Антропонимическая энциклопедия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок посвящён истории возникновения, этимологии имён, отчеств и фамилий. Кроме того, содержит большой стихотворный материал по теме, интересные задания для учеников. Может служить сценарием для мероприятия по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antroponimicheskaya_enciklopediya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Антропонимическая энциклопедия» (урок русского языка в 7 классе)

Задачи:

1. С помощью увлекательной информации пробудить интерес к ономастике.

2.Воспитать стремление к поисковой, исследовательской работе.

3.Заложить понятие антропонимики, выявив культурно-исторические связи.

4.Развивать навык работы с энциклопедической литературой и словарями.

Оформление:

1.Плакат «Именем и словами создан и держится мир» (Лосев)

2.Фотогазета «По имени - житие»

3.Антропонимические паспорта учеников (в них ребята писали значение, происхождение своих имен, фамилий. Проводили параллели со знаменитыми тёзками и однофамильцами).

4.Словари имен, русских фамилий.

5.Рисунки, предваряющие каждую главу.

I. ИМЯ.

1.Стихотворение Р. Седа (выступление ученика)

Имя у тебя одно,

Навсегда оно

Дано.

Жизнь длинна,

И оттого

Ты

Побереги его.

2.Слово учителя.

Магия имени, его историческое и духовное наполнение, смысловая и звуковая аура действуют на носителя, налагают ответственность. Философы Случевский, Флоренский занимались этой проблемой. Толковый словарь дает лексическое значение: „Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении (Синонимы: рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка).

Имя - одно из первых словарных понятий, с которыми знакомится ребенок с самого раннего возраста, проносит через всю жизнь.

В первобытном обществе не было ни имен, ни фамилий. Люди в прозвищах отражали характер людей, физические особенности. Например, Буян, Рябой, Кривой, Большой. Сравнивали с животными - Волк, Медведь, Орел, Бык.

С неживыми предметами - Камень, Скала.

С растениями - Дуб. Отсюда фамилии Буянов, Быков, Волков, Дубов, Медведев и так далее.

Прозвища давались как примета, чтобы выделить из семьи, рода в детстве и в зрелом возрасте.

По внешности: Черныш, Мал.

По характеру: Несмеяна, Храбр, Добрава.

По месту в семье: Старшой, Третьяк, Неждана.

По профессии: Кожемяка, Винокур.

С принятием христианства в X веке русские люди при крещении получали имена:        

Латинские - Виктор, Виталий, Наталья.

Греческие - Александр, Андрей, Лариса.

Славянская традиция - называть ребенка в честь бабушки, дедушки, таким образом проявлялся культ предков. Имя - душа человека, душа умирающего человека переселялась в рожденную, соединяя поколения.

Еще одна традиция, которая сейчас стала активно возрождаться, - выбирать имя ребенка в Святцах. Святцы - церковная книга у православных христиан, содержащая календарь, к каждому дню которого приурочено религиозное чествование святого. Например, 1.03 - Антонина, 23.04 - Георгий, 21.11 - Михаил. Родители, давая имя по Святцам, выбирали святого, который будет молиться за родившегося человека перед Господом. В православии есть такие поговорки: «По имени и житие» (то есть имя оценивается Церковью как тип, духовная норма бытия, идея, на нас светит свет нашего имени), «Достойно имени живи» (то есть жизнь должна соответствовать имени).

3.        Стихотворение М. Владимирова «Святцы» (выступление ученика)

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

 Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь не хошь - Иероним. ...

Эпоха новым лексиконом

Врывалась в речь цехов и сел.

Шли Амфилохии в ревкомы,

Аделаиды - в комсомол.

 Они своих созвучно Эре

 Именовали октябрят:

Заря, Идея, Пионерий,        

4.Учитель:

После революции, строя новую жизнь, люди захотели и новые имена. И появились: Маузерина, Трактор, Кувалда, Лагшмивара (Лагерь Шмидта в Арктике), Велира (великий рабочий), Дамир (Даешь мировую революцию), Вилена (В. И. Ленин), Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, революция)

5.Стихотворение Е. Долматовского «Октябрины» (выступление ученика)

Сергеями, Андреями, Иванами,

Иринами, Маринами, Татьянами

 Теперь детей стараются назвать.

А было время - именами странными

Одаривали их отец и мать.

Вот стали взрослыми, а то и старыми

 Энергия, Ванцетти, Володар,

И Военмор - во славу Красной Армии,

 И Трудомир - в честь мира и труда.

6.Стихотворение С. Маршака «В защиту детей» (выступление ученика)

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

 Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать        

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

 Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

 Дочь свою - Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

 Стали звать Индейкой.

А один Оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

 7. Учитель:

К счастью, имена эти не прижились, а родители выбирают имя в соответствии с семейными традициями, своими пристрастиями. Нужно отметить, что мужские имена имеют в русском языке твердую согласную на конце - Семен

-ий - Юрий

-а(я) - Илья, Никита. Женские - а(я) - Анна, Майя

Возможны варианты одного имени:        

Арина - Ирина

Алина - Елена

Оксана - Ксения

Авдотья - Евдокия

Егор - Георгий, Юрий.

Ермак - Ермолай.

Имена людей - часть истории народа. В них отражаются быт, верования, фантазия, художественное творчество народа, его исторические контакты, язык. В древних святцах - 330 мужских имен, 64 женских имен; В XIX веке - 900 мужских имен, 250 женских имен; В XX веке - 362 мужских имен, 185 женских имен.

8.Стихотворение Л.Васильевой «Русские имена» (выступление ученика)

Нет, не из шелка, не из ситца,

А из сурова полотна,

Что на хозяйстве пригодится,

В России сшиты имена.

Лукаво, ласково, степенно,

Легко сплетается венок:

-Аленка, Леночка, Елена,

Голубоглазенький Ленок.

Чу - ветер дунул:

-Дуня, Дуня!

А сам, юродивый, бегом.

Простоволосая колдунья идет по лугу босиком.

Как спелый помидор со свеклой

Хозяева соседних гряд –

Румяный Федор с белой Феклой

На лавке рядышком сидят.        i

... И пашет, пашет, пашет Паша,

Лишь пот стекает ручейком.

Не уставая, машет Маша

Ему зеленым рукавом.

Привычно, ясно, смутно, странно

Живут в России имена.

А степь по имени Степана

Однажды степью названа.

9.Стихотворение Ю. Благова «Выбор имени» (выступление ученика)

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий, Муций, Свен, Орест.

Зять решил по ходу прений

 Повернуть вопрос ребром: -

Назовем посовременней –

Гелий, Атом, Космодром.

 Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

 Вносит лепту, глядя в Святцы:

Псой, Сысой; Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым

 Занимались вчетвером

Ночь поспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

10.Учитель:

Самыми распространенными мужскими именами считаются - Александр, Алексей, Сергей, Андрей, Дмитрий; женскими - Анна, Мария, Наталья, Татьяна.

11.Занимательные игры:

а)Назовите женские имена, которые одинаково читаются слева направо, справа налево (Алла, Анна, Ада).

б)В каком имени 30 «я»? (Зоя).

в)В каком имени пол «я»? (Поля)

г)Назовите женское имя из 2-х гласных. (Ия).

д)Если от имени мальчика отнять первую букву, вы получите имя девочки (Коля - Оля, Вася - Ася).

е)Назовите имена, которые могут быть и женскими, и мужскими (Евгений (я), Валерий (я), Валентин (а), Александр (а)).

ж)Какое русское имя не заканчивается на -а-, -я-? (Любовь)

з)Сколько вы найдете женских имен, в которых есть буква Э? (Бэла, Элла, Эмма, Эра, Эльза, Аэлита, Эллина, Эмилия, Эвелина).

И) Назовите город, состоящий из одного мужского имени и ста женских имен (Сева - сто - поль).

II. ФАМИЛИЯ.

1.Учитель:

Толковый словарь указывает два значения слова «фамилия»: 1) наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени; 2) общее для членов одной семьи собственное имя, добавляемое к имени, отчеству.

У древних греков не было фамилий, у исландцев нет их и сейчас. Первые русские фамилии обнаружены в документах XV века, социальная верхушка имела их в 14 веке, а большинство населения получило в 18-19 веках. Сначала княжеские (Шуйские, Курбские), у помещиков фамилии появились позднее, часто образованы от церковных приходов (Троицкий, Успенский). У священников были приняты «украшательные», благозвучные фамилии по названию птиц (Лебедев), цветов (Геацинтов), растений (Виноградов), драгоценностей (Серебров), по качествам (Добролюбов), под античность (Горациев). Потом фамилии появились у купцов.

У крепостных крестьян не было фамилий, и после отмены крепостного права они появились не сразу. В основе их - святцы, языческие прозвища, местность, внешние данные, качества характера, профессия, материальный достаток, объекты живой и неживой природы.

2.Стихотворение С. Михалкова «Смешная фамилия» (выступление ученика)

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин, Самоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

 Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

 Лисичкин, Раков, Индюков,

 Селедкин, Мышкин, Телкин,

 Мокрицын, Волков, Мотыльков,

 Бобров и Перепелкин...

3.Задание: определить, по какому признаку дана фамилия путем подбора однокоренных слов.

Кудряшов, Молчанов, Толстой, Жданов, Шумилов, Рыбаков, Кузнецов, Пермяков, Уфимцев, Бедняков, Бондарев, Малинин, Голубкин.

4.Учитель:

 Иногда давали «плохие», неблагозвучные фамилии (Желтухин, Некрасов, Дураков), чтобы обмануть злых духов - «плохое к плохому не пристанет».

Многие фамилии образовались от имен: Семенов - сын Семена, Иванов - сын Ивана и т. д.        i

Самыми распространенными русскими фамилиями являются:

На севере - Поповы

На юго-востоке - Кузнецовы

На северо-западе - Ивановы

В центре - Смирновы.

5.Стихотворение Граубина Г. «Прадеды» (выступление ученика)

Кем был твой прадед на Руси-

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода Кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

 И с долотом не сладит,

 А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

 Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил.

Стрельцов сражался тоже...

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись - и ты увидишь в них

Историю России.

6.Учитель:

Конечно, следует помнить, что имя и фамилия должны сочетаться, создавать гармоничный ансамбль.

7.Стихотворение (выступление ученика)

Десятки имен самых вычурных стилей

Находят в отечестве нашем приют.

И вместе с привычным звучаньем фамилий

Они бесподобный ансамбль создают.

Не сделав родителям зла никакого,

Живут на просторах российских краев

Помпей Недосекин, Наяда Сучкова,

Уран Харитонов, Титан Воробьев.

Законное имя иль попросту кличка-

Порою понять невозможно, хоть плачь:

Нептун Суховеев, Микрона Величко,

Рапсодия Глухова, Нимфа Носач.

8. Знакомство с антропонимическими паспортами ребят.

III. ОТЧЕСТВО.

Учитель:

Отчество (величие) - имя отца, которое присоединяют к собственному имени человека. Традиция русского, украинского, белорусского народов. Первоначально употреблялось только по отношению к высокопоставленным особам, по собственному приказу царя. С начала 18 века обязательно отчество в документах. Но крепостные отчества не имели.

Обращение по имени - отчеству - знак уважения. В былинах встречаем: «Как звать величать по отчеству». Кстати, у евреев отчество пишется по матери - Эрих Мария Ремарк.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Учитель:

Имя человеческое. Казалось бы, всего лишь несколько слов, привычных созвучий, а за ним открывается целый мир и неповторимая судьба.

Пословица гласит: «С именем Иван, а без имени - болван».

Врачи говорят, что душевные, психические болезни сопровождаются утратой, забыванием имени. После операции, наркоза врачи спрашивают имя, чтобы определить, пришел ли человек в себя.

Человека можно лишить богатства, звания, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, славными, знаменитыми, знатными. В разных концах земли принято клясться своим именем, убеждая другого в правоте. Именами заслуженных людей называют города, улицы, парки, ордена.

2.Стихотворение А. Боброва «Имена» (выступление ученика).

Имена, имена, имена

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна -

Так и имя загадка и тайна.

В этой жизни, а может и в той,

Под земною звездой и небесной

Охраняет любого святой

Не для каждого, впрочем, известный.

Посреди разоренной земли

На ветру разгорелась рябина.

В сентябре прозвучит Натали,

В октябре отзовется Марина.

И посыплется с веток листва,

Не убавить уж, не прибавить.

Имена ведь - не просто слова,

А почти воплощенная память.

Ради вечной надежды своей

Вспоминайте судьбою хранимых

 Имена самых верных друзей,

Даже боль приносивших любимых.        

Имена, имена, имена.

В этой жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна,

Так и имя - загадка и тайна.

3. Домашнее задание - групповые проекты «Имя в фольклоре», «Фразеологизмы с именами», «Что означают фамилии знаменитых людей России?», «Псевдонимы», «Традиции антропонимики у других народов», «Антропонимика и топонимика», «Из собственных имён в нарицательные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диплом участника энциклопедии "Лучшие люди губернии ХХI век"

Диплом участника энциклопедии "Лучшие люди губернии XXI век"...

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

"КРАТКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по действиям населения в чрезвычайных ситуациях"Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.

Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, в бытовых экстремальных ситуациях? Как вы­жить, оказавшись наедине с дикой при...

Детские энциклопедии. Как пользоваться энциклопедиями.

Библиотечный урок на тему: "Детские энциклопелии. Как пользоваться детскими энциклопедиями"....