С.Соловейчик.О власти над речью.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Пушкинские проповеди Симона Соловейчика - благодатный материал для комплексного анализа текста на уроках русского языка в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СИМОН СОЛОВЕЙЧИК
О ВЛАСТИ НАД СВОЕЙ РЕЧЬЮ
В пушкинской «Русалке» есть такие пронзительные строчки:
…страшно
Ума лишиться. Легче умереть.
На мертвеца глядим мы с уваженьем,
Творим о нем молитвы. Смерть равняет
С ним каждого. Но человек, лишенный
Ума, становится не человеком.
Напрасно речь ему дана, не правит
Словами он…
Вот, следовательно, чем отличается человек от не человека, безумный от нормального: нормальный правит своим словом, он понимает, что он говорит.
Безумный не понимает своей речи, не правит ею; он не властен над своими словами.
Но разве это случается лишь с безумными, с умалишенными? Разве с нами, обыкновенными, нормальными людьми, не бывает, что мы перестаем управлять своей речью?
Как часто бывает, что говорим в запальчивости, в гневе, не слыша себя и не отдавая себе отчета в том, что же мы говорим или кричим. В эти минуты ми становимся как безумные. Теряем облик человека.
Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться – они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.
Спохватимся! Возьмемся за ум! Поймем, что речь дана нам не напрасно. А для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращенное к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.
Управлять своей речью, властвовать над нею – значит не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-78106-1493999422.jpg)
Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"
Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-96537-1355215028.jpg)
Симон Соловейчик_Педагогика для всех
Перед вами самая необычная книга о воспитании. Ее автор - известный писатель и педагог Симон Соловейчик. И, как у каждой необычной книги, у нее есть своя история. Изданная в с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/26/picture-89541-1561575031.jpg)
Республиканские педагогические чтения, посвящённые 80-летию С. Л. Соловейчика
Педагогика творчества: инновационные технологии, методы, идеи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-20035-1513438966.jpg)
Симон Львович Соловейчик. Педагогика для всех.
Педагогика для всех" Симона Львовича СоловейчикаВслед за "Пушкинскими проповедями" и "Последней книгой" мы начинаем публиковать "Педагогику для всех".Прочитайте слова, которые написаны на обложке книг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-115660-1449659016.jpg)
«Пушкинские проповеди» (Симон Соловейчик)
Проповедь - дидактическое произведение ораторского искусства, содержащее сведения этического характера.Цели: молодым людям, вступающим в жизнь, взять за основу, что только личность способна принимат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-30600-1359902658.jpg)
Замечательный материал после вебинара Симона Соловейчика.
Из книги Симона Соловейчика «Непрописные истины воспитания»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-30600-1359902658.jpg)
Замечательный материал после вебинара Симона Соловейчика.
Симон Соловейчик "Быть или казаться?"...