Часть В. Лингвистический анализ текста
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщить знания по словообразованию, синтаксису сложного и простого предложения, Повторить изобразительно-выразительные средства речи Отработка навыков определения типов речи, нахождения главной мысли текста
(1)Язык Зощенко, этот «пестрый бисер» его лексикона, уже к концу двадцатых годов привлек самое пристальное внимание критики. (2)Едва только в печати появились первые рассказы и повести Михаила Михайловича, его язык в этих первых вещах показался таким своеобразным и ценным, что профессор (впоследствии академик) В.В. Виноградов счел нужным написать о нем целый трактат, который так и озаглавил: «Язык Зощенко». (3) В то далекое время все статьи и рецензии о его сочинениях сосредоточивались почти исключительно на их языке. (4)Кем-то было тогда же подмечено, что многие рассказы и повести Зощенко рассчитаны на чтение вслух, так как в них чаще всего воспроизводится разговорная устная речь, и что, стало быть, почти все они писаны так называемым сказом. (5)С той поры это слово «сказ» прилипло к Зощенко раз и навсегда. (6) Благо в ту пору оно было модным. (7) Ни одной я не помню газетной или журнальной статейки о нем, где его творчество не определялось бы сказом. (8) Сказ. (9) Этим поверхностным словом исчерпывались все их суждения о Зощенко. (10) Откуда взялся этот сказ? (11) Каково содержание этого сказа? (12) Что хочет писатель сказать этим сказом? (13) Ко всему этому они были вполне равнодушны. (14) Не заинтересовало их также и то, что в зощенковском сказе была злободневность, что сказ этот не сочинен и не выдуман, а выхвачен автором прямо из жизни - из той, что кипела вокруг в то время, когда он писал. (15) Это не лесковская мозаика старинных, редкостных, курьезных и вычурных слов; это живая, свежая, неподдельная речь, которая зазвучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, на вокзалах, в банях. (16) Зощенко первый из писателей своего поколения ввел в литературу в таких широких масштабах эту новую, еще не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью. (17) Здесь он - первооткрыватель, новатор. (18) Так досконально изучить эту речь и так верно воспроизвести на бумаге ее лексику, ее интонации, ее синтаксический строй мог только тот, кто провел свою жизнь в самой гуще современного быта и узнал его на своей собственной шкуре. (19) Зощенко именно таким человеком и был, человеком большого житейского опыта, прошедшим, так сказать, сквозь огонь, и воду, и медные трубы. (К. Чуковский)
1)Объяснить, что такое сказ. 2)Показать, в чем состоит своеобразие прозы Зощенко. 3)Привлечь внимание читателей к проблемам культуры речи. 4)Сопоставить прозу Зощенко с произведениями Лескова.
1)Язык Зощенко - это коллекция редких, полузабытых слов, которые обрели в его рассказах новую жизнь. 2)Проза Зощенко сразу же вызвала огромный интерес как со стороны читателей, так и со стороны критиков. 3)Рассказы Зощенко воспроизводят живую разговорную речь. 4)Критика не в полной мере оценила новаторство Зощенко.
1)официально-деловой, описание; 2)разговорный, рассуждение-размышление; 3)художественный стиль, повествование; 4)публицистический, рассуждение.
1)3; 2)4; 3)5; 4)7.
1)В предложении 7 автор текста использует слово «статейки», выражая свое пренебрежительное отношение к поверхностным оценкам отдельных критиков. 2)В предложениях 10-13 автор, демонстративно повторяя слово «сказ», показывает, как часто критики использовали этот термин по отношению к Зощенко. 3) В предложении 14 используется метафора «кипела жизнь», благодаря ей создается яркий образ того живого источника, из которого брал Зощенко материал для своих рассказов. 4) В предложении 18 автор использует эпитет «на своей шкуре», чтобы показать, как тщательно оберегал Зощенко свою душу oт губительного влияния малограмотной толпы.
В1.Из предложения 4 выпишите частицы. В2.К какой части речи принадлежит слово КЕМ-ТО из предложения 4? В3.Из предложения 15 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. В4.Какой тип связи используется в словосочетании СВОБОДНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ? В5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. B6. Среди предложений 5-15 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. В7. Среди предложений 15-19 найдите такое, в котором используется авторская пунктуация. В8.Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, в котором встречается однородное соподчинение придаточных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/16/picture-6187.jpg)
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-61779-1353081361.jpg)
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1502616-1703081500.png)
Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...