рабочая программа по русскому языку для 8 класса ладыженская
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Булатова Лида Магруповна

рабочая программа по руссому языку для 8 класса под ред.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.8_zb.doc626.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (Тростенцова Л.А., Т.А.. Ладыженская,  А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, науч.ред.Н. М. Шанский //  «Просвещение» Москва 2007.

Сопоставление примерной и авторской программ выявило отсутствие в авторской программе следующих дидактических единиц (см. таблицу).

Разделы грамматики

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Речевая деятельность

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками

Синтаксис как раздел грамматики

Связь синтаксиса и морфологии

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи

Предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные

Простое предложение

Трудные случаи согласования определения с определяемым словом.

Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Интонация предложений с обращением. Синонимия вводных конструкций

Цели обучения русскому языку

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

4.        Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации обще
ния; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую ин
формацию.

5.        Применение знаний и умений в жизни.

1


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, ре-чеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

рецензировать устный ответ учащегося;

задавать вопросы по прослушанному тексту;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

при необходимости переходить на изучающее чтение;

читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

вести репортаж о школьной жизни;

строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

составлять инструкции по применению того или иного правила;

принимать участие в диалогах различных видов;

адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

пересказывать фрагмент прослушанного текста;

пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

-        составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:

находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

2

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

-        пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

распознавать части речи и их формы;

соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

-        применять орфографические правила;

-        объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,
морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

правильно строить предложения с обособленными членами;

проводить интонационный анализ простого предложения;

выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

тест;

проверочная работа с выборочным ответом;

комплексный анализ текста;

подробное и выборочное изпожение;

изложение с элементами сочинения-рассуждения;

сочинение - описание памятника;

сочинение на морально-этическую тему;

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

сочинение-рассказ на свободную тему;

устное высказывание на лингвистическую тему.

3

На изучение программного материала отведено 102 часа, из них на развитие речи -     12час.

Литература Для учащихся

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.

Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.

5.        Малюшкин   А. Б.   Комплексный   анализ   текста.   Рабочая   тетрадь:   8   класс /

A.        Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.

6.        Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреж
дений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-
дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

Для учителя

1.        Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./
Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.

2.        Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 клас
сы/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.

Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.

Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина,

B.        А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.

Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - PC, 1999.

Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -
М.: Просвещение, 1998.

Содержание учебного материала

 Рабочая программа – 102 часа

  Количество тем: -1 4

В неделю – 3 часа

Контрольных диктантов -6

Контрольных тестов – 2

Развитие речи – 2/10

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС

Тема урока


кол


час

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля. Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата проведения









План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час)

1

Русский язык в современном мире

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие «государственный     язык». Особый   политико-правовой      статус русского языка как государственного языка   Российской Федерации

Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать   его   функции   интеграции (объединения)  народов  России, причины потребности в общении на русском языке

Ответить   на   вопросы:

«В   каких   сферах деятельности функционирует русский   язык  как государственный?»,«Сколько государственных    языков может быть в одной стране?», «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков     народов, населяющих   Россию?»

Составить      устное высказывание,   опираясь      на      слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей    стране    немыслима без любви к своему языку»

РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 часов)

2.

Комплекс-ное повто-рение . Пунктуация и орфогра-фия

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Употребление знаков препинания

Уметь применять знаки препинания, знать фонетический и морфемный разбор слов.

Работа с деформированным текстом

Составить таблицу «Правописание гласных в корне слова»

3

Знаки пре-пинания: знаки завершения, разделения, выделения

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Употребление знаков препинания,  правописание гласных в корне слова

Уметь применять знаки препинания, уметь определять тему текста, стиль, тип

Работа с таблицей

§2, упр. 7,8

                                                                                                              5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Знаки препинания в сложном предложе-нии

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Употребление знаков препинания в сложном предложении

Уметь ставить  знаки препинания в сложном предложении, различать ссп и спп

Комментированное письмо

§3, упр.17

5

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Правописание Н и НН   в   суффиксах имен прилагательных,   причастий   и наречий

Уметь опознавать слова с изученными    орфограммами,    безошибочно  писать,   группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи

Объяснительный диктант,      анализ текста

§4,    упр.    24.    По опорным       словам составить     предложения,    определить синтаксическую роль слов с Н и НН

6.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями,   именами       существительными,    прилагательными   и   наречиями на -О

Уметь безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; 4) с местоимениями и наречиями, аргументировать   такую   группировку  частей  речи  в  связи  со слитным и раздельным написанием с НЕ

Диктант «Проверь себя»

§ 5, упр. 35

7.

P.p. Сочинение по упр.36

1

Уроки

развития

речи

Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств,     использование   просмотрового  чтения   по ключевым словам

Уметь создавать текст повествование с элементами описания, отработать навыки обучающихся находить точные и выразительные средства передачи собственных мыслей

Сочинение

Переписать в чистовик

8.

Обобща-ющее повторение

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Уметь находить орфограммы в словах, правильно строить предложения, видеть структуру предложения

Объяснительный диктант

Подготовиться к контрольному диктанту

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.

Контрольный

диктант по теме «Повторе-ние»

1

Урок контроля

Правописание Н и НН, слитное и раздельное     написание  НЕ, дефис  в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях  и   наречиях

Уметь на письме соблюдать орфографические   и   пунктуационные   нормы,   опознавать   части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки,   выявлять  смыс-ловые отношения    между   словами    в предложениях,  подбирать  синонимы  и антонимы  к указанным словам

Диктант с грамматическим заданием

РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 часа)

10.

Основные единицы синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание   и предложение     как предмет   изучения синтаксиса.      Синтаксическая     роль частей      речи      в предложении

Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические  связи  словосочетаний и предложений в составе синтаксиса

Синтаксический разбор предложений. Работа с художественным текстом: выделить словосочетания, которые помо-гают описать        внешность,     ха-рактер, поступки человека

§ 6, упр. 39. Разобрать    предложения   по   членам, дать им характеристику

11.

Текст как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие      текста. Композиция     текста.      Смысловая связь  частей   текста

Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства

Работа по карточкам

§ 7, упр. 47, 48.

12.

Предложение как единица

1

Урок усвоения новых знаний

Основная        единица    синтаксиса: предложение.   Виды     и     средства

Знать   интонационные   средства синтаксиса   (логическое   ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грамм-матическую   и  смысло-различительную роль;

Выразительное чтение     поэтических  и   прозаических текстов, создание     собствен-

§ 8, упр.52

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

синтаксической связи:   интонация, окончание,    предлоги, союзы

использовать синтаксические средства: формы слов, смысловую и грамматическую связь - в составлении предложений, знать роль служебных слов как средства связи

ных текстов с использованием средств синтаксической связи

13.

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

Основная        единица    синтаксиса: словосочетание

Знать структуру и значение словосочетания как единицы синтаксиса, уметь составлять именные и глагольные словосочетания

Работа с текстом

§ 9, упр. 55, 57

РАЗДЕЛ IV. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (3 часа)

14.

Виды словосочетаний

1

Урок усвоения новых знаний

Основные      виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного   слова.   Основные признаки словосочетания

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

§ 10, упр. 61, 63

15.

Синтаксические связи слов в словосочетании

1

Урок усвоения новых знаний

Виды    словосочетаний  по  способу связи слов: согласование,  управление,    примыкание.

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи

Распространить словосочетания, согласовать зависимое    слово    с главным,      поставить       существительное в нужном падеже,  заменить словосочетание синонимичным

§11, упр. 66(у), 67 (по заданию)

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16.

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Урок

закрепления      изученного

Синтаксический разбор словосочетаний

Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания

Тест.    Редактирование текста

§12. Упр. 72

РАЗДЕЛ V. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 часов)

17

Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Структура  простого     предложения. Главные       члены двусоставного предложения,   Основные типы грамматических основ

Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

Комментированное   письмо,   разбор   предложений по членам, конструирование   предложений с заданной    грамматической основой

§ 13,    упр. 75,  списать, указать грамматические        основы. Прочитать текст, составить  его  план  в форме  вопросительных      предложений, повествовательных предложений

18

Порядок слов в предложении. Интонация

1

Урок усвоения новых знаний

Прямой и обратный порядок     слов     в предложении.    Интонационные средства,        основные элементы    интонации       (изменение тона,       громкость, темп     произношения, паузы, логическое ударение)

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

Выразительное чтение      текстов. Ответить   на   вопросы:

«Как порядок слов влияет    на    смысловые      оттенки каждого     предложения?»,

«С   какой   целью используется    инверсия?»

§14, 15, упр. 87. Прочитать стихотворение       С. Есенина «Поет зима - аукает», определить, какие  слова  в  стихотворении несут наибольшую смысловую нагрузку.      Подготовить   выразительное чтение,    определить тему,      настроение, место    и    характер пауз, расставить логические ударения

9

1

2

3

4

5                                                 6                                                 7                                     8

9         10

19

Интонация, логическое ударение

1

Урок  закрепле-ния изученного

Интонация, логическое ударение

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

Творческий диктант

Стр. 44. Выполнить письменно задание, помеченное звездочкой

20.

Контроль-ный диктант «Царица лета»

1

Урок контроля

Правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов.

Тире между главными членами предложения, пунктуация при однородных членах в сложном предложении

Уметь на письме соблюдать орфографические   и   пунктуационные   нормы,   опознавать   части речи, определять в них морфемы, находить причастия в тексте.

Диктант с грамматическим заданием

21

Р.р. Описание памятни-ка

1

Урок развития речи

Текст-описание по картине

Уметь анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание

Работа по упр 88, 89

Упр. 89 (дописать)

РАЗДЕЛ VI. ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 часов)

22.

Главные члены двусоставного предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Главные       члены двусоставного предложения,   способы      выражения подлежащего. Особые случаи согласования    подлежащего со сказуемым

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом

Составить     предложение,   использовать в качестве подлежащих     неделимые     словосочетания. Предупредительный диктант

§ 17, упр. 93. Обозначить грамматические       основы предложений,    способ выражения подлежащих

10

1

2

3

4

5                                                 6                                                7

8

9

10

23.

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

1

Урок усвоения новых знаний

Виды   сказуемого. Простое    глагольное   сказуемое   и способы   его   выражения

Знать   виды   сказуемого.   Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты    согласования,    определять морфологические   способы   выражения    простого    глагольного сказуемого

Составить      план теоретического материала    параграфа,      подготовить   устное   высказывание «Способы    выражения простого   глагольного  сказуемого». Составить     предложения    с    глагольными       фразеологизмами      в роли сказуемых

§18,19, упр. 97. Прочитать отрывок из рассказа

Л. Н. Толстого «После бала» (от слов «Я взял перышко...»). Как вы воспринимаете повтор местоимения «Я» в качестве подлежащего? Чем оправдан повтор местоимения? Какие типы сказуемого использует автор?

24.

 Проверочный диктант

1

 Урок проверки знаний

 

 Уметь грамотно писать текст под  диктовку,найти простые глагольные сказуемые

 Написание   диктанта

 Выполнить упр.105

25.

Составное

глагольное

сказуемое.

Способы

его выражения

2

Урок     усвоения новых знаний

Составное       глагольное       сказуемое,  способы  его выражения

Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения,

различать простое и составное глагольное сказуемое

Заменить   составные     глагольные сказуемые         со вспомогательным глаголом   на   со- ставные    глагольные     с     крат-ким прилагатель-ным. Составить      план § 20,    про-иллюстрировать   каждый пункт плана своими примерами

§20, упр. 106. Списать,      определить главную мысль текста,    обозначить сказуемые

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26.

Составное именное сказуемое, способы его выражения

1

Урок усвоения новых знаний

Составное    именное       сказуемое, способы   его   выражения

Знать структуру составного именного  сказуемого,  различать  составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы    выражения    именной части составного именного сказуемого,   сопоставлять   предложения с синонимичными сказуемыми разных видов

Комментированное  письмо.  Устный связный ответ «Составное именное       сказуемое, способы   его   выражения»

§21, упр. 108. Составить     предложения  с  составным именным сказуемым, характеризующим человека  или  предмет, используя в качестве именной части полные и крат-кие прилагательные

27.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок усвоения новых знаний

1

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между      подлежащим и сказуемым

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения

Объяснительный диктант

§22, упр. 120. Составить     предложения   со   словами грамматика,      синтаксис, пунктуация, употребляя   их   как подлежащие

28.

Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми

1

Урок

закрепления      изученного

Виды    сказуемых. Тире   между   подлежащими   и   сказуемыми

Уметь определять морфологические  способы  выражения  главных членов предложения, различать   виды   сказуемых,   ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого

Конструирование и     реконструкция предложений     по определенным моделям,    осложненное    списывание

Составить устное высказывание «Тире между подлежащим и сказуемым»

29

Р.р. Изложение с элемен-тами сочи-нения- рас-суждения

1

Урок развития речи

Изложение  с элементами сочинения - рассуждения

Уметь пересказывать текст, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значении для каждого человека

Изложение с творческим заданием

Переписать в чистовик

РАЗДЕЛ VII. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 часов)

30.

Дополнение. Способы выражения дополнения

1

Урок усвоения новых знаний

Дополнение    прямое   и  косвенное. Способы   выражения дополнения

Знать определение дополнения, различать  прямое  и  косвенное дополнение,  способы  их  выражения,  уметь  опознавать  их  в предложении,   определяя   смысловые отношения

Разбор   предложений по членам. Осложненное   списывание.      Языковой анализ стихотворения

§24, упр. 130. Найти     ошибки     в употреблении существительных,    которыми        выражены

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

между словами,   роль   в   предложении,   не смешивать  подлежащее  и  прямое дополнение

  А. С. Пушкина «Зимний      вечер»: какие лекси-ческие, фонети-ческие, смысло-образовательные, синтаксические      средства языка делают картину  бури  осязаемой,          видимой, слыши-мой? Какова роль   втор. членов в тексте?

дополнения, исправить их

31.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1

Урок усвоения новых знаний

Согласованные    и несогласованные определения. Способы     выражения определения

Уметь   различать   определения согласованные  и  несогласованные, определять способы их выражения,    уметь    использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи

Творческое     списывание. Найти в тексте      согласованные и несогласованные определения,       указать, какие     определения     обозначают ус-тойчивые     признаки   предметов, а какие указыва-ют лишь  на  от-ношения   между   предметами

§25, упр. 135. Заменить    согласованные     определения   на   несогласованные, определить роль определений в тексте

32.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

1

Урок усвоения новых знаний

Приложение      как разновидность определения.   Знаки препинания      при приложении

Уметь распознавать приложения среди    других    второстепенных членов  предложения,  использовать    приложения    в    качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении

Составить  план  к теоретическому материалу     параграфа,        каждый пункт   плана   проиллюстрировать своими примерами

§26, упр. 141. Определить, что обозначают при-ложения. Выписать из учебника  лите-ратуры  пять предл. с приложениями.      Ответить    на     во-просы: «Каковы     основные свойства     приложения?»,  «Чем  приложение отличается от определения?»

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33.

Обстоятельство. Способы его выражения

1

Урок

усвоения" новых знаний

Виды          обстоятельств по значению. Способы выражения     обстоятельств

Уметь  различать  виды  обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания   речи   точности,   ясности, выразительности,    использо-вать как средство связи предл. в повествовательных текстах

Конструирование предложений.   Заполнить    таблицу «Виды        обстоятельств»    своими примерами

§27, упр. 159. Указать,  чем  выражены обстоятельства,   определить   их значения

34.

Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусостав-ного предложения

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Главные  и  второстепенные   члены предложения. Способы   их   выражения. Трудные случаи   согласования определения с определяемым   словом

Уметь   определять   грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические  способы  выражения  главных  и   второстепенных  членов, различать разные виды сказуемых,   отличать   подлежащее   от прямого    дополнения,    ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемых,   нераспространенных   и распространенных предложений, редактировать    предложения    с нарушением         синтаксической нормы,  использовать  прямой  и обратный порядок слов в текстах разных стилей

Предупредительный,   графи-ческий диктант.

Л. Успенский    сказал: «Из всех орудий язык - самое удивитель-ное      и сложное».    Составить      небольшое сочи-нение-рассужде-ние, опираясь на это   высказывание Л. Успенского.   Ответьте на вопро-сы: «Можно   ли   язык назвать     орудием труда?»,   «А   оружием борьбы?»

§34, упр. 160. Составить план текста,        пересказать текст по плану

35 36

P.p. Характеристика человека как вид текста

2

Уроки

развития

текста

Характеристика человека   как   вид текста,    строение, языковые   особенности

Понимать    особенности    такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида,  использовать языковые  средства,   соблюдать  на письме литературные нормы

Сочинение-характеристика

Привести свои примеры к каждому вопросу (контрольные вопросы на стр. 82)

37.

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Главные  и  второстепенные   члены предложения. Способы выражения

Уметь   определять   грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов   предложения,   производить

Диктант с грамматическим заданием

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении

РАЗДЕЛ VIII. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 часов)

38.

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений

1

Урок усвоения новых знаний

Односоставные предложения,     их основные   группы. Главный член односоставного предложения

Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения

§30, упр. 172

39.

Опреде-ленно-лич-ные предложения. Их структурные и смысловые особенности

1

Урок усвоения новых знаний

Определеннолич-ные предложения. Их структурные  и смысловые      особенности

Знать структурнограмматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения

Составить диалоги с     употреблением форм  1  и 2 лица глаголов,     повествовательных,     побудительных и вопросительных предложений. Проанализировать   использование  опре-деленноличных предложений в эпистолярном    жанре (анализ        письма Тряпичкина     Хлестакову;

Н. В. Гоголь «Ревизор», явл. 8, дейст. 5),   в   разговорной речи (А. С. Пушкин, «Капитанская   дочка»,   глава   «Сирота», сцена освобождения Маши)

§32, упр. 185. Написать      приглашение    (поздравление) другу,  использовав определенно-личные    предложения. Подобрать пословицы,   имеющие форму    определен-ноличных     предложений

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

40.

Неопреде-ленно-лич-ные предложения, их структурные и

смысловые особенности

1

Урок усвоения новых знаний

Неопределенно-личные предложения,   их   структурные и смысловые особенности

Знать структурнограмматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

Сопоставительный анализ определенно-личных и неопределенно-личных      предложений  как симан-тически    противоположных       друг другу.     Конструирование    предложений

§33, упр. 191. Выписать     неопределен нол ичные предложения из художественных   произведений

41.

Вопрос об обобщен-ноличных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

Обобщеннолич-ные предложения

Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них, опознавать данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщенным значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения)

Сконструировать односоставные предложения       с обобщенным  значением,     продолжить      известные пословицы

Написать небольшое сочинение (6-7 предложений) по одной из пословиц: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Поспешишь - людей насмешишь»

42.

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

1

Урок усвоения новых знаний

Безличные    предложения, их структурные и смысловые особенности

Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи

Составить      предложения   по   схемам.   Включить   в связный текст безличные предложения, которые обозначают   1)  физическое или духовное состояние человека;          2) состояние    природы или    окружающей обстановки; 3) стихийное проявление сил          природы; 4)невозможность совершения    действия

§ 35, упр. 205. Составить сложные предложения,   употребив в них безличные предложения

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

43.

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

1

Урок

закрепления      изученного

Безличные    предложения, их структурные и смысловые особенности

Уметь   определять   структурные типы   безличных   предложений, морфологические   средства   выражения   сказуемого;   различать односоставные  и  двусоставные предложения;   использовать  синонимические       односоставные предложения,  сопоставляя личные и безличные предложения; включать  безличные  предложения в текст, правильно ставить знаки   препинания    в   сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения

Тест

Создать небольшой текст, передающий состояние человека, созвучное его настроению и состоянию природы, включить в него безличные предложения. (Возможные темы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро»)

44 .

P.p.Контрольное

сочинение-рассуждение на свободную тему

2

Уроки

развития

речи

Сочинение-рассуждение:      тезис, аргументы,   вывод. Информативность аргументов.      Размышление   об   ответственности    человека     за     свои слова с опорой на личный опыт

Уметь   создавать   собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать   свое   мнение,   соблюдать на письме нормы русского литературного языка

Сочинение-рассуждение

/

45

Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности

1

Урок усвоения новых знаний

Назывные     предложения. Их структурные и смысловые особенности

Знать структурные особенности и особенности   употребления   назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в   собственных   высказываниях как средство лаконичного изображения    фактов    окружающей действительности,   характеризовать сферу употребления назывных предложений

Анализ   фрагментов   из  художественных    произведений    (стихотворения       А. Фета, А. Твардовский «Василий       Теркин»). Определить роль       назывных предложений

§31, упр. 180

46.

Неполные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Неполные     предложения.   Предложения   полные   и неполные.   Неполные   предложения в диалоге и слож-

Знать общее понятие неполных предложений,   понимать   назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять    в    собственных    вы-

Преобразовать полные      двусоставные предложения   в   неполные, проанализировать язык

§37, упр. 215. Составить     диалог на тему «После ремонта         квартиры (дома,    школы)»    с использованием

17

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ном предложении

оказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных

Д. И. Фонвизина («Недоросль», действие 4, явление    8)    с   точки зрения   использования в сцене неполных      предложений

неполных предложений

47.

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Употребление   односоставных предложений  в устной и  письменной  речи.      Синтаксический разбор односоставных     предложений

Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

Составление предложений-ответов на подобранные  учащимися  вопросы.   Распространить     назывные     предложения.  Проанализировать образцы текстов различных стилей

§38, упр. 216. Найти в газете или журнале   репортаж. Определить,   в   каком стиле он написан? Привести примеры    характерных языковых средств

48.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Односоставные предложения,     их грамматические признаки.       Виды односоставных предложений. Морфологические средства   выражения главного члена

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы

Сочинение-миниатюра по одной   из   тем,   например    «Лесные сокровища» (включить односоставные    предложения)

*

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

49.

Контрольная работа

(тест)

1

Урок контроля

Виды  односоставных предложений. Употребление   односоставных и неполных предложений

Уметь  различать  виды  односоставных   предложений,   определять  способы  выражения  главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять   знаки   препинания, выразительно читать

Тесты

РАЗДЕЛ IX. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1 час)

50.

Понятие об осложненном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Осложненные      и

неосложненные

предложения

Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в   соответствии   с   изученными правилами

Конструирование предложений, разбор    по    членам, составление схем, графический   диктант

§ 39, упр. 222. Расставить      пропущенные   знаки   препинания, произвести синтаксический       и пунктуационный разбор одного предложения

РАЗДЕЛ X. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 часов)

51.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Предложения с однородными      членами.       Средства связи   однородных членов   предложения.     Интонационные       и       пунктуационные      особенности    предложения  с  однородными членами

Уметь   опознавать   однородные члены   (распространенные,   нераспространенные,   выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях    с   однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

Сопоставить   конструкции    с    распространенными и нераспространенными  однородными   членами,   определить функции сочинительных союзов,   дописать предложения       с данным началом

§ 40, упр. 226. Подчеркнуть    однородные члены предложения,      определить        отношения между ними

52.

Однородные и неоднородные определения

1

Урок усвоения новых знаний

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные   определения   на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями

Составить ' конспект текста правила, чтобы им удобно было пользоваться

§41, упр. 239. Расставить      знаки препинания.  По каким признакам можно  обнаружить   однородные     определения?

19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

53.

Однородные и неоднородные определения

1

Урок

закрепления      изученного

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений

Предупредительный диктант

§ 42, упр. 244 (I, II). Написать     небольшой текст - описание   внешности  человека,     используя однородные и неоднородные     определения.    Сформулируйте свой замысел, озаглавьте текст

54.

P.p.Кон-трольное

изложение (текст -сравнительная характеристика)

1

Урок

развития

речи

Изложение - сравнительная    характеристика

Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека

Изложение текста -    сравнительная характеристика

55.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Урок усвоения новых знаний

Однородные   члены    предложения, связанные сочинительными    союзами,   и   пунктуация при них

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания

Комментированное   письмо.   Выделить    однородные члены  и определить отношения  между  ними. Составлять схемы предложений", конструировать предложения     по схемам

§ 43, упр. 252. Включить     одиночные    и    повторяющиеся        соединительные   союзы    в данные бессоюзные ряды,       завершить построение предложений   по   данному началу

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

56.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Урок     закрепления изученного

Однородные   члены, связанные сочинительными союзами,   и   пунктуация при них

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах

Изменить структуру     предложения путем       подбора одно-родных  членов.       Составить предложения       с данными    рядами однородных   членов.   Графический диктант

Составить      устное высказывание   «Однородные       члены предложения          и пунктуация при них»

57.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

Обобщающие слова   при   однородных членах и знаки препинания      при них

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Составить  схемы. Вставить  в  предложения        обобщающие      слова. Составить     алгоритм   применения правила

§ 44, упр. 272. Прочитать,       указать обобщающие   слова, списать,   расставить знаки      препинания, составить        схемы предложений

58.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

Урок

закрепления      изученного

Обобщающие слова   при   однородных членах предложения   и   знаки препинания       при них

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей

Подобрать к данным     наименованиям общих понятий        соответствующие  наименования        частных понятий,      составить      предложения,       используя наименования родовых   и   видовых   понятий.   Изменить      взаиморасположение однородных   членов и       обобщающих слов.     Составить связное   высказывание,     включить изученные синтаксические      конструкции

Исправить ошибки в согласовании       однородных  членов  и обобщающих    слов. Ответить  письменно на    вопросы,    употребляя   однородные члены   и   обобщающие слова: «Чем хороша пора школьных каникул?»,   «Наблюдали ли вы картины природы   во   время каникул?»,    «Какими увлекательными   занятиями   наполнены были    дни    вашего отдыха?»

21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

59.

Синтаксический и пунктуационных разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Синтаксический    и пунктуационный разбор   предложений с однородными членами.    Стилистические          особенности    предложений  с  однородными членами. Синонимия     простых предложений с однородными      членами  и  сложносочиненных   предложений

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов

Написать   сочинение-миниатюру (на выбор): 1) в деловом стиле        (рекламное объявление    турбюро); 2) в научном стиле (о географических   особенностях     местности); 3) в художественном стиле (о   достопримечательностях:      что может    заинтересовать  туриста  в нашем городе)

§ 45, 46, упр. 277, 280.

Списать, расставить знаки препинания, озаглавить текст, графически обозначить изученные орфограммы

60.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Средства связи однородных     членов предложения. Знаки препинания       при однородных членах. Интонационные     и пунктуационные особенности   предложений    с   однородными членами

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

Тест

§ 40-46, упр. 277, 280.

Подготовить сообщение «Пунктуация в предложении с обобщающими словами при однородных членах»

61

Контрольный диктант «Берегите природу»


1

Урок контроля

Однородные   члены предложения

Проверка знаний учащихся

Диктант с грамматическим заданием

22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

62 -63

P.p.Кон- трольное

сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц,

особенности строения текста

2

Уроки

развития

речи

Сочинение - сравнительная    характеристика       двух знакомых лиц

Уметь создавать текст - сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство и различие,  строить  высказывание на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), использовать для выражения     различия     антонимы, предлоги, союзы, вводные слова, параллельные       синтаксические конструкции, для которых характерна           сопоставительно-противительная интонация

Сочинение

Написать сочинение на лингвистическую тему  «Приставка   и суффикс»,   «В   чем сходство и различие между прилагательным    и    причастием?», «В чем сходство и различие между     наречием     и деепричастием?» (на выбор)

РАЗДЕЛ XI. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов)

64.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие   об   обособлении     второстепенных  членов предложения

Иметь   представление   об   обособлении   как  способе   придать второстепенным членам предложения   относительную   смысловую самостоятельность, особую значимость     в     высказывании; уметь   характеризовать   разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены,  выраженные причастными и деепричастными оборотами

Комментированное письмо

§ 47, упр. 289. Списать, расставить знаки препинания

65.

Обособление согласованных распространенных и нерас-

1

Урок усвоения новых знаний

Обособление    согласованных   распространенных    и нераспространенных  определений. Выделительные

Уметь находить грамматические условия обособления определений,   выраженных   причастными оборотами и прилагательными с зависимыми   словами,   а   также согласованные одиночные опре-

Конструирование предложений,   замена      необособленных определений      обособленными

§ 48, упр. 299. Прочитать,      найти обособленные        и необособленные согласованные    определения,  опреде-

23

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

простра-ненных определений. Выделительные знаки препинания при них

знаки   препинания при них

деления, относящиеся к существительным,   интонационно   правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста

лить   причину   обособления

66.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

1

Урок

закрепления      изученного

Обособление    определений.   Выделительные    знаки препинания      при них

Уметь опознавать условия обособления определений,  интонационно   правильно   произносить предложения  с  обособленными определениями,   при  пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания,   использовать  обособленные  определения  в  текстах разных стилей и типов

Выразительное чтение   примеров, четкая оценка случаев обособления и    необособления определений

§ 48, упр. 300 (заменить    обособленные    определения    придаточными предложениями, сложные предложения -    простыми с обособленными  определениями)

67.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

1

Урок

закрепления      изученного

Обособление    определений   с   обстоятельственным оттенком,   обособление    несогласованных  определений

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений   с  обстоятельственным   оттенком значения,  несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные    функции обособленных определений в художественной речи

Составить      план ответа    «Обособление   несогласованных определений».   Сформулировать   вывод   об общих     правилах обособления    согласованных        и несогласованных определений   .

Составить    предложения с причастным оборотом,   стоящим перед     определяемым словом, имеющим       добавочные значения.   Из  худо-жесвенного    произведения     выписать отрывок   с   обособленным    определением,        прочитать текст,        соблюдая правильную     интонацию, оценить выразительность     определений

68 69.

P.p. Сочинение- рассужде-ние на дис-куссионную тему

2

Уроки

развития

речи

Рассуждение  

Уметь         создавать         текст-рассуждение, сохраняя его композиционные   элементы   (тезис, доказательства,   вывод),   ориентируясь на определенного чита-

Сочинение по упр. 304

24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

теля   или   слушателя,   отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

70.

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

Обособление    согласованных   приложений.  Выделительные        знаки препинания      при них

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями,   правильно   ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

Конструирование, замена одних конструкций другими, устно     составить автобиографию, назвать   приложения

§ 50, упр. 307. Подготовить устное сообщение «Общее и различное в обособлении             определений и приложений»

71.

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них

1

Урок

закрепления      изученного

Обособление приложений.  Выделительные        знаки препинания      при них

Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки  препинания,  интонационно правильно   произносить   предложения с обособленными приложениями,   использовать  обособленные приложения в разных стилях и текстах речи

Оценка и разбор смешанных примеров из литературных источников (выделить и объяснить случаи обособления приложений)

§50, упр. 311,313. Составить доверенность   и    расписку, назвать приложения и  условия  их  обособления

72.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Урок усвоения новых знаний

Обособление    обстоятельств,     выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять условия обособления   обстоятельств,   выраженных   деепричастным   оборотом и одиночным деепричастием,     находить    деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств,   использовать   в   речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь  заменять   их  синонимичными конструкциями

Составить   схемы предложений. Преобразование предложений

§51, упр. 320. Найти границы деепричастных     оборотов. Ответить на вопрос: какие варианты расстановки    знаков препинания  возможны и почему?

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

73.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Урок

закрепления      изученного

Обособление    обстоятельств,     выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить   знаки   препинания   при обособлении,       конструировать предложения   с   деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные     обстоятельства как                      изобразительно-выразительные средства в художественной речи

Придумать   и   записать  предложения,   используя   в них       одиночные деепричастия      и словосочетания (лежа  на  берегу, сидя у костра) и фразеологические обороты

§51, упр. 322. Исправить ошибки в построении предложений  с  деепричастным оборотом

74.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Отсутствие       или наличие     запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Уметь   опознавать   синтаксические   конструкции   с   КАК,   правильно ставить знаки препинания в  предложении  со  сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать   сравнительный   оборот   в текстах разных стилей и типов речи

Синтаксический   и пунктуационный разбор предложений

Из текстов изученных художественных произведений выписать предложения с КАК, объяснить наличие или отсутствие знаков препинания

75.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Урок усвоения новых знаний

Обособление    обстоятельств,     выраженных существительными         с предлогами

Знать основные условия обособления  обстоятельств,   выраженных   существительными   в   косвенных   падежах,   интонационно правильно  произносить  предложения с обособленными обстоятельствами  уступки  и  причины, выраженными   существительными с предлогами, правильно расставлять знаки  препинания  при них

Диктант «Проверяю себя»

Написать   текст   об ученом-лингвисте, определить, к какому стилю        относится текст, найти предложения с однородными и обособленными членами.   Составить схемы этих предложений

76.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки пре-

1

Урок усвоения новых знаний

Обособленные уточняющие    члены    предложения. Выделительные знаки   препинания при     уточняющих членах   предложения

Иметь  представление  об  уточняющих членах предложения и о свойствах,   отличающих   их   от обособленных   оборотов,   уметь опознавать   уточняющие   члены на           основе           семантико-интонационного  анализа  высказывания

Выразительное чтение  предложений с интонацией выделения    уточняющих     членов, составление предложений,    синтаксический разбор

§ 52, упр. 326. Списать, расставить знаки     препинания. Составить    предложения    с   уточняющими    дополнениями

 26

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

пинания при уточняющих членах предложения

77.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предл., их смысловая и интонацион-ная особен-ности

1

Урок

закрепления      изученного

Уточняющие,     поясняющие,       присоединительные члены    предложения, их смысловая и    интонационная особенности

Умение производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами  предложения, соблюдать интонацию уточнения

Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) «Вид из окна», «На реке», «На рыбалке», «На помощь старшим» (на выбор), используя уточняющие обстоятельства места и времени

§ 53, 54, упр. 330, 333.

Составить небольшой текст «На стадионе», включив предложения с уточняющими дополнениями с предлогами кроме, помимо, включая, наряду и др.

78.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Обособление   второстепенных   членов   предложения. Постановка знаков препинания      при обособлении.   Наблюдение         над употреблением предложений        с обособленными членами в устной и письменной речи

Уметь определять и выделять на письме  обособленные   второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений,  отличие  в обособлении   согласованных   определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных   причастным   оборотом, и обособлении обстоятельства,  выраженного деепричастным оборотом,   создавать   тексты   с включением   различных   случаев обособления,  обосновывать синтаксические    нормы    построения предложений   с   обособленными членами и выразительно читать их

Предупредительный диктант

§ 47-54.

Подготовить устное сообщение (на выбор): «Сходство и различие между обособлением согласованных определений», «Отличие в обособлении согласованных определений и приложений»

79.

Контрольный диктант «Город, в котором я родился»

1

Урок контроля

Обособленные члены, знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические   и   пунктуационные нормы

Диктант

27

1

2               3              4

5                                                 6

7                                   8                        9         10

РАЗДЕЛ XII. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 часов)

80.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении

1

Урок усвоения новых знаний

Обращение,      его функции  и  способы       выражения. Выделительные знаки при обращении

Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения   обращения   в   речи (звательная, оценочная и изобразительная   функция   обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности  предложений с обращениями

Составить   таблицу   «Запятая   при обращении»

§ 55, 56, упр. 346. Составить диалог (о прочитанной   книге, фильме)   используя обращения,      стоящие  в  начале,  середине, конце предложения

81.

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений

1

Урок

закрепления      изученного

Обращение, знаки препинания      при нем.      Интонация предложения        с обращениями. Наблюдение за употреблением        обращений  в  разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Уметь  интонационно  правильно произносить предложения, употреблять   формы   обращений   в различных   речевых   ситуациях, различать обращения  и  подлежащие двусоставного предложения

Прочитать    стихотворение

А. С. Пушкина «Няня».       Объяснить постановку   знаков препинания      при обращениях.   Сделать вывод, как с помощью обращения   можно   выразить свое отношение.    Какие    еще языковые средства (лексические, грамматические) могут выражать авторское     отношение?  Найти  их  в стихотворении

§ 57, 58, упр. 355. Написать      письмо маме, бабушке. Использовать     разнообразные    обращения    как    средство выражения     своего отношения к самому близкому   и   любимому человеку

82.

P.p. Составление делового письма

1

Урок

развития

речи

Составление    делового письма

Уметь    составить    собственное высказывание    в    официально-деловом   стиле,   сохраняя   его особенности,   соблюдая   специфику  жанра   (деловое   письмо), использовать обращение, учитывая   адресат   и   цель  делового письма

Деловое письмо

28

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

83.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

1

Урок усвоения новых знаний

Вводные   конструкции (слова, словосочетания,      предложения).    Группы вводных   конструкций   по   значению. Выделительные знаки    препинания при   вводных   словах,    словосочетаниях

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения    субъективной    оценки высказывания,  уметь   выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов,   правильно   ставить   знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо

§59-61,       упр. 366,

367.

Объяснить значение

вводных слов

84.

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

1

Урок

закрепления      изученного

Вводные      слова, словосочетания   и знаки   препинания при них

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации,   правильно   расставлять знаки  препинания  при  вводных словах,    соблюдать    интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую   замену   вводных слов

Конструирование

предложений.

Взаимодиктант

§ 62, упр. 369. Ввести в предложения вводные слова, выражающие   большую   степень   уверенности. Как изменился характер высказываний?

85.

P.p.

Публичное выступление на общественно значимую тему

1

Урок

развития

речи

Публичное   выступление   на   общественно значимую тему    (упр.    386). Разграничение понятий    «публичный» и «публицистический».     Требования к устному выступлению

Знать требования к устному выступлению,    понимать    значение понятий «публичный» и «публицистический»,   уметь   использовать характерные   для   публицистического стиля средства языка, самостоятельно   отбирать,   обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные   современные   проблемы общества,  аргументированно  отстаивать свои взгляды, убеждения

Подготовка рабочих материалов (выбор темы, аудитории, цели своего выступления)

Подготовить      публичное выступление «Что такое радость познания, связанная с изучением родного   языка,    родного слова»   или  «Телевидение:  слабые  и сильные стороны»

86.

Вводные предложения, знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

Вводные    предложения, знаки препинания при них

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно   строить,    выразительно

Составление связных текстов на заданные темы (рассуждение с включением вводных слов, словосочета-

Написать письмо  в редакцию    журнала или газеты (выбрать тему,   использовать обращения,      вводные слова  и  пред-

29

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

читать предложения с вводными конструкциями

ний и предложений, определяющих  отношение       между отдельными    мыслями и отдельными частями)

ложения)

87.

Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций

1

Урок усвоения новых знаний

Вставные     конструкции,   особенности   употребления вставных      конструкций

Иметь представление о вставных конструкциях   и   их   смысловых отличиях   от   вводных   слов   и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме

Диктант    «Проверяю себя»

Составить ответ -рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются?». Использовать вводные слова

88.

Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Вводные   конструкции   как   средство выражения   оценки высказывания, воздействия  на собеседника.      Группы вводных    слов    и выражений по значению.      Вводные предложения        и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения.  Знаки  препинания

Уметь   производить  синтаксический разбор предложений с вводными    конструкциями,    обращениями   и   междометиями,   правильно  ставить  знаки  препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены   предложения,   использовать вводные слова как средство связи   предложений   и   смысловых частей текста, различные формы обращений  в  речевом  этикете, риторические    обращения     как прием  публицистическрго  и  художественного стилей

Проанализировать     употребление междометий в 3 явлении 1 действия        комедии Н. В. Гоголя    «Ревизор».         Какую роль играют междометия    в   речи персонажей?   Составить     памятку «Как готовиться к уроку        русского языка»,   включить вводные слова

Исправить предложения со словами-сорняками (где вводные слова употреблены неоправданно)

89.

Контрольный диктант «На охоте»

1

Урок контроля

Вводные   конструкции   как   средство выражения   оценки высказывания, воздействия  на собеседника.      Группы вводных    слов    и выражений по зна-

Уметь   производить   синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями  и  междометиями,  правильно ставить знаки препинания, производить   синонимическую   замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предло-

Диктант с грамматическим заданием

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

чению.      Вводные предложения        и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения.  Знаки  препинания

жения,     использовать     вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений  в речевом   этикете,    риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей

РАЗДЕЛ XIII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (6 часов)

90.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания

1

Урок усвоения новых знаний

Способы  передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.      Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях   с   прямой речью

Знать основные  способы  передачи чужой речи, уметь выразительно   читать   предложения   с прямой   речью,   правильно  ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку

Составление схем, конструирование предложений        с прямой  речью  по схемам. Подобрать свои        примеры, проиллюстрировать схемы  предложений с прямой речью  в  таблице. Составить диалоги

§ 65, упр. 405. Расставить      знаки препинания,   составить схемы предложений

91.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

Урок усвоения новых знаний

Предложения       с косвенной   речью. Замена       прямой речи косвенной

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи

Конструирование предложений       с разными      способами       передачи чужой речи

§ 66-68.

Из                рассказа М. Горького   «Старуха  Изергиль»  выписать примеры с прямой речью и определить, где слова автора используются для характеристики

92.

Цитаты и знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

Цитаты    и    знаки препинания      при них

Знать правила оформления цитат,   уметь   вводить   цитаты   в речь,   правильно  ставить  знаки препинания при цитировании

Записать под диктовку текст, определить, какую функцию в тексте выполняет цитирование

Подобрать 2-3 цитаты на одну из тем:

1)        о русском языке,
его богатстве;

2)        о книге;

3)        об  отношении   к
природе;      показать
способы    включения
цитат в сочинение

31

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

93.

Систематизация и обобщение изученного по теме

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Способы передачи чужой   речи:   прямая   и   косвенная речь.    Синонимия предложений        с прямой   и   косвенной    речью.     Использование    разных  способов  цитирования   в   собственных речевых высказываниях

Уметь   производить   синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную  замену предложений  с прямой и косвенной речью, пунк-туационно   оформлять   предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью

Объяснительный диктант,   произвести    пунктуационный разбор

Как вы понимаете слова М. Цветаевой «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки - ноты, в воле читателя осуществить или исказить...» Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую и косвенную речь

94 95.

Р.р. Рассказ

2

Уроки

развития

речи

Композиция     рассказа, использование    в    рассказе диалога   как   тек-стообразующего элемента

Уметь создать текст повествовательного    характера,    сохраняя типологические        особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение-рассказ по данному началу с включением диалога

XIV. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (7 часов)

96.

Синтаксис и морфология

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.     Разнообразие   синтаксических   конструкций.   Первичные  и вторичные функции различных    частей речи

Уметь опознавать части речи по их   грамматическим   признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи   разные   виды   омонимов, виды и средства синтаксической связи

Анализ текста

§ 73, упр. 436

97 98.

P.p. КОНТРОЛЬНОЕ изложение

2

Уроки

развития

речи

Текст как речевое произведение

Уметь    пересказать    фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка  на письме

Изложение

99.

Синтаксис и пунктуация

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Пунктуация как система   правил   правописания  предложений.  Знаки  препинания,  их функ-

Понимать     смыслоразличитель-ную   роль   знаков   препинания, уметь   пунктуационно   грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными чле-

Взаимодиктант

§74.

Составить инструкцию о выборе знаков препинания в разных  синтаксиче-ских

32

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении

нами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания

конструкциях

100.

Синтаксис и

культура

речи

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений

Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

Тест

§ 75, упр. 448

(отредактировать

письмо)

101

Итоговый тест.



1

Уроки контроля

Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи

Урок проверки, оценки знаний учащихся

Тест

102.

Работа над ошибками, допущенными в тестах.

1

Урок коррекции знаний учащихся

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.8 класс. Ладыженская

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-...

Рабочая программа по русскому языку.9 класс. Ладыженская.

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Ладыженская

Развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ладыженская, фгос

Программа по строена в соответствии с требованиями ФГОС на основе рабочей программы под ред. Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку,6 класс (Ладыженская)

Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образова...

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Ладыженская. ФГОС. 2014 ч.

Рабочая программа соотвестствует требованиям ФГОС. Тематическое планирование отражает УУД,...