение причастий.

1

Комбинированный урок.

Повторение и систематизация изученного материала. Образование причастий. Виды причастий. Правописание причастий. Синтаксическая роль причастий.

Знать: морфологические признаки причастия, орфографию причастия.

Уметь: использовать изученную часть речи в устной и письменной практике; применять изученные орфографические правила.

Тестирование.

19.03

Деепричастие и его употребление в речи. (7 ч.)

77

Деепричастие. Значение и основные грамматические признаки деепричастия.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Деепричастие. Значение и грамматические признаки дее причастий (общие с глаголом и наречием). Синтаксическая роль деепричастий.  Связь деепри частия с подлежащим. Замена сочетание глагола с деепричастием однородными глаголами-сказуемыми. (Услышав голоса, я вышел на крыль цо. — Я услышал голоса и вышел на крыльцо).

Знать: понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи; глагольные и наречные признаки деепричастия. Уметь определять глагольные признаки деепричастий; дока зывать отсутствие у них форм словоизменения; находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий, употреблять деепричастия в речи.

Словарный диктант.

С.Р.

Рассекать,

выправка

перепонки

хлюпкая дорога

22.03

78

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование деепричастий несовершенного (говоря, слы ша) вида при помощи суффикса –а (-я). Глаголы,  которые не могут образовать  деепричастия несовершенного вида: пить, лить, шить, вить, бить, писать, ждать, резать и др.

Знать: способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь: устанавливать вид глагола, от которого образовано дее причастие;  выделять в глаголе настоящего времени основу и обра зовывать от нее деепричастия несовершенного вида; образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.

Составить таблицу.

С.Р.

Вить, ястребок

23.03

79

Деепричастия совершенного вида.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование деепричастий  совершенного (сказав, услышав) вида при помощи суффиксов –в, -вши, -ши (после согласного). Образование деепричастий  совершенного вида с суффиксами –а,-я: прочтя, пройдя.

Знать: способы образования деепричастий совершенного вида. Уметь:  устанавливать вид глагола, от которого образовано дее причастие;  выделять в неопределенной форме глагола основу и обра зовывать от нее деепричастия совершенного вида.

Составить таблицу.

С.Р.

Растопырив  

выгнув , пригнув

IV четверть

02.04

80

Деепричастный оборот.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Деепричастный оборот. Порядок слов в деепричастном обороте. Место деепричастного оборота в предложении. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным  оборотом. использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике. Деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям.

 Знать: понятие о деепричастном обороте; правила выделения его запятыми. Уметь:  находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; строить предложения с деепричастиями и деепричаст ными оборотами в роли обособленного обстоятельства, правиль но их интонировать и выделять запятыми на письме.  

Творческая работа по карточкам.

С.Р.

Опальный поэт

05.04

81

Не с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастий.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание частицы не с деепричастием. Частица не с дее причастием  и  предлоги несмотря на  (Я шел, не смотря по сторонам. — Несмотря на трудности, мы продолжали поход). Морфологический разбор деепричастия.

Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами; правильно употреблять частицу не с деепричас тиями в письменной речи; отличать частицу не с дее причастием от предлогов несмотря на;  производить устный и письменный морфоло гический разбор деепричастий

Объяснительный дктант.

С.Р.

Негодуя, недоедать.

06.04

82

Синтаксическая функция деепричастий.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Синтаксическая функция деепричастий. Особенности употребления деепричастий в речи. Деепричастия несовершен ного вида, указывающие на то, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновре менно (Он шел, напевая любимую песню). Деепричастия совер шенного вида, обозначающие действие, предшествующее дейст вию глагола-сказуемого (Дочитав книгу, я поставила ее в шкаф) или следующее за ним (Я вышел, хлопнув дверью),

Уметь: использовать деепричастие и деепричастный оборот в ро ли обособленного второстепенного члена предложения;

соотносить видо-времен-ные формы глагола-сказуемого и деепричастия для обозначения одновременности или раз новременности   действий; потреблять в письменной речи деепричастия несовер шенного и совершенного вида; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к придаточным предложениям.

Тестирование.

09.04

83

№5 Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооцеке.

Контрольный диктант №5.

12.04

Наречие и его употребление в речи. (10 ч.)

84

Развитие речи.

Работа над ошибками.

Наречие. Смысловые группы наречий.

1

Комбинированный урок.

Наречие. Значение и грамматические признаки наречия.       Морфологические признаки наречий. Синтаксическая роль наречий. Роль наречий в речи.

 Смысловые группы наречий. Обстоятельственные наре чия: времени (всегда, однажды), места (налево, здесь), причины (со зла, сгоряча), цели (нарочно, назло). Определительные наре чия: образа действия (громко, по-новому), меры и степени (очень, вдвое). Местоименные наречия (где, куда, когда, там и др.).

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь:  правильно ставить вопросы к наречиям, определять их значение и роль в предложении;  употреблять разные по смысловому значению наречия в устной и письменной речи; разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наре чия и существительные (пошла утром — наречие, ранним ут ром — существительное) по значению и синтаксической функции.

Выборочный диктант.

С.Р.

Напоказ, вскачь, невзначай, сгоряча.

13.04

85

Степени  сравнения наречий.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Степени сравнения наречий. Образование сравнительной и превосходной степени наречий. Различение простой срав нительной степени наречия и прилагательного.

Знать: способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении. Уметь: образовывать степени сравнения наречий, различать прос тые формы сравнительной степени наречий и прилагательных; правильно употреблять наречия в форме сравнительной и превосходной степени в устной и письменной речи.

Составить таблицу.

С.Р.

Духовная культура

16.04

86

Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффиксов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Способы образования наречий: образование их с помо щью суффиксов (гордый — гордо), приставок (всегда — навсег да, светло — засветло), приставок и суффиксов (дружеский -по-дружески, ручной   —   вручную),   сложением  (полушутя, вполголоса). Образование от качественных прилагательных при помощи суффиксов –о,-е,-и. Правописание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих.

Знать: образование наречий от качественных прилагательных с помощью суффиксов. Уметь:  устанавливать способы образования наречий, правильно соотнося наречия с другими частями речи, с наречиями; определять морфемный состав наречий; условие выбора  о и е на конце наречий после  шипящих.

Словообразовательный анализ.

С.Р.

Притиск,

иронический

19.04

87

Образование наречий от полных прилагательных, числительных и местоимений. Их правописание.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование наречий от полных прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –и, -ому (-ему). От числительных - приставкой в-,во- и суффикса -ых, -их. Их правописание через тире. Различие наречия с приставкой по и прилагательное с предлогом по.

 

Знать: способы образования наречий от полных прилагательных, числительных и местоимений; их правописание Уметь:  устанавливать способы образования наречий, правильно соотнося наречия с другими частями речи, с наречиями;  определять морфемный состав наречий.

Словарный диктант.

С.Р.

Вручную, наудалую

20.04

88

Образование наречий от кратких прилагательных. Их правописание.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование наречий от кратких прилагательных с приставками из-, до-,с-,на-,за-,в- и суффиксами –а,-о. Правописание в конце суффикса а, если приставки из-, до-, с-; суффикс  -о, если приставки на-,за-,в-.

Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. Уметь отличать наречия от существительного с предлогом.

Самостоятельная работа упр. 383, стр.175.

 С.Р.

Прополка изысканно доподлинно

23.04

89

Сложные наречия и их правописание.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Способы образования наречий путем сложения  (полушутя, вполголоса). Их правописание: через тире, если 1)повторение слов,2) сочетание однокоренных слов, 3) сочетание слов-синонимов; слитно, если из разных слов.

Знать: образование и правописание сложных наречий. Уметь: применять изученные правила при написании наречии; использовать в речи сложные наречия.

Написать небольшое сочинение –рассуж-дение  «За что я люблю своё село».

С.Р.

День-деньской, нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

26.04

90

Правописание не с наречиями.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 Правописание  не наречиями на о и е. Правописание других частей речи с не.

Знать: условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Уметь: грамотно писать не с наречиями;  соотносить правила написания не с наречиями с другими частями речи.

Составлений предложений по схеме.

С.Р.

Плести, неразлучно

27.04

91

Отрицательные наречия.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание наречий. Не и ни с наречиями (негде — нигде). Одна и две буквы я в на речиях на -о, -е (интересно, искренне). Сложный случай: когда рядом с прилагательным есть наречие меры и степени типа очень некрасивый, то не не “отрывается” от слова, а пишется слитно.

Уметь: правильно произносить и писать наиболее употребитель ные наречия в составе предложений; разграничивать наречия с приставками не- и ни- по зна чению и произношению;  переводить наречия с не- и ни- с русского на родной язык

Перевод на татарский язык.

С.Р.

Податливый, ребром ладони

30.04

92

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Буква ь в конце наречий после шипящих.

Знать: правила написания ь на конце наречий после шипящих. Уметь: различать части речи с шипящей на конце, употреблять или не употреблять ь после шипящих в наречиях.

Составить текста-рассуждения о правописании ь  в конце наречий.

Тип речи.

Рассуждение .(с183)

03.05

93

Морфологический разбор наречий. Зачёт.

1

Комбинированный урок.

Синтаксическая функция наречий. Текстообразующая роль наречий.   Морфологический разбор наречий. Повторение и систематизация изученного.

Знать: порядок морфологического разбора наречия. Уметь:  употреблять наречия в роли обстоятельств и несогласо ванных определений; подбирать к наречиям синонимы и антонимы; составлять с наречиями словосочетания и употреблять их в связной речи;  употреблять наречия как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких пред ложений; производить устный и письменный разбор наречий.

Тестирование.

04.05

Служебные части речи и их употребление в речи. (10 ч.)+ Текст (2 ч.)

Предлог. (3 ч.)

94

Служебные части речи. Предлог.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Служебные части речи: предлог, союз, частица, назна чение их в речи. Особенности служебных частей речи, отличие их от знаменательных частей речи. Отличие служебных час тей речи друг от друга. Частотность служебных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Назначение пред логов в речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в те чение, в продолжение, вследствие, несмотря на, благодаря и др.).

 Знать: отличия служебных и самостоятельных частей речи; формировать представление о предлоге как служебной части речи; морфологические признаки предлога. Уметь: отличать служебные части речи от знаменатель ных частей речи и распознавать их в тексте;  разграничивать предлоги и омонимичные им час ти речи с учетом их смыслового значения (временные, пространственные, причинные, целевые и др.).

Творческий диктант.

С.Р.

Веротерпимость, злаковые культуры.

07.05

95

Предлоги с существительными, числительными и местоимениями в косвенных падежах.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Разряды предлогов: пространственные (в, на, под, около, у, к и др.); временные (к, до, перед, через, в течение и др.); причинные (от, из-за); целевые (на, для). Многозначность предлогов, употребление их с разными падежными формами. Синонимия (лекарство от гриппа лекарство против гриппа) и антонимия (войти в дом — выйти из дома) предлогов.

Знать: нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. Уметь:  опознавать предлоги, определять их значение и функ цию как служебной части речи, выражающей зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в словосочетании;   употреблять в речи предлоги с именами существитель ными, местоимениями в различных падежах;  правильно произносить и раздельно писать предлоги с последующими словами;  разграничивать предлоги и омонимичные им приставки;  употреблять предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Синтаксический разбор предложений.

С.Р.

Золотой фонд, несомненно

10.05

96

Употребление и правописание предлогов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вслед ствие. Дефисное написание двойных предлогов из-за, из-под, по-над.  Текстообразующая роль предлогов.  Морфологический разбор предлога.  Повторение и систематизация изученного.

Знать: условия слитного

и раздельного написания производных предлогов. нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. Уметь:   правильно писать производные предлоги;   писать двойные предлоги;

  использовать предлоги как средство межфразовой связи в тексте;  переводить предложения и тексты-миниатюры, содержа щие разные по значению и написанию предлоги, с русского на родной язык и обратно; производить устный и письменный разбор пред лога.

Тестирование.

С.Р.

Капитанская рубка, могучий лайнер, бурильщик

11.05

Частицы. (2 ч.)+ Текст. (1 ч.)

97

Частица. Формообразующие частицы.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц по значению: отрицательные, модальные. Частицы формообразующие.

 

Знать: особенности частицы как служебной части речи; семантику частиц, их функции в речи и языке; разряды частиц.

Уметь:  опознавать частицы и их значение в предложениях и текстах;  употреблять частицы в речи для выражения различных смысловых оттенков.

Работа с текстом.

14.05

98

Модальные частицы и отрицательные частицы.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Смысловые значения модальных частиц.  Отрицательные частицы. Правописание частиц не и ни. Повторение и систематизация изученного. Текстообразующая роль частиц.

Знать: разряды частиц. Уметь: выразительно читать предложения с модальными части цами;  разграничивать значение и написание частиц не и ни;  переводить с русского на родной язык предложения с частицами не и ни;  правильно писать частицу не с разными частями речи;  использовать частицы как средство межфразовой связи предложений.

Составить таблицу.

17.05

99

Развитие речи. 

Тип речи - повествование. Рассказ.

Текст 14/13.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Рассказ – как один из видов повествования. Хронологическая последовательность событий. Нарушение последовательности событий.

Знать: основные признаки текста, типы речи; особенности текста- рассказа, композиционные признаки рассказа.

Анализ текста «Спаситель».

18.05

Союз. (2 ч.) + Текст. (1 ч.)

100

Союз. Союзы сочинительные и подчинительные. 

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Деление союзов по функции: сочинительные и подчинительные. Разряды сочинительных союзов: соединительные (и, да, не только... но и, как... так и), противительные (а, но, да, зато), разделительные (или, либо, то... то, не то... не то). Разряды подчинительных союзов: изъяснительные, причин ные, целевые, временные, условные, сравнительные, уступи тельные. Одиночные и повторяющиеся союзы, знаки препинания перед ними.

Знать: о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении; разряды (группы) сочинительных и подчинительных союзов, правила употребления в предложениях. Уметь:  опознавать и употреблять сочинительные союзы в пред ложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях; опознавать и употреблять подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях;  использовать подчинительные союзы для выражения вре менных, условных, целевых, причинных, изъяснительных отно шений;   правильно ставить знаки препинания перед одиночными и повторяющимися союзами; ставить запятые между однородными членами предложе ния, связанными союзами;  ставить запятые в сложносочиненном и сложноподчи ненном предложениях.

21.05

101

Простые и составные союзы и их правописание.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Деление союзов по составу: простые и составные. Правописание составных союзов. Отличие составных союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия с частицей.  Текстообразующая роль союзов. Морфологический разбор союза. Повторение и систематизация изученного.

Знать: классификация  союзов по строению на простые и сложные; правописание союзов. Уметь: правильно писать составные союзы;  разграничивать при письме составные союзы и сходные с ними сочетания местоимений и наречий с частицами;  пользоваться в речи союзами-синонимами; употреблять сочинительные союзы в начале сложного синтаксического целого;  употреблять союзы для связи предложений в тексте;  производить устный и письменный разбор союза.

 .

24.05

102

Развитие речи. 

Официально-деловой стиль. Докладная записка.

Текст 14/14.

Отличие союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений и наречий.

Формировать чёткое представление о докладной записке; отработать схему создания докладной записки. Книга «Деловые бумаги»

Знать: признаки  официально-делового стиля.

Уметь: создавать  докладную записку

Докладная записка

25.05

Междометие и его употребление в речи. (1 ч.)

103

Междометие.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Значение междометий и их роль в речи. Интонационное выделение междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Знать: информацию о междометии как части речи. соблюдать нормы употребления междометий в речи. Уметь:  опознавать междометия в текстах разных стилей и употреблять их в устной и письменной речи; выразительно читать предложения и тексты с междометиями; ставить знаки препинания в предложениях с междометиями; разграничивать междометия и звукоподражательные слова.

Синтаксический разбор предложений.

28.05

Повторение. (2 ч.)

104

№6. Контрольный диктант.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Уметь: применять полученные знания; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке.

Контрольный диктант №6.

31.05

105

Повторение

1

Повторение и обобщение полученных знаний за год; обучение умению приводить в систему языковые явления.

Знать:  изученный материал.Уметь: применять полученные знания по русскому языку

Тестирование.


Отдел образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                         

                                                                                              «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                      Педагогическим советом

                                                                                      протокол от ____________2011 г. № ___

                                                                                      Введено приказом

                                                                                      от ____ ______________ 2011  г. №___                              

                                                                                      Директор школы:

                                                                                      _______________ / В.М.Утяшов/

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ  РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ 7  КЛАССА

                   

/ 1,2,3,4 четверти – 3 часа  в неделю,                                   всего 105  часов в год/

Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,

учитель  русского языка и литературы, вторая квалификационная категория.

              «СОГЛАСОВАНО»

              Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/

              «РАССМОТРЕНО»

              на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______

              Руководитель ШМО: ______________ /Е.П.Левашова/от ___________2011 г.

                 

                                                        с. Бурды

                                                         2011 г.

         

                                   

            Календарно-тематическое планирование

Черновой Энзе Асгатовны  

по предмету русский язык  на 2011-2012 учебный год

План составлен на основании программы

Составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова.

«Программа средней школы. Русский язык. 5-11 классы  татарских  школ».

Допущено МО  РТ,  Казань, «Магариф», 2003 г.

Предмет

Класс

Всего кол-

во часов

Кол-во

 часов в

 неделю

Количество

Автор учебника, год издания

диктант

сочинение

изложение

тестирование

Русский язык

 7

105

    3

6

5

2

13

Г.Х.Ахбарова,

Ф.С Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова

 «Русский язык», 7 класс

Казань, изд. «Магариф», 2007 г.

Методическая тема на 2011-2012 учебный год

Районная

Школьная

Учителя

Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы.

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей  учащихся на уроках русского языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Календарно-тематическое планирование уроков русскогоязыка в 5 классе по  ФГОС с подробным описанием УУД будет полезен ,тем кто столкнулся с данной проблемой....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК "Школа 2100"

Программа составлена на основе: Государственного стандарта общего основного образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5...

Рабочая программа по русскому языку 12 класс(вечерняя школа)

Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования  к уровню достижений учащихсясписок литературы....

рабочая программа по русскому языку 9 класс (вечерняя школа)

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, список литературы....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...