Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

цели урока. Слайд

- Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

Уметь:

-Правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag_polnye_i_kratkie_urok.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе с элементами здоровьесбережения.

Полные и краткие прилагательные.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке.

Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет- вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы  спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

11.Проверка Д/ З.(читают свои работы.)

День здоровья - синквейн ( задание для первого ряда)

Стихи или загадки о спорте.(задание для второго ряда).

Текст поздравления ко Дню здорового образа жизни. (задание для третьего ряда).

111. Актуализация опорных знаний.

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).

- Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).

- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).

- Что знаете об имени прилагательном? (ответы).

- Назовите начальную форму прилагательного.(м .р, ед.ч, им. п).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

                                                    Чёрное и серое.

 Чёрное тихонько
 Дремало на полу.
Серое тихонько
  Пряталось в углу.

 Чёрное тихонько
    Лапой шевельнуло,
Серое проворно
        Хвостиком вильнуло.

- Найдите прилагательное. Что с ним произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных?

(Они превратились в существительные).

- Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)

Мы повторили определение имени прилагательного. Какие орфограммы изучили по данной теме? (Падежные окончания глагола, О – Е- после шипящих в окончаниях глагола).  Слайд № 1.

Работа по перфокартам.

Заполнение перфокарты. Я проверю, как усвоили предыдущую тему.

Заполнение перфокарты 1 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Больш..го, хорош..го, чуж..го, колюч..м, прыгуч..го, свеж..го, дремуч..го, горяч..го. 

О

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".

Заполнение перфокарты 2 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

На свеж..м, больш..го, о могуч..м, в колюч..м, в чуж..й , похож..му, хорош..го, к старш..му . 

О

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"

Вывод: под ударением пишется О, без ударения- Е.

V1. Объяснение нового материала.

На доске:

мужественный

сильный

ловкий

вынослив

сосредоточенный

- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - вынослив).

Кто догадался , какая тема урока?

Запишите число, кл. работа, тему урока. Слайд № 2

Сформулируйте цели урока. Слайд

- Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

Уметь:

-Правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.

Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.

-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Спортсмен ловок и вынослив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..).

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»):

-Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

(Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи.)

Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. Слайд № 5

Для чего используют краткие прилагательные ?(Для краткости, лаконичности, выразительности- на них падает логическое ударение).

Будьте добры!
Будьте любезны!
Будьте внимательны!

Физминутка.

v. Закрепление материала.

1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием – цепочкой.

Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.

2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.

Длинный

Каменный

Бессердечный

Удивительный

Вкусный

Стеклянный

Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.

Учитель. Каменный, стеклянный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.

3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.

Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный.

Проверка.

4. Тест Слайд № 6 (проверка слайд № 7).

V1.  Подведём итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

Сегодня урок был……….

Мы выполняли………….задания.

Некоторые ребята………..и…………….

Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….

(смешно).

-Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Д/З: 1) упр .590.

        2)  Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

        3) сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....

Урок "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка по программе Е.Быстровой в 6 классе....