Как писать письма
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Научить детей грамотно писать письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_pisma.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как писать письма .

Цель урока: 

  1. значение переписки в жизни людей;
  2.  какие бывают письма по жанру;
  3.  структура и стилистические особенности письма-текста;
  4. речевой этикет письма; культура выражения чувств

Наглядность : четыре больших  конверта с надписями «Письмо – поздравление», «Письмо – пожелание»,  «Письмо  родным и близким», письмо с надписью «На деревню дедушке. Константину Макарычу»

Словарная работа: отправитель – получатель (адресат) , общение не расстоянии (Здравствуйте, до свидания)

Оборудование: Мультимедийная доска

Ход урока

  1. Урок начинается с чтения письма Вани Жукова  по произведению А.П. Чехова подготовленным учеником.

Учитель : Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Мы обязательно вернемся к письму Вани Жукова и подумаем, что он сделал неверно , когда отправлял свое письмо и соблюдал ли он речевой этикет

Сообщается тема и цель урока.

    Беседа с учащимися: Как вы думаете , какое значение имеет переписка в жизни людей?             О чем она может рассказать? (Письма можно рассматривать как  источник изучения    эпохи, обычаев, облика людей, средства приобщения к общественной жизни, выражение уважения, любви и внимания.)

С чего начинается письмо? ( С адресата).

Работа с конвертом - письмом, который подписан «На деревню дедушке.» Почему письмо не дошло до адресата (дедушки)? (Неверно написан адрес.)

Работа по выполнению домашнего задания :пишите ли вы письма и сохраняются ли они  у вас  в семье?(Беседа с учащимися)

Как вы думаете, с какой целью и почему люди пишут письма?

Вывод : письмо возникло, потому что людям необходимо общение на расстоянии.

  1. Учитель : Какие бывают письма по своей цели, особенностям нам  помогут узнать об этом учащиеся – консультанты. Подумайте, может ли текст письма охарактеризовать его автора и его отношение о том . о чем он пишет.) (Ученики читают письма , а учащиеся распределяют согласно жанру по конвертам и отвечают на вопросы).

1-ый ученик читает  письмо – пожелание

Дорогие ребята!

От души желаю Вам , хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы , любите друг друга.

М. Горький

(Это письмо  – пожелание, в котором автор желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека , который его пишет. Это письмо говорит о том , что писатель любит детей.)

 

2-ый ученик читает  письмо – поздравление

С днем рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми , здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дедушка Коля.

(Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья ,дружбы между собой … )

       3-ый ученик читает  

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому? Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля.

(Это письмо родителям . В нем Оля сообщает о том  ,что ей в санатории живется хорошо Особенностью этого письма является то , что оно содержит информацию, но и отражает настроение , переживание девочки.)

Вывод: письма бывают разные: «Письмо – поздравление», «Письмо – пожелание»,  «Письмо  родным и близким».

Учитель: Как называют того, кто получает письма? (адресат- от немецкого слова адрес)

                Как называют того, кто отправляет письма? (отравитель)

Учитель сообщает о том , что между адресатом и отправителем соблюдается выработанный веками порядок написание писем.

 Учитель: Как вы думаете , как нужно оформлять свое письмо?

(Письма  стараются писать разборчиво , четко , аккуратно , на чистом листе бумаги. Бумага бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, иногда украшенные рисунком… Многие ребята любят посылать с письмом свои рисунки. Корней Чуковский любил писать разноцветными строчками. Для этого он брал цветные фломастеры и выделял  ими важные места писем.

 Учитель: Знаете ли вы , как нужно размещать текст письма на листе бумаги?((рассказывает ученик – консультант)

С левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до двух с половиной сантиметров. Такие же поля оставляют сверху и снизу листа. Письмо не пишется «сплошняком». В не выделяется обращение и подпись. В тексте может быть много абзацных выделений (красных строк).

Сообщение ученика:

У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спрашивали:   «Что вам   больше всего приятнее получать с Земли?»

- Письма,- отвечали они…

Учитель: Как вы думаете, почему космонавты так ответили? (Беседа с учащимися).

Слово учителя: Одна девочка переписывалась со своей учительницей. Письма писать она умела, а вот на конверте рисовала и писала много лишнего.

Какой совет, ребята, вы бы могли дать?

 А  учительница  ей написала… Как вы думаете , что? («Я хочу дать тебе совет: не делай ненужных приписок и пометок на обратной стороне конверта ,  это некрасиво, да и отвлекает внимание почтальонов.)

  1. Учитель: А сейчас обратим внимание на структуру, стилистические особенности письма и речевой этикет в письмах.

Здравствуй…  До свидания…(на доске)

Учитель: Письмо , как и другой текст ,имеет 3 части: начало(зачин) , основную часть и концовку. Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, прощание, обращение (Здравствуй…  До свидания…), другие этикетные выражения («Извините, что я вас беспокою», «Прости ,что долго не отвечал на твое письмо»). 

Вывод:  письмо- это текст

Готовимся писать письма

(На мультимедийную доску демонстрируется таблица)

Схема текста письма

Письмо

1.Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписчика.

Дорогие мама и папа! Получила ваше письмо.

Опишу вам , как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости –  известные спортсмены.

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Спасибо за то , что вы положили мне теплые вещи.

Я вас прошу писать мне чаще. Передайте привет моей классной руководительнице.

До свидания.

Любящая вас Катя.

14 июня 2011года.

2.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

3.Вопросы адресату.

4.Благодарность.

5. Просьба. Привет.

6. Прощание.

7. Подпись.

8. Дата и место написания (можно указать в начале  письме в правом верхнем углу).

-

(Учащиеся читают текст письма , расположенный в правом столбике. В ходе беседы они убеждаются , что письмо – это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически.

Делается вывод :  В письме, как и  в тексте, можно видеть начало (зачин), основную     часть и концовку.

Учитель: А теперь поговорим о речевом этикете( тренировочное упражнение 83-устно)

 - Анализ речевого  этикета  письма Вани Жукова.

Вывод: Необходимо знать, что письмо - это текст , в котором должны быть вопросы к адресату , подпись, дата. Нередко следует начать с благодарности и  затем сообщать о себе.

4. Особенности письма родным и близким.

Учитель: Каким вы представляете себе письмо родным?

               Давайте обратимся к схеме письма родным и близким .подведем итоги . дополним наши знания.(Работа по таблице «Готовимся писать письма»).

Сообщения учителя:  письма родным – это интимные письма, письма – повествования  , в которых о чем – то сообщаются, напоминаются, подтверждаются или отрицаются. В них  чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально – оценочные суждения.

Беседа : В каких случаях вы пишите письма своим родным и близким? (Когда уезжаем из дома).

Как вы думаете , что должно интересовать родителей в ваших письмах?

Что хотели бы вы узнать из ответного письма?

Какие предложения по цели высказывания встречаются в ваших письмах чаще всего? (Вопросительные).

Учитель: Вопросы – это важная часть письма к родним и близким  , так как желание узнать, как он живут, побуждает вас задавать вопросы. Просьбы так же часто встречаются в письмах подобного рода. Но к сожалению некоторые письма детей состоят из одних просьб. При чтении таких писем создается впечатление , что их авторы не проявляют заботу о близких. Иногда такое впечатление создается от того , что они не умеют писать письма. Послушайте такое письмо. ( Читает подготовленный ученик).

Бабуля , здравствуй! Не грусти. Конфеты кончились , учти. Я сделал лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А у меня большое горе – пропали плавки на заборе. Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Все. Твой внук Кирилл. (А. Алдонина)

Учитель: Соблюдаются ли структурные и  речевые нормы в этом письме? Работа по таблице «Готовимся писать письма»). 

Учитель: Пишите ли вы письма, сохраняются ли  письма в ваших семьях?

Итог урока :   письмо – это

  1. текст, где должно соблюдаться логическое  изложение (зачин,основная часть , концовка)
  2.  письмо должно содержать вопросы к адресату , подпись
  3.  письмо должно быть написано на аккуратном листе бумаги красивым,

разборчивым почерком

Домашнее задание : Напишите письмо  кому-нибудь  из ваших родных и близких. Постарайтесь доставить радость своему адресату.

                         

 

             

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Письмо. Как писать письма?

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма....