Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
цели урока. Слайд
- Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.
Уметь:
-Правильно употреблять прилагательные в речи;
-указывать морфологические признаки прилагательных;
-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilag_polnye_i_kratkie_urok.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе с элементами здоровьесбережения.
Полные и краткие прилагательные.
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке.
Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет- вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
11.Проверка Д/ З.(читают свои работы.)
День здоровья - синквейн ( задание для первого ряда)
Стихи или загадки о спорте.(задание для второго ряда).
Текст поздравления ко Дню здорового образа жизни. (задание для третьего ряда).
111. Актуализация опорных знаний.
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).
- Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).
- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).
- Что знаете об имени прилагательном? (ответы).
- Назовите начальную форму прилагательного.(м .р, ед.ч, им. п).
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).
Чёрное и серое.
Чёрное тихонько
Дремало на полу.
Серое тихонько
Пряталось в углу.
Чёрное тихонько
Лапой шевельнуло,
Серое проворно
Хвостиком вильнуло.
- Найдите прилагательное. Что с ним произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных?
(Они превратились в существительные).
- Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)
Мы повторили определение имени прилагательного. Какие орфограммы изучили по данной теме? (Падежные окончания глагола, О – Е- после шипящих в окончаниях глагола). Слайд № 1.
Работа по перфокартам.
Заполнение перфокарты. Я проверю, как усвоили предыдущую тему.
Заполнение перфокарты 1 вариант.
– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?
Больш..го, хорош..го, чуж..го, колюч..м, прыгуч..го, свеж..го, дремуч..го, горяч..го.
О |
|
|
|
|
|
|
| |
Е |
|
|
|
|
|
|
Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".
Заполнение перфокарты 2 вариант.
– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?
На свеж..м, больш..го, о могуч..м, в колюч..м, в чуж..й , похож..му, хорош..го, к старш..му .
О |
|
|
|
|
|
|
| |
Е |
|
|
|
|
|
|
Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"
Вывод: под ударением пишется О, без ударения- Е.
V1. Объяснение нового материала.
На доске:
мужественный
сильный
ловкий
вынослив
сосредоточенный
- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - вынослив).
Кто догадался , какая тема урока?
Запишите число, кл. работа, тему урока. Слайд № 2
Сформулируйте цели урока. Слайд
- Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.
Уметь:
-Правильно употреблять прилагательные в речи;
-указывать морфологические признаки прилагательных;
-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.
-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).
- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.
Я - учитель всей страны.
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.
Эта девочка умна.
Всё запомнила она.
Я люблю её одну.
Эту девочку умну.
Этот мальчик так умён.
Всё на свете знает он.
И услышит вся страна
Про мальчонку, про умна.
Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.
-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Спортсмен ловок и вынослив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..).
Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.
Сравните наш вывод с правилом в учебнике.
А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»):
-Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?
(Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи.)
Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. Слайд № 5
Для чего используют краткие прилагательные ?(Для краткости, лаконичности, выразительности- на них падает логическое ударение).
Будьте добры!
Будьте любезны!
Будьте внимательны!
Физминутка.
v. Закрепление материала.
1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием – цепочкой.
Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.
2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.
Длинный
Каменный
Бессердечный
Удивительный
Вкусный
Стеклянный
Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.
Учитель. Каменный, стеклянный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.
3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.
Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный.
Проверка.
4. Тест Слайд № 6 (проверка слайд № 7).
V1. Подведём итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).
Сегодня урок был……….
Мы выполняли………….задания.
Некоторые ребята………..и…………….
Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.
Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….
(смешно).
-Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Д/З: 1) упр .590.
2) Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.
3) сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку "Полные и краткие имена прилагательные"
презентация к уроку...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка по программе Е.Быстровой в 6 классе....
Урок в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные ".
План-технологическая карта. ФГОС...