Морфология . Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 На уроке в игровой форме учащимся предлагается вспомнить изученные в начальной школе части речи, также целью урока явлчеся выработка умения различать части речи по вопросам и значению; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование навыков соотносительного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Мрфология. Части речи»

5 класс.

ТИП УРОКА: повторение и закрепление знаний.

ЦЕЛИ:

выработка умения различать части речи по вопросам и значению;

актуализация мыслительной и творческой деятельности;

формирование навыков соотносительного анализа.

Оборудование: перед уроком всем учащимся выдаётся таблица «Части речи»

Часть речи

Что обозначает

Вопрос

Имя существительное

предмет

кто? что?

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

Глагол

действие предмета

что делать?

что сделать?

Наречие

признак действия

где? когда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Местоимение

1л. я    мы

2л. ты   вы

3л. он  они

Части речи.

 Ход урока.

  1. Орфографическая пятиминутка.

Угадать конец или начало слова:

               явить                             ужа

  (объ)         яснить                          вку            (сн)    ый

              единить                         опа          

              егорить                        прекра

че                                                                   фета

яро           (стный)       (кон)             церт     

радо                                                              троль    

изве                                                              дуктор    

Объяснение правописания слов, орфографическое чтение, запись слов , выделение орфограмм.

Откуда произошли слова объегорить и подкузьмить?

Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».

  1. Повторение частей речи. Опрос.

Какие части речи вы знаете?

Какие части речи относятся к служебным, а какие к самостоятельным и почему?

  1. Учащимся предлагается  по подсказкам угадать,  какая часть речи загадана. Отгадывание производится по рядам,  побеждает тот ряд, которому понадобилось меньше подсказок.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1) Изменяется по числам

2)  Может иметь окончание –ими.

3)В предложении является определением.

4) Обозначает признак предмета

5) Красная – это…

Что называется прилагательным?

Найти прилагательные среди ранее записанных слов.

ГЛАГОЛ

  1. Не дружит с предлогами.
  2. После шипящих у этой части речи пишется Ь.
  3. Может иметь суффикс –л-.
  4. Изменяется по лицам.
  5. Пишется раздельно с частицей «не».

Что называется глаголом?

Найти глаголы среди ранее записанных слов.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Может иметь нулевое окончание.
  2. Может иметь окончание  -о.
  3. В женском роде на конце пишется Ь.
  4. Изменяется по падежам.
  5. Отвечает на вопрос «что?»

Что называется именем существительным?

Найти существительные среди ранее записанных слов.

         Далее в отгадывании участвуют те, кто сумел угадать часть речи с наименьшим количеством подсказок.

НАРЕЧИЕ

  1. Не склоняется и не спрягается.
  2. Может оканчиваться на суффикс  -о-.
  3. Указывает на место, время и обстоятельства, при которых происходит действие.
  4. Отвечает на вопрос «как?»
  5. Быстро – это….

Что называется наречием?

Найти наречия среди ранее записанных слов.

МЕСТОИМЕНИЕ

  1. Изменяется по падежам.
  2. Изменяется по лицам.
  3. Указывает на предмет, но не называет его.
  4. Заменяет в речи существительное.
  5. Он – это…

Что вы знаете о местоимении?

Какие местоимения вы можете назвать?

  1. Закрепление.

Учащиеся  столбиком  по очереди записывают в тетради слова

д                               м                             п

о                               е                              и  

с                               ч                               л

к                               т                               о

а                               а                               т

После записи слова учащимся предлагается придумать на каждую букву  слово так, чтобы все слова относились к различным самостоятельным частям речи  и одна и та же часть речи не повторялась дважды. Порядок расположения частей речи произвольный. Кто быстрее справится с заданием?

  1. Работа с текстом.

Роса покрыла лес. Он радостно сверкал, и в крохотных росинках отражалось солнце. Иногда на деревья набегал лёгкий ветерок, и они тихо покачивались.

  1. Всем найти по одной орфограмме.
  2. Орфографическое чтение.
  3. Запись текста.
  4. Выписать из текста по 2 существительных, прилагательных, глагола, наречия, местоимения.
  5. Какие служебные части речи есть в этом тексте?
  1. Придумать предложение об осени, используя существительное, прилагательное, глагол, наречие.
  2. Обобщение.

Какую тему мы повторили на уроке? Какие части речи вспомнили?

  1.  Домашнее задание: Придумать и записать по 5 примеров на каждую часть речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Морфология.Части речи.

Материал предназначен для студентов...

Грамматика. Морфология. Части речи.

1. Обобщить и систематизировать знания  учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.2. Развивать логическое ...