Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мартынова Ольга Владимировна

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnye_i_kratkie_imena_prilagatelnye.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Цели:

- обучающая: научить опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их синтаксическую роль;

-развивающая: формирование коммуникативных навыков и способности к конструктивному сотрудничеству, развитие мыслительной деятельности учащихся;

-воспитывающая: воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, природе.

                                                    Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания .Цель : проверить, как учащиеся справились с составлением письменного высказывания и овладели навыками морфологического разбора имен прилагательных.

а) один ученик выполняет морфологический разбор имени прилагательного у доски;

б) двое учеников зачитывают сочинения-миниатюры.

Вопросы классу:

-какой темой объединены пословицы?

-соответствуют ли работы теме высказываний?

в) Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание. Цель: повторение ранее изученного.

       На чужбин… родимая землица и во сне снится. На чужой сторонушк… рад своей воронушк…  Жить – Родин… служить. От зорьк….до зорьк…. моряки на вахт…. зорки.

-Какую орфограмму повторили? (Буквы е-и в падежных окончаниях существительных)

II. Объяснение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации при открытии  новой темы.

-Записать словосочетания в два столбика, выделяя окончания прилагательных:

великий народ –народ велик

любимая Родина – Родина любима

     светлое будущее – будущее светло

юные патриоты – патриоты юны

-Провести наблюдение над прилагательными левого и правого столбиков и выяснить, чем они отличаются.

-Давайте найдем название этим формам имен прилагательных. В русском языке они так и называются : полные и краткие.

-Сформулируйте тему урока.

-Какова цель урока?

Запись темы на доске и в тетрадях : « Полные и краткие имена прилагательные».Тема высказываний на уроке – Родина.

-Определите разряд полных прилагательных(качественные)

-Образуйте краткую форму от прилагательного русский (не могут)

-От каких прилагательных можно образовать краткую форму?

Вывод: краткие прилагательные образуются от качественных прилагательных.

-Как изменяются полные и краткие прилагательные? (по родам и числам)

-Попробуйте изменить падеж кратких прилагательных ( не могут)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: краткие прилагательные не изменяются по падежам.

2. Работа с учебником (стр.113), чтение правила.

-О какой важной роли кратких и полных прилагательных мы не упомянули? (о синтаксической)

-Каким членом предложения могут быть краткие прилагательные? ( только сказуемым)

-Сделайте вывод, в чем сходство и различие полных и кратких имен прилагательных?

III. Закрепление.

1.Списать текст, вставить и объяснить орфограммы, подчеркнуть прилагательные как члены предложения. Один ученик делает поморфемную запись прилагательных и определяет их разряд.

Высок над нами полог синий.

Широк вокру…. пр…стор земной.

Ты (с) нами, милая Россия,

На свет… нет другой такой.

И пусть м…тели дуют хлестко,

И пусть п…лит июльский зной.

Ты (с) нами, русская бере…ка,

На свете нет другой такой.

-Объяснить постановку выделенных знаков препинания ( обращение)

2.Прослушать текст и определить количество кратких прилагательных (развитие языкового чутья)

Все в тающей дымке:                        Здесь медленны реки,

Холмы, перелески,                             Туманны озера,

Здесь краски не ярки                          И все ускользает

И звуки не резки.                                 От беглого взора.

-Какую роль в языке выполняют краткие прилагательные? (делают речь богаче, выразительнее, образнее, эмоциональнее)

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

     Родина! Это особенн… слово полно глубок…смысла. Я вижу необ…ятные её просторы чу…ствую ласк…вый в…терок.

   Ш…роки её знойные степи обширны з…ленные леса выс…ки её неприступн… горы п…лноводны её кр…сивые реки необ…ятна глухая тайга.

   На многих языках гоаорят люд, нас…ляющие величествен… эту страну. Хороши задушевные песни её прекрасн… и мужествен… народа.

                                                                                     ( И.Соколов-Микитов)

Один ученик выписывает на доске слова с пропусками.

Взаимопроверка и сверка с доской.

IV.Рефлексия.

-Какова была цель урока?

-Удалось ли достигнуть цели?

-Какой этап урока показался наиболее интересным?

V. Домашнее задание.

- Выучить правило на стр.113, упр.№860.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....

Урок "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка по программе Е.Быстровой в 6 классе....