В помощь учащимся.
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Очень часто при подготовке к экзаменам или контрольной работе требуется повторить материал, котроый изучался в предыдущих классах. Предлагаю несколько шпаргалок по русскому языку с набором основных правил, определений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_pravila_po_rus._yaz..doc101 КБ
Файл podskazki_vidy_sochineniy.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

Аффиксальные.

  1. Приставочный: гасить-погасить.
  2. Суффиксальный: дом-домик.
  3. Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.
  4. Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.
  5. Постфиксальный: мыть-мыться.
  6. Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.
  7. Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.
  8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.
  9. Сложно-суффиксальный: старообрядческий.
  10. Сложноприставочный: утихомирить.
  11. Приставочно-сложносуффиксальный: предсенокосный.

Безаффиксные.

  1. Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный        

3. Аббревиация:РФ

4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.

СОГЛАСНЫЕ        З В У К И.

НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

                        ж,  ш,  ц,  ч,  щ,  й

ТОЛЬКО ГЛУХИЕ                х,  ц,  ч,  щ

ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ                й,  л,  м,  н,  р

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

  1. Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

        На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

  1. Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно- плохо, нехорошо;

     дурно- предобморочное состояние.

     Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума  сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.

И М Я    Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.

1. Простые и составные ( пять, пятьдесят пять ).

2. Количественные ( целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).

    Порядковые ( пятый).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов -а-, -я-: в, вши, -ши:

И М Я         П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.

Разряды.

Качественное- обозначает признак, который может быть в предмете в большей или         меньшей степени ( темный, более темный, самый темный, темнее); может         сочетаться с наречием «очень».Относительное – обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или         меньшей степени ( деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное – обозначает принадлежность чего-либо лицу, животному; отвечает на         вопросы чей? чья? чье?

Степени сравнения.

Сравнительная.  Простая- круче, красивее, красивей,тоньше

                    Составная – менее снежный, более широкий

Превосходная. Простая – добрейший, легчайший.

                 Составная – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

ПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?

ГЛАГОЛ.

Наклонение.

  1. Изъявительное.(читаю, читал, буду читать, прочитаю)
  2. условное, сослагательное(читал бы, читала бы, читали бы, читало бы)
  3. повелительное(читай, читайте, пусть читают, давайте читать, да здравствует)

 

Н А Р Е Ч И Е.

Смысловые группы

  1. Образ действия – Как? Каким образом?
  2. Время – Когда?Как долго? С каких пор? До каких пор?
  3. Место – Где? Куда? Откуда?
  4. Причина – Почему?
  5. Цель – Зачем?
  6. Мера – Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере ?
  7. указательные: здесь, там, тогда;
  8. неопределенные: куда-то, кое-как;
  9. вопросительные: где, когда, зачем;
  10. отрицательные: нигде, негде, никогда.

Степени сравнения.

                        сравнительная

   превосходная

        простая

        составная

                           составная

больн ^ ей

больн ^ее

легч ^е

тонь ^ ше

более

менее

           +тонк ^о

лучше всех

(сравн. степ. + всех)

Обстоятельственные ( признак действия, время, место, причина, цель).

Определительные ( мера и степень, качество, способ действия).

Г Л А Г О Л Ы.

Наклонение.

1. Изъявительное.  Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле ( рисую, рисовал, нарисовал, нарисую, буду рисовать).

2. Условное.  Действия, желаемые или возможные при определенных условиях (нарисовал бы, рисовал бы).

3. Повелительное. Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить (рисуй, рисуйте).

Б Е З Л И Ч Н Ы Е      Г Л А Г О Л Ы.

(Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета)).Употребляются только:

  1. В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:

        3 л. ед.ч. ( наст. и буд. вр.)

        ср.р. ед.ч. ( пр. вр.)        темнеет, будет темнеть, стемнело.

  1. В условном наклонении:  Стемнело бы.
  2. В неопределенной форме:  Темнеть.

Рассвело, не сидится, хочется, легко дышится.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Переходные . Гл + сущ., числ., мест. в В.п. без предлога

                Строить (что?) дом. Встречать ( кого?) его

             Сущ. или мест. может стоять в Р.п.  при отрицании, при указании на часть предмета. Не выпить (чего?) молока Не прочитал (чего?) рассказа

Непереходные - все остальные. Строить (где?) в лесу. Вылить (куда?) в кастрюлю

ПРИЧАСТИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ .

Человек, вырастивший цветок  -  цветок, выращенный человеком.

Р А З Р Я Д Ы      М Е С Т О И М Е Н И Й.

Личные

Я, мы,  ты, вы, Вы, он, она, оно, они

Возвратное

Себя, себе, собою

Вопросительные

Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько?

Кто пришел?

Относительные

Кто, что,какой, каков, который, чей, сколько

Я не знаю, кто пришел.

Неопределенные

Кто-то, что-то, некто, нечто, кое-кто, кое-что, некоторый, несколько

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, Ваш, свой

+ его, её, их

Мы увидели его.

Мы увидели его книгу.

Указательные

Тот, этот, столько, такой, таков

определительные

Весь, другой, каждый, сам, самый, любой, иной, всякий

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (см. учебник 7 кл.).

П Р Е Д Л О Г.

ВЫРАЖАЮТ ( зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)  отношения временные :  под,  причинные: из-за,      пространственные: в, около,под,  целевые: для

ПРОИЗВОДНЫЕ : вокруг, путем, в продолжение, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, вблизи, около, в течение, в счет, в связи с, навстречу, вследствие(=по причине), наподобие, вроде(=подобно), насчет (=о), ввиду, вместо, несмотря на, по причине,  в целях, со стороны,

НЕПРОИЗВОДНЫЕ : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, п, под, пред, при, про, с,  ,у, через        , из-за

ПРОСТЫЕ : к, у, около, вблизи, из-за

СОСТАВНЫЕ : в течение, в счет, в связи с

Особая часть речи   М Е Ж Д О М Е Т И Е.

( Выражает чувства, настроения, побуждения)

Ах, увы, ай-ай, знать, караул, ура, шабаш, ей-же-ей, прощай, эй, ох, ух, э, ну, у, эге-ге, ого-го, увы, ау,эх, брось, ба...

  1. непроизводными: а, э, у, ну, увы;
  2. производными: Ужас! Батюшки! Брось!

С О Ю З.

( связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте)

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Соединительные  и   да(=и) не только – но и  как – так и  также(=и)  тоже (=и)

Разделительные         или  либо  то – то  не то – не то

Противительные         зато а но  да(=но) однако (же)                

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что        

Целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы

Временные      пока , когда,едва, лишь, лишь только

Условные    как скоро, если, если бы, раз, ли

Сравнительные      как будто, как, будто , словно, точно

Изъяснительные что, чтобы, как        

Ч А С Т И Ц А.

( вносит различные оттенки значения в предложение, служит для образования форм слова)

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:

Условное наклонение  бы, б

Повелительное наклонение  пусть, пускай, давай, давайте, да

Время глагола  бывало

Степени сравнения наречий и прилагательных  более, менее, самый

МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):

Вопрос   ли разве  неужели

Выделение, ограничение  лишь     почти только исключительно

Восклицание  что за,  как

Указание  вот   а вот   вон   а вон

Сомнение  вряд ли   едва ли

Уточнение  именно раз      как раз

Усиление  даже,  даже и   ни     и   же  ведь  уж  всё все-таки,-то

Смягчение требования        -ка

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не  ни

                             

     С Т Р О Е Н И Е     С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й.

1. Сочинительная связь.

        Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.

        Между однородными членами предложения, между частями сложного         предложения.

2. Подчинительная связь.

        Искрящийся снег ( зависимое слово + главное слово).

Тип связи.

Согласование в роде, числе и падеже.

        Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.

        Заброшенная усадьба.

        

Управление. Главное слово управляет падежом зависимого.

        Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.

        Уехать в деревню (В.п.)

Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу.

        Зависимое слово может быть выражено нар.,  дееприч., н.ф. гл.

        Приехал неожиданно.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

        1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.

         2. Выражается именем сущ. в И.п.

                        мест. в И.п.

                        прил. (в значении сущ.)

                        прич. (в значении сущ.)

                        числ. (в значении сущ.)

                        нар. (в значении сущ.)

                        межд. ( в значении сущ.)

                        неопределенная форма глагола ( в значении сущ.)

                        неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.

                        фразеологизмы ( в значении сущ.)

Ася задумалась на мгновение.

Она удивилась. Вдали кто-то запел.

Во время детского чая большие сидели на балконе.

Присутствующие говорили о разных предметах.

Десять делится на два.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Далече грянуло ура.

Учиться всегда пригодится.

Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.

                                

        ТИПЫ    С К А З У Е М О Г О.

1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.

        В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.

        Вы тренировались бы более регулярно.

        Вы возьмите с собой в поход карту.

2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола.         Сестра стала рассказывать о поездке.

Группы вспомогательных глаголов:

1) глаголы со значением  начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);

2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).

        Скрипач начал играть.        Я был рад помочь

3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.

        Дедушка был огорчен случившимся.

Группы глаголов-связок:

1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);

ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.

2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;  Совсем стал белый дедушка.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;

девушка пришла усталая

4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола-связки

я хочу быть учителем.

Я был бы рад стать учителем.

В Т Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е      Ч Л Е Н Ы     ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ДОПОЛНЕНИЕ. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Родственники приехали (на чем?) на машине. ( пунктир)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Какой? Чей?   (Какое?)   Яркое солнце слепило глаза. (волнистая линия)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего? Зачем?.. зима пришла (как?) рано. ( пунктир и точка)

О С Н О В Н Ы Е     Г Р У П П Ы     О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В.

1. Образа действия. Как? Каким образом?

2. Степени. В какой степени?

3. Меры. В какой мере?

4. Места. Где? Куда? Откуда?

5. Времени. Когда?  Как долго? С каких пор? До каких пор?

6. Условия. При каком условии?

7. Причины. Почему? Отчего?

8. Цели. Зачем? Для чего?

9. Уступки.

Г Р У П П Ы   В В О Д Н Ы Х    С Л О В    П О    З Н А Ч Е Н И Ю

1. Различная степень уверенности.

2. Различные чувства.

3. Порядок мыслей и их связь.

4. Источник сообщения (кому принадлежит сообщение).

5. Замечания о способах оформления мыслей.

В И Д Ы    П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.

  1. По цели высказывания

Повествовательные Вопросительные Побудительные

  1. По интонации Восклицательные  невосклицательные
  2. По количеству грамматических основ Простые Сложные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  1. Бессоюзные              2.Союзные

        -Сложносочиненные

        -Сложноподчиненные

                =С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…)        

                        Какой? [ сущ. ] , ( с.сл.      ).

                                [  мест.+ - ук.сл.], (      ).

                =С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)

                        Падежные вопросы.        [  гл.], (     ).

                        Глаголы речи, мысли, чувства.

                =С придаточными обстоятельственными

                                Образа действия и степени,  Места    Времени  Условия Причины  Цели Сравнения

Уступки      Следствия

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени

С.сл. как, сколько,

Насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно…

Девочка рассказала так хорошо, что ни у кого не было вопросов.

Места

С.сл.  где, куда, откуда

Путники шли туда, откуда слышался шум машины.

Времени

С.  когда, когда…то, пока, как только, едва, с тех пор; с тех пор, как; до тех пор пока; до тех пор, пока…

Я вернусь, когда раскинет ветви по-осеннему наш сад.

Условия

С. Если, если…то, когда, раз…

Я приду к вам, если ты не возражаешь.

Причины

С. Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что…

Нужно зажечь лампу, потому что становится темно.

Цели

С. чтобы, для того чтобы…

Мы пошли через поле, чтобы сократить путь.

Сравнения

С. Как, чем, чем…тем, словно, будто, точно…

Перед грозой  в лесу стало тихо, будто все умерло.

Уступки

(несмотря на что?)

С. Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд.

следствия

С. Так что

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПП С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

1. Последовательное подчинение. [    ] , (     ),  (    ). Дети рассказали, что нарвали тех         цветов, которые любили мама.

2. Параллельное подчинение.  (     ) ,  [      ] ,  (      ) . Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

3. Однородное подчинение.  [     ] , (     ) , (      ). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

  1. По осложненности

                осложнено)

однородными членами предложения

обособленными членами предложения (прич. и дееприч. обороты)

обращениями

вводными словами…

По строению грамматической основы

Двусоставные = подлежащее + сказуемое (Утром выпал снег.)

Односоставные = или подлежащее (Зима.)

                       = или сказуемое (Читаем книгу следов.)

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ ПОДЛЕЖАЩИМ

Назывные. Есть только подлежащее. Лес. Вот поселок.

  1. С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ СКАЗУЕМЫМ

Определенно-личные. Сказуемое-глагол 1 или 2 лица ед. ч. или мн.ч. Журнал прочитаю         завтра.

Неопределенно-личные. Сказуемое-глагол 3 лица мн.ч. наст. и буд. вр. В комнате громко         разговаривают.

Обобщенно-личные. Предложение имеет значение обобщенного лица, т.е. указывают на         то, что действие производится всеми, любым лицом (часто используется в         пословицах: Цыплят по осени считают.)). Часто сказуемое выражено глаголом 2 л. ед.ч. ( без труда не вытянешь и рыбку из пруда.) 

Безличные. При сказуемом нет и не может быть подлежащего. Морозит. Спи! Нет.

        По наличию второстепенных членов

Распространенные       Нераспространенные

  1. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения

1. Полные       2. Неполные (пропущен главный или второстепенный член предл., который может быть  легко восстановлен).

        Могут быть дву\односоставные предл.         Используются в диалоге (Как тебя зовут? – Меня – Анечкой.)  Используются во второй части СП ( Алеша смотрел на них, а они – на него.)

 

ОМОНИМИЯ.

СПП С ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ

Нет подлежащего и сказуемого, легко восстанавливается сказуемое.

Есть группа сказуемого: обстоятельство или дополнение (сущ. в косвенном падеже или наречие)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ.

Состоит из одного имени сущ в И.п.,

Может быть определение, т.е. группа подлежащего.

СОЮЗ.

Служебная часть речи.

Соединяет части СПП

Не является членом предложения

Легко опустить (трансформировать  в БСП)

Можно заменить синонимичным союзом.

На него не падает логическое ударение.

СОЮЗНОЕ СЛОВО.

Это относительные местоимения и местоименные наречия в роли союзов.

Соединяют части сложного предложения.

Являются членам предложения.

Опустить нельзя, т.к. являются членами предложения.

Можно заменить синонимичным союзным словом.

На них падает логическое ударение.



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение по картине?

          Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

          Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть (о ней рассказано выше) и выводы. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Как писать сочинение-описание?

Сочинение-описание строится  та же, что и  сочинение по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

Как писать сочинение-миниатюру?

Сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении) и ответ на него. Например, в теме "Как я провел лето?" тезис будет коротким: "Лето я провел хорошо/здорово/замечательно/великолепно". Можно наоборот: "...так себе, скучно, неинтересно, проспал", - что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе - это ПОЯСНЕНИЕ ТЕЗИСА. Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11(12) класс) школьной рабочей тетради.

Как писать сочинение-изложение?

Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть - сжатое или развернутое изложение какого-либо текста, вторая часть - мысли учащегося по поводу данной темы. Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося. Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: "таким образом", "итак" и подобными.

Учимся писать сочинение рассуждение

Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).

Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.

В основной части можно приводить примеры литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.

Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?

Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации - это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными "за руку". Пользоваться критикой нужно уметь!

Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь учащимся и родителям.

Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему  экзамены....

Статья в помощь учащимся:"Как писать рецензию?"

В данной работе представлены рекомендации для учащихся старших классов по написанию рецензии на какое-либо литературное произведение....

Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»

Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....

Методические разработки в помощь учащимся для подготовки к ЕГЭ

Материал для подгоовки,задания уровня В и С...

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе

Приоритеты  социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС ...