Часть А. Морфология, грамматика, пунктуация
презентация к уроку (русский язык, 11 класс) по теме

Презентация содержит разбор заданий части А по разделам "Морфология", "Грамматика" и "Пунктуация" для подготовки к сдаче ЕГЭ. Материал рассчитан на один урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chast_a_morfologiya_grammatika_punktuaciya.ppt586 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ 11 класс Русский язык Учитель Ваганова Л. В.

Слайд 2

Тема: морфология, грамматика, пунктуация Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о частях речи, постановке знаний препинания в сложных предложениях

Слайд 3

А 2. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости. В этот период времени совы особенно активны. Мы хотели, чтобы он извинился. Лес- наше богатство. Снег падал , но долго на земле не задерживался.

Слайд 4

А 2.В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить слово гордость ? Душа его, исполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову. Непомерная гордыня обуяла этого человека. Новый клуб- гордыня посёлка.

Слайд 5

А 3. В каком слове есть грамматическая ошибка ? Несколько помидор Очень озяб До две тысячи двадцать второго года Старые профессора

Слайд 6

А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Пара туфель Несколько полотенец Опытные доктора Около пятиста километров

Слайд 7

А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. Этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус. Дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге.

Слайд 8

А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Нарушая правила безопасности , мне было сделано замечание. вы рискуете своим здоровьем. возникает угроза жизни окружающих. поведение человека заслуживает порицания.

Слайд 9

А 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) В «Новом мире» можно найти статьи на интересующую вас тему. 2) Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто. 3) Многие средства массовой информации писали о случившемся. 4) В описании Рудина недоставало красок.

Слайд 10

А 9. Укажите верную характеристику предложения: Всё бросил, наблюдаю за птицами, глаз не могу оторвать от этого чуда линий, сходящихся в хохолке, от тонких и нежных красок. Простое Сложное бессоюзное Сложносочиненное сложноподчиненное

Слайд 11

А 9 . Укажите верную характеристику предложения: Первый был приверженцем того, чтобы русский народ крестился «щепотью», то есть тремя пальцами, а Аввакум призывал креститься двумя перстами. Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью Сложное с подчинительной и сочинительной связью Сложноподчиненное сложносочиненное

Слайд 12

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕДНАЗНАЧЕНА из предложения: Но для чьего глаза предназначена эта земная краса… Действительное причастие Страдательное причастие Деепричастие глагол

Слайд 13

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из предложения: Вокруг бушует толпа : одни- в негодовании, другие- в молчании. Предлог Существительное Наречие частица

Слайд 14

А 12- 18 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е ? К строящ…йся станции, в дальн…м посёлк… На открывш…мся форум…, перед цветущ…й вишн…й. Под засохш…м топол…м, о дальнейш…м сотрудничестве. На следующ…й встреч…, на развивающ…мся вымпел…

Слайд 15

В каком слове пропущена буква И ? Выше головы не прыгн…шь. Дыма без огня не быва…т. Из слова песни не выкин…шь. Кашу маслом не испорт…шь.

Слайд 16

Правописание глаголов І Изъявит. накл. Что делают? Они бор..тсяя Что делать? бор от ься Запомни: клеить ІІ у(ю) ешь ет ем ете ут(ют) Не на ИТЬ На ИТЬ у(ю) ишь ит им ите ат(ят) е Брить Стелить Зиждиться Зыбиться 7 на еть смотреть видеть ненавидеть обидеть вертеть терпеть зависеть 4 на ать дышать слышать держать гнать и еть е нн (н) ять а я нн (н) ущ (ющ) ем е л видеть – видел вш видевший - видел ащ(ящ), им Повелит. наклон. и (те, ся) ова, ева // уj, юj ыва, ива

Слайд 17

В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ю ? Они вытерп…т, кол…щая льдинка Стел…щийся кустарник, пчёлы жал…т Дремл…щая собака, зерна перемел…тся Дети пол…т грядки, завис…щие от образования

Слайд 18

В каком ряду во всех словах пишется Ь на месте пропуска ? Бросить клич…, утеш…ся малым Не реж…те мелко, серебряная брош…ка Ударить наотмаш…, намаж…те масло на хлеб Быстро пострич…ся, суп горяч…

Слайд 19

В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё ? холщ…вая ткань Ноч…вка Ш…рох Сундуч…к

Слайд 20

Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением ? пор…дниться, ф…нарь, те…тральный, к…снуться К…мментарий, об…ятельный, заг…рать, упр…влять К…вычки, пок…зался, отд…лённый, выр…стет Изд…лека, оч…ровательный, ст…рпеть, прогл…тить

Слайд 21

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? опт…мизм, подн…мающийся, интелл…ктуальный Ч…стоплотный, преодол…вающий, разб…рите Неприк…сновенный, препод…ватель, г…рящий Наивы…ший, изморо…ь ( мелкий дождь), ле…тница

Слайд 22

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? и…бежать, ни…падающий, ра…весёлый Пр…забавный, пр…следовать, пр…рекания Об…грать, раз…скать, за…скивающий В…южный, под…езжая, с…ёмка.

Слайд 23

В каком слове на месте пропуска пишется буква Е ? рассе…нный Разве…лось Выскоч…вший Упорядоч…нный

Слайд 24

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ? А. налаж…вать Б. сбивч…вый В . Рассе…ваться Г. Стержн…вой А,Б,Г А,Б,В В,Г А,В,Г

Слайд 25

Полная форма От существительного 1 Н + Н лу нн ый 2 енн соломенный онн Искл: ветреный но: безветренный 3. ин, ан, ян гусиный Искл: стеклянный деревянный оловянный 4. багряный, юный, румяный, буланый От глагола НН испечённый 2. завис. сл. печенный бабушкой торт 3. ова маринованные ева Искл: кованый, жеваный завис. сл. сов. Вид реше нн ая задача Искл: раненый Но: ране нн ый в ногу изране нн ый 5. 1, 2, 3, 4 =Н Краткая форма прилаг. – столько, сколько в полной форме девочка рассея нн а прич. – Н семена посея н ы Запомни: желанный, невиданный, неслыханный, священный, нежданный, чванный, данный, нечаянный, неожиданный, названый, посажёный, приданое Наречие, сущ-е Правописание Н и НН

Слайд 26

Укажите, на месте каких цифр пишется НН ? На краше(1)ом деревя(2)ом столе были расставле(3)ы жестя(4)ые кружки, в центре стоял чугунок с разваре(5)ой картошкой. 2,5 3,5 1,3,4 2,3

Слайд 27

В каком слове на месте пропуска букв пишется НН ? образова…ые люди Гуси…ая кожа Поездка разреше…а Красивая вяза…ая кофточка

Слайд 28

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ? Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом. Я поселился в (не)большой, но уютной комнате. В квартире со дня отъезда Лизы все оставалось (не)тронутым Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.

Слайд 29

На месте каких цифр пишется И ? Кузнец Вакула вошёл , н(1)говоря н(2) слова, н(3)снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе. 1,3 2 1,3,4 1,2,3

Слайд 30

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И ? Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся. 1,2 2 2,3 3,4

Слайд 31

Правописание существительных с ПОЛ - Дефис пол – л имона пол – а рбуза пол - А рмавира Слитно пол у месяц полстакана По лл итровка Пол граненого стакана

Слайд 32

В каком ряду все слова пишутся через дефис ? (пол)Европы ,(так)что, (по)крепче Одет (по)летнему, (экс)чемпион,(военно)воздушный С кем(то), вряд(ли), (по)русски (широко)форматный, (бледно)розовый, (юго)западный

Слайд 33

Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение Нужно быть человеком большой души, ЧТО(БЫ) так любить эти неприметные, тихие речки, перелески… ЧТОБЫ- всегда пишется слитно ЧТО БЫ- всегда пишется раздельно ЧТОБЫ- здесь это подчинительный союз ЧТО БЫ- здесь это местоимение с частицей БЫ.

Слайд 34

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно ? Чтобы развить память, шахматисты иногда играют (в)слепую, то есть (не)смотря на доску. (В)течение нескольких суток не было (ни)какой связи с городом. Кит продолжал плыть прямо (на)встречу судну, (не)смотря на крики и пальбу. (На)протяжении веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться (в)высь.

Слайд 35

А 19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Третий выстрел(1) и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 36

А 19 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Корвет метался во все стороны ( ) и волны свободно перекатывались через переднюю часть. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 37

А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) попадавшую за дальним лесом. 1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2 4) 2,3

Слайд 38

А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Измученные дальней дорогой (1) непривычным зноем пустыни (2) люди (3) искавшие вольных земель (4) тысячами погибали в дальнем пути. 1,2,3 1,2,4 1,3,4 1,2,3,4

Слайд 39

А 20 Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении ? Мы (1) вошли в Суглинку (2) чистую и пустынную деревню (3) вымощенную торцами. 1,3 1,2,3 2,3 3

Слайд 40

А 21. Какой вариант ответа указывает правильную постановку запятых в предложении ? Большой (1) и (2) должно быть(3) глубокий пруд блестел на солнце. 1,2,3 2,3 1 1,3

Слайд 41

А 21. В каком предложении должна быть одна запятая ? Ты письмо моё милый не комкай… Здравствуй племя молодое незнакомое… О муза ты была мне другом! Нет дорогой ты не прав!

Слайд 42

А 21. В каком предложении должна быть одна запятая ? После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Он поспешно спрятал в чемодан вино и фрукты бросил пальто и шапку на диван и тот час услыхал скорый стук в дверь. Он очень загорел похудел и побледнел чувствовал смертельную тоску и слабость во всём теле. Солнечный осенний ветер прохладен.

Слайд 43

А 23. Как объяснить постановку тире в данном предложении ? Берешься за дело- делай, но непременно до конца. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

Слайд 44

Какой знак и почему ставится на месте скобок в предложении ? Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая ( ) она щурилась, вертела головой. Ставится точка с запятой, так как предложения менее связаны по смыслу и распространены. Ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления. Ставится двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении. Ставится тире, так как второе предложение заключает в себе вывод того, что говорится в первом предложении.

Слайд 45

А 24 Какой вариант показывает правильную расстановку запятых в предложении ? Водитель (1) для того(2) чтобы люди схлынули (3) застопорил машину около калитки. 1,3 1,2,3 2,3 2

Слайд 46

Какой вариант показывает правильную расстановку запятых в предложении ? Когда колонна (1) уже почти вся прошла мимо Серпилина (2) он вспомнил (3) что (4) когда она еще только строилась (5) ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. 1,2,3,4 2,3,4,5 1,3,4,5 3,4

Слайд 47

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом ? Просторная перспектива, которая открывалась с возвышенности, вдруг затягивалась туманом. Мы плыли в тумане, который закрыл берег и море. Дорога, которая огибает голые скалы, вьется по глубокой ложбине. Она оказалась той, которую он ждал всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Часть А. Орфография и пунктуация

Презентация содержит разбор заданий части А по разделам "Орфография" и "Пунктуация" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Развитие навыков словообразования как метод подготовки к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ и ГИА

Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при  выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГ...

Урок русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология"....

Пособие для подготовки к письменной части ОГЭ по грамматике

         Данное пособие предназначено для постепенной подготовки учащихся 6-9 классов к ОГЭ по грамматике. Пособие включает в себя грамматический материал за курс основ...

Пособие для подготовки к письменной части ОГЭ по грамматике

         Данное пособие предназначено для постепенной подготовки учащихся 6-9 классов к ОГЭ по грамматике. Пособие включает в себя грамматический материал за курс основ...

Грамматика. Морфология. Части речи.

1. Обобщить и систематизировать знания  учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.2. Развивать логическое ...