Программа элективного курса "Речевой этикет"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Анисимова Елена Валерьевна

 

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творчески хспособностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке, повыситькультуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.

Цель этого курса–  обобщение и углубление теоретических знаний по русскомуязыку, усвоение учащимисяосновных этикетных формул и умение правильноиспользовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_kulture_rechi.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

               

                                                                                             

Единственная настоящая роскошь –   это роскошь человеческого общения.

 (А. Сент-Экзюпери)

   

Речь - одна из важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображения, эмоции детей. Поэтому развитие речевых навыков учащихся является одной из главных задач школьного курса русского языка. Считаю, что развитие речи предполагает целенаправленную работу в области культуры речи. К сожалению, ученики нередко допускают грубые ошибки, отступления от норм литературного языка, не всегда точно, логично и последовательно выражают свои мысли.

Цель этого курса –  обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет  отработать, углубить и систематизировать  знания о языке, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.

Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), задания по развитию речи.

Основные задачи курса:

  1. познакомиться с историей русского речевого этикета;
  2. уметь употреблять этикетные формулы в различных речевых  ситуациях собеседнику; 
  3. научиться правильно вести спор;
  4. выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
  5. уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
  6. составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы.

Оборудование и материалы: 

  1. учебники, лингвистические словари, справочники;
  2. тестовые задания по русскому языку;
  3. памятки по культуре речи.

Оборудование и материалы: 

  1. учебники, лингвистические словари, справочники;
  2. тестовые задания по русскому языку;
  3.  памятки по культуре речи ( некоторые составляют дети).

Темы занятий

Основные

вопросы

Основные понятия

Формы работы

Проверка знаний:

виды контроля

Часы

Правила речевого этикета. Вежливость и этикет.

Для чего нужны этикетные слова?

Этикет, речевая ситуация

Беседа, анализ предложенного текста

Сочинение “вредных” советов.

1

Из истории русского этикета.

Как обратиться к собеседнику?

Исторические изменения

Лекция, конспектирование,

Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.

1

Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях

Как обращаться к собеседнику?

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

Ситуация знакомства. Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах.

Работа в группах.

Ролевая игра.

Написание писем.

Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.

1

Умение спорить.

Разговоры со взрослыми.

Спорим или ссоримся?

Как правильно вести диалог?

Части спора

Решение проблемных ситуаций.

Работа в группах.

Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов.

1

Формулы вежливости: просьба, извинение, утешение, поздравление, пожелание, приглашение.

Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?

Формулы вежливости.

Работа в группах.

Ролевая игра.

Работа с фразеологизмами.

Составление диалога.

1

Роль мимики и жестов в жизни человека.

О чём расскажут мимика и жесты?

Мимика, жесты, позы, телодвижения.

Анализ текста художественного произведения

Сообщения учащихся.

1

Роль интонации в речевом общении, речь героев в художественных произведениях.

Знаем ли мы правила литературного произношения?

Интонация логическое ударение, пауза, мелодика речи,

Словарная работа

Работа в группах.

Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.

2

Речевой этикет других народов.

Зачем надо знать речевой этикет других народов?

Речевые ситуации.

Заочное путешествие. Сообщения учащихся.

Сформулировать практические рекомендации туристам.

1

Изменения в речевом этикете.  Общение в Интернете.

Нужны ли орфографические правила?

Урок – практикум: работа в Интернете

Работа в группах.

Написать заметку “Новое в русском речевом этикете”

1

Речевой этикет – культура общения – воспитанность.

Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?

Культура общения – воспитанность.

Урок – диалог по итогам изучения речевого этикета.

Сочинение-миниатюра «Я и этикет».

1

Ожидаемые результаты обучения:

  1. учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
  2. иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
  3. знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
  4. владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  5. иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
  6. уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
  7. уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

 Информационно-методическое обеспечение программы:

  1. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
  2. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.
  3. «Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
  4. Занимательная грамматика русского языка.
  5. Лингвистические словари.
  6. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  7. Учебники русского языка.
  8. С.И.Львова «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики» - М., 2004.
  10. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006
  11. Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой» М., 1988

МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»

           

                                                   Единственная роскошь настоящая роскошь-

                             это роскошь человеческого общения.

                                                          А. Сент – Экзюпери.

 

                               

                                 

                                         

  Учитель: Анисимова Елена Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

программа элективного курса "Имидж и этикет делового человека" 9 класс

авторская программа по технологии для 9 класса...

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"

Рабочая программа элективного предмета  "Речевой этикет" для 7-х классов...