Часть В. Лингвистический анализ текста
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chast_v_lingvisticheskiy_analiz_teksta.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический анализ текста. Часть В Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10» Л.В. Ваганова

Слайд 2

Обобщить знания по словообразованию, синтаксису сложного и простого предложения, Повторить изобразительно-выразительные средства речи Отработка навыков определения типов речи, нахождения главной мысли текста

Слайд 3

(1)Язык Зощенко, этот «пестрый бисер» его лексикона, уже к кон­цу двадцатых годов привлек самое пристальное внимание критики. (2)Едва только в печати появились первые рассказы и повести Михаила Михайловича, его язык в этих первых вещах показался таким своеобразным и ценным, что профессор (впоследствии академик) В.В. Виноградов счел нужным написать о нем целый трактат, который так и озаглавил: «Язык Зощенко». (3) В то далекое время все статьи и рецензии о его сочинениях сосредоточивались почти исключительно на их языке. (4)Кем-то было тогда же подмечено, что многие рассказы и пове­сти Зощенко рассчитаны на чтение вслух, так как в них чаще всего вос­производится разговорная устная речь, и что, стало быть, почти все они писаны так называемым сказом. (5)С той поры это слово «сказ» прилипло к Зощенко раз и навсегда. (6) Благо в ту пору оно было модным. (7) Ни одной я не помню газетной или журнальной статейки о нем, где его творчество не определялось бы сказом. (8) Сказ. (9) Этим поверхностным словом исчерпывались все их суждения о Зощенко. (10) Откуда взялся этот сказ? (11) Каково содержание этого сказа? (12) Что хочет писатель сказать этим сказом? (13) Ко всему этому они были вполне равнодушны. (14) Не заинтересовало их также и то, что в зощенковском сказе была злободневность, что сказ этот не сочинен и не выдуман, а выхвачен автором прямо из жизни - из той, что кипела вок­руг в то время, когда он писал. (15) Это не лесковская мозаика старин­ных, редкостных, курьезных и вычурных слов; это живая, свежая, неподдельная речь, которая зазвучала тогда на базарах, в трамваях, в очере­дях, на вокзалах, в банях. (16) Зощенко первый из писателей своего поколения ввел в лите­ратуру в таких широких масштабах эту новую, еще не вполне сформи­рованную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью. (17) Здесь он - первооткрыватель, новатор. (18) Так досконально изучить эту речь и так верно воспроизвести на бумаге ее лексику, ее интонации, ее синтаксический строй мог толь­ко тот, кто провел свою жизнь в самой гуще современного быта и узнал его на своей собственной шкуре. (19) Зощенко именно таким человеком и был, человеком большого житейского опыта, прошедшим, так сказать, сквозь огонь, и воду, и медные трубы. (К. Чуковский)

Слайд 4

1)Объяснить, что такое сказ. 2)Показать, в чем состоит своеобразие прозы Зощенко. 3)Привлечь внимание читателей к проблемам культуры речи. 4)Сопоставить прозу Зощенко с произведениями Лескова.

Слайд 5

1)Язык Зощенко - это коллекция редких, полузабытых слов, которые обрели в его рассказах новую жизнь. 2)Проза Зощенко сразу же вызвала огромный интерес как со стороны читателей, так и со стороны критиков. 3)Рассказы Зощенко воспроизводят живую разговорную речь. 4)Критика не в полной мере оценила новаторство Зощенко.

Слайд 6

1)официально-деловой, описание; 2)разговорный, рассуждение-размышление; 3)художественный стиль, повествование; 4)публицистический, рассуждение.

Слайд 7

1)3; 2)4; 3)5; 4)7.

Слайд 8

1)В предложении 7 автор текста использует слово «статейки», вы­ражая свое пренебрежительное отношение к поверхностным оцен­кам отдельных критиков. 2)В предложениях 10-13 автор, демонстративно повторяя слово «сказ», показывает, как часто критики использовали этот термин по отношению к Зощенко. 3) В предложении 14 используется метафора «кипела жизнь», благодаря ей создается яркий образ того жи­вого источника, из которого брал Зощенко материал для своих рассказов. 4) В предложении 18 автор использует эпитет «на своей шкуре», чтобы показать, как тщательно оберегал Зощенко свою душу oт гу­бительного влияния малограмотной толпы.

Слайд 9

В1.Из предложения 4 выпишите частицы. В2.К какой части речи принадлежит слово КЕМ-ТО из предложения 4? В3.Из предложения 15 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. В4.Какой тип связи используется в словосочетании СВОБОДНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ? В5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. B6. Среди предложений 5-15 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. В7. Среди предложений 15-19 найдите такое, в котором используется авторская пунктуация. В8.Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, в котором встречается однородное соподчинение придаточных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...