Грамматика. Морфология. Части речи.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

1. Обобщить и систематизировать знания  учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.

2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык 

Тема: Грамматика. Морфология. Части речи.

Тип урока: урок повторения, обобщения

Цели:  

1. Обобщить и систематизировать знания  учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.

         2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.

                            3. Прививать интерес к изучению русского языка.   

Задачи:

1.Знать:   порядок морфологического разбора.

2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: проводить морфологический разбор имени существительного, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее изученным темам.

Ключевая идея: выполнение занимательных заданий, направленных на стимулирование  зоны ближайшего развития.

Методы: словесно-логический, анализ языкового материала, частично-поисковый.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение, таймер (ноутбук)

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие. Тренинг.  (3-3,5 мин) 

Цель тренинга: создать положительный эмоциональный настрой (создание коллаборативной среды).

Ход упражнения: «Круг радости» Встанем все вместе  в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое!                           (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое!                              (Ручки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья!                            (Все берутся за руки).

Очень рад вас видеть Я!                                    (Раскачивают ручки).

Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!

2.Блиц-опрос.  Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)

1. Синонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение,но разное написание. +

2. В разделе «Синтаксис» изучаются звуки речи  -

3. Лексика изучает словарный состав языка. +

4. По цели высказывания предложения могут быть только повествовательные и побудительные –

5. Фразеологизм «бить баклуши» означает обманывать. –

6. Если в предложении 2 главных члена, оно считается двусоставным +

7. Антонимы- это слова противоположного значения. +

8. Аксюморон- это устойчивое сочетание слов. -

9. Значение фразеологизмов разъясняется в этимологических словарях. -

10. Фразеологизм «ни свет ни заря» означает рано? +

11. Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи, ударение и слог. +

12. Омонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение, но разное написание.-

13. Раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы, называется фразеологией? +

14. По эмоциональной окраске различают предложения восклицательные и невосклицательные +

15. Общеупотребительные слова- это слова, которыми мы пользуемся каждый день. +

Деление на группы. Метод мозаика. (2 мин)

Найдите друг друга и объединитесь в группы

1 группа – мама, ученик, ребенок, школа.

2 группа – красивый, умный, добрый, веселый.

3 группа – ходить, прыгать, думать, лететь.

Деление на группы. Работа в группах. Правила работы в группе написаны на листочках.

Распределение ролей для работы в группе:

Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила.

Формулирование темы и цели занятия. Оформление тетради.

Тема – Морфология.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме. 

3.Практическая работа. Работа в группах. (2 – 3 мин)

1) Соберите определение.

(Учащимся предоставляется определение предложения, разрезанное на несколько фрагментов) 

- Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

        На какие группы делятся все части речи? Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

«Открытие» детьми нового знания.(На экране слова)

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

    Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя:

- А те, которые слева?

Ответ ученика: Служебные.

Какие части речи относятся к самостоятельным? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол,  наречие, местоимение, категория состояния

Какие части речи относятся к служебным? Предлог, союз, частица.

Учащимся дается задание по группам. 
1группа. Имя существительное. Имя прилагательное

2 группа. Глагол. Местоимение.
3 группа. Имя числительное. Наречие.
Обсуждение в группах (в парах). Составление кластера. Для защиты посылают одного участника с группы в другие. 

Отгадайте загадки. Каждой группе дается по две загадки, выполнить задание.

1 группа

1.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ______________

 Найти существительные. Указать собственные и нарицательные имена существительные.

2.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? ________

Найдите глаголы. Определите вид глагола.

2 группа

1.Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? _________________________________________

Найдите имена существительные. Определите род, число, падеж. Найдите имена числительные.

2. Когда аист стоит на одной ноге? _______________________________________________________

Каким членом предложения является слово аист?

3 группа

  1. З а ч е м во рту язык? ________________________________________________________________

К какой части речи относятся данные слова?

  1. Где не найдешь сухого камня? _________________________________________________________

Найдите имена прилагательные. Просклоняйте по падежам.

Проверка. Формативное оценивание.

Работа по теме урока.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

 

Порядок морфологического разбора имени существительного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

падеж; число.

5) Синтаксическая роль в предложении.

 

Образец морфологического разбора имени существительного

Над лугом летают весёлые стрекозы.

Устный разбор

1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2) Начальная форма — луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.

 

Письменный разбор

1) (над) лугом — имя сущ.(что?).

2) Н.ф. — луг.

3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

4) Т.п., ед. ч.

5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.

- Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам4 –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам4,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте  (в) изумленье4.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.                                                      (В. Шефнер)

- К какому стилю относится этот текст? К художественному.

- В чем его отличие от научного? Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.

Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Выполнить морфологический разбор имени существительного из стихотворения.

Проверка. Вывод.

Физминутка.

 -Ребята, у вас на партах лежит текст. Ваша задача: прочитать текст и выполнить задания к нему.

ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.

Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Что объединяет прочитанный текст и стихотворение?  - общая тема смысла жизни и её предназначение.

Определите тему текста. (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.

Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.

Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.

Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.

А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?

Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?

Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?

Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выполните дополнительные задания. 

 (Работа выполняется на листах А4  в течение 4-5 минут, затем спикеры представляют работу, а класс ее дополняет, исправляет и оценивает)

1 группа   Однажды в коконе появилась маленькая щель.

2  группа   Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон.

3  группа   Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце..

Действия

Цена действий

Заработанные баллы

Оценка

Правильность обозначения

2-5 баллов

Заработанные баллы суммируются и делятся на три.

Последовательность выполнения

2-5 баллов

Аргументирование своих действий

2-5 баллов

  • После представления работ следует вывод: если работа выполняется в определенной последовательности, все действия аргументируются, то эта работа будет выполнена правильно.
  • Выполнив задание,  мы вспомнили, что предложение может быть осложнено причастным и деепричастным оборотами, сравнительным оборотом. А чем еще может быть осложнено предложение?

Вывод.

4.Подведение итогов урока (рефлексия)

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Морфология 

5.Домашнее задание: Выполнить морфологический разбор имени существительного. Стр 25 упр5. Инструктаж.

Закончить урок я хочу стихотворением:

Наш день оставит в жизни след.
А может быть, и нет.
Какой же след оставишь ты?
Падешь во тьму из пустоты?
В потемках нам не разобрать,
Куда идти, за кем шагать.
Но мрак не вечен - виден свет.
Свет - это след чужих побед.
Его зажгли в кромешной тьме,
Те, кто желал добра тебе.
Быть может даже, что они
Отдали жизнь за те огни,
Чтоб в жизни ты искал побед!
Какой же ты оставишь след?..
След, чтобы вытерли паркет 
И посмотрели косо вслед, 
Или незримый прочный след 
В чужой душе на много лет?

Задание для неуспешного учащегося

Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки где нужно указать, какими частями речи являются следующие слова. Мы очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он остался дома, и он остается, слушается. Но такой грустный станет! А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Нордик- хороший сторож. Он всегда предупредит, что идетD:\мои картинки\узоры, рисунки\Оформление. Картинки\Wallpaper (6).JPG

 чужой. С ним весело ходить в лес.

Вот почему все мы любим нашего Нордика. 

Задание для успешного учащегося

Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки: разгадать ребус и выполнить морфологический разбор слова.

Запишите.

3) Логическая задача

Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?

В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

(текст с  рисунком «Корова в конуре»)

zp4

Как поступил наследник?

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть.

Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!  

(Б. Заходер)

Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам4 –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам4,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте  (в) изумленье4.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.                                                      (В. Шефнер)

Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.

Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Выполнить морфологический разбор

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Морфология . Части речи.

На уроке в игровой форме учащимся предлагается вспомнить изученные в начальной школе части речи, также целью урока явлчеся выработка умения различать части речи по вопросам и значению; актуализа...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Морфология.Части речи.

Материал предназначен для студентов...